Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формирование патриотических и гражданских чувств у учащихся через изучение героических страниц истории ОтечестваНеобходимо более подробно остановиться на изучении героических страниц истории Отечества как средстве воспитания патриотических чувств у подрастающих поколений. Осуществить организацию изучения данных страниц истории можно на примере отдельных тем и уроков по курсу «Истории Отечества» в 8 классе. 1. На уроке «Начало Отечественной войны 1812 г.» следует подчеркнуть, что с самого начала война приобрела справедливый, освободительный характер. Убедительно звучат здесь слова одного из первых летописцев этих событий, будущего декабриста Ф. Глинки: «...наступают времена Минина и Пожарского...Везде гремит оружие, везде движутся люди! Дух народный после двухсотлетнего сна пробуждается, чуя грозу военную». Чтобы показать мужество армий, шедших на соединение к Смоленску и героически защищавших город с ополченцами, включаются в рассказ слова генерала Н. П. Раевского, который, с двумя своими юными сыновьями став впереди солдат, воскликнул: «Вперед, ребята, за веру и Отечество. Я и дети мои, коих приношу в жертву, откроем вам путь». Учащимся предлагается назвать нравственные черты, характеризующие этот подвиг. Интересным будет рассказ об участии башкир в Отечественной войне 1812 года. Рассказ будет более интересным если будет проходить у памятника участникам Отечественной войны. 2. Урок «Завершение Отечественной войны 1812 года. Заграничный поход русской армии» начинается с рассказа о подготовке к контрнаступлению. Рассказывая об огромном значении марш-маневра из лагеря у села Тарутино, приоткрывшего южные регионы страны и оставившего врагу лишь разоренную Смоленскую дорогу, учитель может привести слова М. И. Кутузова: «Отныне имя его должно сиять в наших летописях наряду с Полтавой, и река Нарва будет для нас так же знаменита, как и Непрядва, на берегах которой погибли бесчисленные ополчения Мамая». В беседе о причинах оставления французами Москвы можно привести слова из пьесы В. Соловьева «Фельдмаршал Кутузов»: Велик Наполеон! Стратег, политик ловкий, сравнится кто другой с ним, думаю, навряд. А вот сидит в Кремле, как в мышеловке, и хочется вперед, ан надобно назад. Вопрос об огромном размахе партизанского движения в народной войне может быть раскрыт в сообщениях учащихся, в которых удачно прозвучат отрывки из басен И. А. Крылова «Волк на псарне», «Ворона и курица», «Кот и повар», «Обоз». Знакомство об участии «северных амуров» в заграничных походах вызовет особенную гордость в сердцах учащихся. Учащиеся подводятся к пониманию закономерности победы России в войне, в которой величие духа патриотизма народа было движущей силой разгрома наполеоновской армии. 3. Уроки по теме «Крымская война» также дают возможность решать задачу патриотического воспитания учащихся. Рассказывая о начале военных действий, разгроме и потоплении Черноморским флотом под командованием адмирала П. С. Нахимова турецкой эскадры в Синопском бою, учитель предлагает учащимся вспомнить о поражении турецкого флота в Наваринском сражении (1827г). Тогда на линкоре «Азов» служили лейтенант Нахимов, мичман Корнилов и гардемарин Истомин - будущие руководители и герои Севастопольской обороны. Именно здесь решалась судьба всей войны, громадной по размаху и значению. Башкиры принимали активное участие в защите наших границ от иностранных интервентов. Учитывая, что большой силой эмоционального воздействия обладают исторические документы, можно привести слова из приказа адмирала Нахимова, ставшего душой обороны города: «Матросы, мне ли говорить о ваших подвигах на защите родного нам Севастополя и флота, я с юных лет был постоянным свидетелем ваших трудов и готовности умереть по первому приказанию; мы сдружились давно; я горжусь вами с детства! Отстоим Севастополь...» Далее приводятся примеры массового героизма защитников города. - Какие боевые и моральные качества проявили эти русские патриоты? Особо следует отметить, что вместе с отцами и старшими братьями в осажденном городе отважно сражались и дети. Среди подростков, награжденных адмиралом Нахимовым медалью «За храбрость» и Георгиевским крестом, был 10-летний Николай Пищенко. Рассказывая об обороне Севастополя, следует подчеркнуть, что защитники Севастополя проявили находчивость и смекалку, позволившую поднять на новую ступень русское военное искусство. Это - знаменитые подземные галереи русских саперов и успешная контрминная борьба, легендарные вылазки пехотинцев и матросов и массированный артиллерийский огонь, постоянно державшие в напряжении войска артиллерийский огонь, постоянно державшие в напряжении войска неприятеля. В завершение урока делается вывод о том, что 349 дней и ночей в самых невероятных условиях, не щадя своей жизни, защитники самых невероятных условиях, не щадя своей жизни, защитники отбрасывали превосходящие силы врага, покрыв себя немеркнущей славой, и вписали новую яркую страницу в историю Отечества. Но жизнь уготовила легендарному Севастополю новые испытания в суровые годы Великой Отечественной войны. И наследники боевой славы героев 1854-1855 годов 250 дней сдерживали врага у черноморской твердыни, поломав все планы фашистского командования. Учреждение 22 декабря 1942 года боевой награды военной поры - медали «За оборону Севастополя», а 3 марта 1944 года ордена и медали Нахимова - лучшее тому подтверждение. 4. Повторительно-обобщающий урок по теме «Великая Отечественная война» можно подготовить в форме урока-игры «Дорогами войны». Эти уроки должны быть не только уроками развития ума, но и воспитания гражданских чувств. Нужно уметь вызвать у школьников резонанс эмоций, отклик переживаний на основе их личного опыта. Можно выделить следующие условия для получения такого резонанса: • эмоциональность самого учителя - переживание им самим тех идей, которые он передает учащимся; • использование различных средств, направленных на возбуждение интереса к излагаемым знаниям, пробуждение деятельности ума школьника; • формирование определенного личностного отношения учащихся, закрепленного гаммой эмоций, к различным явлениям общественной жизни. Патриотическое воспитание историей не должно сводиться к военно-патриотической пропаганде. Его прежде всего необходимо направить на формирование у учащихся чувства гордости за достижения отечественной культуры. Военная история должна не столько пробуждать чувство ненависти к странам-противникам и формировать «образ врага», сколько внушать уважение к способностям народа проявлять в тяжелую минуту лучшие национальные качества, к тем достижениям экономики и военного искусства, которые обеспечивали военные победы. Она не может исчерпываться перечислением сражений и побед. Необходимо объяснять причины того, что стране приходилось напрягать перед лицом военной опасности все свои силы, и то, какие последствия для социально-политической жизни России и ее культуры имели эти постоянные сверхчеловеческие усилия. Изучение опыта историков и методистов по формированию чувства любви к Отечеству на уроках истории и во внеурочной работе, позволяет прийти к выводу, что на современном этапе патриотическое воспитание должно вестись по трем неразрывно связанным между собой направлениям: 1.Изучение ребенком истории своей семьи. 2.Изучение истории родного края. 3. Изучение героических страниц истории Отечества. 7) Наиболее эффективно задачи патриотического воспитания позволяет решать материал следующих тем: • Культура Руси IX - первой половины XII в. • Походы Батыя на Русь. • Борьба русских земель с западными завоевателями. • Русь и Золотая Орда в XIII-XIV вв. • Русская культура XIV-XV, XVI вв. • Освободительная война против польских, немецких и шведских интервентов (ополчение К. Минина и Д. Пожарского). • Культура России XVII в. • Преобразования Петра I. • Внешняя политика Петра I. • Развитие культуры в Петровскую эпоху. • Русское военное искусство (А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков). • Культура XVIII в. • Отечественная война 1812г. • «Северные Амуры» • Крымская война. • Культура первой половины XIX в. • Русско-турецкая война 1877-1878 гг. • Русская культура во второй половине XIX в. • Культура в начале XX в. • Россия в Первой мировой войне. • Великая Отечественная война 1941-1945 гг. • Послевоенное восстановление хозяйства и др.
ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО теме педагогического опыта:
|