Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Формирование представлений о геометрических фигурахВ соответствии с программой в начальных классах у школьников необходимо сформировать представления о различных геометрических фигурах и их свойствах. Это точка, линии (кривая, прямая, ломаная, отрезок), многоугольники различных видов и их элементы, круг, окружность и др. В программе четко определены и требования к знаниям и умениям детей о геометрических фигурах. Учитель должен добиться усвоения детьми названий изучаемых геометрических фигур и их свойств, а также сформировать умение выполнять их построение на клетчатой бумаге. Отмечая особенности изучения геометрических фигур в начальных классах, следует обратить внимание на то обстоятельство, что свойства всех изучаемых фигур выявляются экспериментальным путем в ходе выполнения соответствующих упражнений. Важную роль при этом играет выбор методов обучения. Значительное место при изучении геометрических фигур и их свойств должны занимать группа практических методов и особенно практические работы. Систематически должны проводиться такие виды работ, как изготовление геометрических фигур из бумаги, палочек, пластилина, их вырезание, моделирование и др. При этом важно учить детей различать существенные и несущественные признаки фигур. Большое внимание при этом следует уделить использованию приема сопоставления и противопоставления геометрических фигур. Упражнения, в ходе выполнения которых происходит формирование представлений о геометрических фигурах, предложенные в учебнике можно охарактеризовать как задания: - в которых геометрические фигуры используются как объекты для пересчитывания; - на классификацию фигур; - на выявление геометрической формы реальных объектов или их частей; - на построение геометрических фигур; - на разбиение фигуры на части и составление ее из других фигур; - на формирование умения читать геометрические чертежи; - вычислительного характера (сумма длин сторон многоугольника и др.) Первая встреча детей с геометрическими фигурами происходит еще до школы. У них накапливаются представления о форме, размерах и взаимном расположении различных предметов в окружающем их мире. Эти представления являются необходимой основой для формирования у младших школьников важнейших геометрических представлений, а затем и понятий. В школе с геометрическими фигурами встречаются уже первоклассники, начиная с первых уроков, где фигуры выступают в качестве объектов счета. Здесь школьникам целесообразно предлагать упражнения, в ходе выполнения которых они будут называть и пересчитывать демонстрируемые учителем фигуры, находить их у себя в наборах и выкладывать перед собой заданное их количество. Например, учитель выставляет на наборное полотно 5 треугольников и ведет с детьми разговор в таком плане: - Какие фигуры я выставила? - Сколько треугольников? - Найдите у себя в наборе столько же треугольников и положите их перед собой на столе. В результате такой работы дети учатся узнавать фигуры по форме, выделять ту или иную из числа других и давать им название. В это же время происходит знакомство детей с тетрадью, страницы которой покрыты различными линиями (прямыми горизонтальными, вертикальными и наклонными, пересекающимися и непересекающимися). Эта своеобразная геометрия листа дает хороший материал для формирования геометрических представлений детей, и его необходимо использовать. Этот период, формально не связанный с изучением геометрических фигур, фактически занимает важное место в этом процессе, так как в ходе такой работы у детей формируются определенные представления о геометрических фигурах, но происходит это в основном на интуитивном уровне (без выделения существенных признаков объекта). Дальнейшая работа по изучению геометрических фигур проводится уже в соответствии с программой и учебником. При этом, выполняя соответствующие упражнения и организуя должным образом деятельность детей, следует обратить самое серьезное внимание на выделение существенных признаков каждой изучаемой фигуры. Знакомству с геометрическими фигурами и их свойствами способствуют и простейшие задачи на построение. В ходе их выполнения учим детей пользоваться чертежными инструментами, у них формируются чертежные навыки. Первые построения выполняются по образцу. Научив детей выделять данную фигуру (отрезок, прямоугольник и др.) из множества других фигур, мы даем им задание начертить такую же как в книге, как на доске и т.д. Большая часть задач на построение это в основном метрические задачи на построение, в которых обращается внимание только на размеры и форму искомой фигуры. Например, построить прямоугольник, периметр которого 12 см. Процесс решения задачи на построение разбивается обычно на 4 этапа: анализ, построение, доказательство и исследование. В начальных классах эти этапы явно не присутствуют, но учитель должен начинать неявное включение учащихся в выполнение этой работы. В зависимости от содержания решаемых задач и целей их решения можно варьировать число этих этапов.
Пример. 1) Построение и исследование.
Задача. Начерти такой треугольник Рис. 36 Проведи один отрезок так, чтобы получилось еще два треугольника. После выяснения, как расположен треугольник (по числу клеточек), приступаем к исследованию (Сколько отрезков надо провести? Сколько можно провести разных отрезков?).
Рис. 37 2) Построение и доказательство. Задача. Начерти прямой угол. (После построения с помощью модели прямого угла доказываем, что построение выполнено верно). 3) Анализ и построение. Задача. Начерти четырехугольник у которого два угла прямые, а два других – непрямые. (Следует использовать таблицу с четырехугольниками, по которой ведется анализ). При выполнении построений необходимо учить детей правильно пользоваться линейкой, карандашом и т.д. Здесь надо предъявлять к учащимся требования не меньше, чем при формировании навыков письма и счета.
|