Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формирование национального самосознания школьника через изучение родословной на уроках истории ОтечестваПроцветающее, стабильное общество - это общество, вдохновляемое общенациональной идеей: религией, любовью к Отечеству, стремлением дать каждому гражданину высокий материальный достаток и т. д. Изучая историю народов, мы в первую очередь должны знать свою историю, историю своей семьи, своих предков. Авторы учебного пособия «Путешествие в историю» Е. В. Саплина, А. И. Саплин считают, что необходимо заложить интерес к истории не как к науке, а как ко всепроникающему началу, которое вокруг нас, показать, что история - это ключ к культуре любых эпох, история вокруг нас, в домах, которые нас окружают, в предметах быта, в названиях улиц, на которых мы живем. Изучение родословной имеет длинную историю. Башкиры с давних времен передавали из поколения в поколение родословную своей семьи -Шежэрэ. В селах и деревнях Республики и Бурзянского района проводятся Праздники Шэжэрэ Байрам. Знакомство с истоками позволяет детям осознать свою причастность к истории, а учителю достичь ряда задач: 1) Воспитать любовь к малой родине, предкам, семье. 2) Повысить роль семьи как социума, формирующего личность. 3) Использовать невостребованные возможности семьи. 4) С учетом возрастных особенностей мышления прививать учащимся навыки исследовательской работы (постановка цели, планирование, составление плана-вопросника, опрос респондентов, поиск разных источников информации, работа с музейными и архивными материалами, умение выдвигать гипотезу и проверять ее и т. д.). 5) Расширять мотивацию изучения истории Отечества. 6) Освоить методику написания реферата по родословной. 7) Помогать старшеклассникам успешно осваивать большие объемы учебного материала. 8) Создавать комфортную доверительную обстановку на уроке. 1-й этап. 5 класс. В 5 классе во вводном курсе истории можно рассмотреть такие темы: 1. «История моего имени» (экскурс в историю имени ребенка). 2. «Мы родом из прошлого» (введение в родословие). 4.«История моей улицы, моего дома». 5.«История моих бабушек и дедушек». 6.«История моих родителей». 7.«Родословное древо». Названия предложенных тем ориентировочные, так как дети сами могут додумывать их на уроке. К каждой теме составляется вопросник. Вопросы записываются на доске, и дети размышляют, какие из них наиболее важны для исследования, на какие можно ответить в классе, на какие - с помощью родных. Используют разные методы и приемы: словесный, наглядный, исследовательский. Проверка знаний происходит в форме беседы, рассказов детей, мини-семинара, путешествия по картинной галерее (с представлением своего рисунка по теме и его защитой), путешествия по музею старых вещей, фотовыставке. Идет знакомство со словарем. Важно учитывать мотивацию и особенности мышления детей 10-11 лет. В этом возрасте наступает благоприятный момент для изучения истории семьи. 1. Имеются хорошие мотивации (чувство гордости за своих родных, желание рассказать о них, занимательность и необычность содержания урока, чувство долга и ответственность ребенка). 2. Сформированы способность к творчеству и исследовательской деятельности, причинное мышление. Ребенок учится ставить исследовательские цели, выдвигать гипотезы, рассматривать известные ему факты с позиции выдвинутых им гипотез. 2-й этап. 8-11 классы. Основная работа над родословной ведется в 8-11 классах. У учащихся появляется желание изучать предмет, в том числе и дополнительно, желание хорошо сдать экзамен в школе и поступить в вуз, завоевать авторитет в классе, знать историю лучше, чем другие, ощущать радость самовыражения, самовоспитания, открытия. Готовность к исследовательской деятельности; эвристическое мышление, положительные мотивации, складывающиеся мировоззренческие позиции должны быть поддержаны разумными учебными программами. История семьи в старших классах изучается совместно с историей Отечества. Узловые темы истории Отечества с середины XIX века изучаются в такой последовательности: собирается материал по родословной по этому периоду, на уроке он анализируется, выявляются закономерности, формируется проблема, выдвигаются гипотезы. Возникающие проблемы решаются путем изучения материала из учебника. История семьи проецируется на историю страны. Информация учебника начинает звучать по-новому, становится лично-значимой. Из бесстрастного наблюдателя ученик превращается почти в участника событий. Факты из истории предков становятся составной частью картины исторического процесса. Темы рефератов: • «Как встретили XX век мои предки». • «Октябрьская революция в судьбах моих предков». • «Колхозное строительство и моя семья». • «Кем мы гордимся в нашей семье». • «Семейные традиции». Учителю, решившему включить родословие в курс отечественной истории, можно дать следующие методические советы: 1. Школьники должны быть максимально вовлечены в учебный процесс как самостоятельные исследователи прошлого. 2. Школьники должны использовать при изучении родословия равные источники (письменные документы, письма родных, воспоминания, устные рассказы родственников, знакомых, заинтересованных лиц, музейные и архивные материалы). 3. Работа учащихся на всех этапах должна направляться и контролироваться учителем. 4. Работа должна быть только индивидуальной. Учитель должен знать семейные обстоятельства своих учеников, чтобы не нанести детям душевную травму. 5. Работа над родословной должна быть доступной и интересной. 6. В процесс работы должны быть вовлечены родители, с которыми необходимо провести предварительную доверительную беседу. Таким образом, в результате работы над родословной с целью формирования у учащихся национального самосознания возрастает мотивация к изучению истории Отечества, успешно осваиваются приемы поисково-исследовательской работы, укрепляется взаимопонимание в семье. Работа над родословной превращает каждый урок в урок двух историй - своей семьи и своей страны; она помогает ученикам не бесстрастно и отстраненно смотреть на историю Отечества, а чувствовать свою причастность к ней через историю своих близких. Наконец, она дает возможность испытать ни с чем не сравнимый восторг от сделанного в истории своей семьи открытия.
|