Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Процессы стереотипизации как групповой феноменЛипман: Стереотипы – это обобщенная, упрощенная и ригидная система представлений об индивиде, как представителе определенной соц.группы. Стереотип связан с восприятием другого человека. Изначально стереотипизация объяснялась на основе концепции Тейлора “Когнитивные скряги”. Согласно ей человек прибегает к стереотипам для того чтобы снизить поток информации, внося искажение в восприятие реальности. Всегда подчеркивался негативный оттенок в стереотипах. Эксперименты Сукса и Тернера опровергли эту концепцию, и установили, что процесс образования стереотипов связан не с ограниченными когнитивными способностями личности, а объясняется скорее процессами обобщения, т.е. обогащение информацией через перестройку восприятия реальной стр-ры соц.окружения, дающее возможность индивиду действовать на более высоком уровне организации своего поведения, т.е. на уровне коллективных субъектов. С помощью этого процесса индивид выстраивает свое поведение, как член волне определенной соц.группы, находящейся во взаимодействии с другими соц.группами. Стереотипизация особенно сильна в ситуации конфликта, напряженных отношений с другими соц.группами. Стереотипизация начинает приобретать редуктивный хар-р в том случае, если в ситуации межиндивидуального взаимодействия продолжает применяться соц. стереотип. Стереотип наполняет групповое сознание не ошибками восприятия, а устойчивыми и обобщенными сторонами соц. реальности, который закрепляет групповой опыт взаимодействия доводя его через стереотипы до каждого члена группы Стереотипизация – это приписывание познаваемой личности набора качеств на основе отнесения ее к какому-либо классу или социальной группе. Стереотип – это набор качеств, приписываемых познаваемому лицу или объекту. Социальный стереотип – это обобщенный, устойчивый, эмоционально окрашенный, основанный на общественном или личном опыте образ целого класса людей. Впервые понятие «стереотип» употребил Литман в 1922 г. в работе «Общественное мнение». Виды стереотипов: Стереотипы, характеризующие людей как членов определенных социальных групп. Это могут быть возрастные, половые, национальные, профессиональные, политические, статусные стереотипы. Оценочные стереотипы – стереотипы, формирующиеся на основе оценки внешности. Они подразделяются на 3 разновидности: o Антропологические стереотипы. Анализ чисто анатомических признаков. o Ролевые стереотипы. Анализ манеры поведения человека, его экспрессивные проявления, оформление внешности. По внешности мы судимо социальной роли, а дальше приписываем определенный набор качеств. o Эмоционально-эстетические стереотипы. Внешность человека оценивается по ее соответствию обще принятым эталонам красоты. Они подразделяются на эмоционально-интегративные (внешность в целом) и эмоцинально-аналитические (отдельные элементы внешности). Красивым людям приписываются положительные качества, а некрасивым людям – негативные качества. Литман говорит, что специальные стереотипы порождаются обществом и усваиваются в процессе некритического заимствования от авторитетных лиц. Основные формальные характеристики стереотипов: Адекватность. Низкая степень адекватности может быть обусловлена тем, что социальные группы со временем претерпевают изменения, а стереотипы являются устойчивыми и не могут быстро изменяться, становясь неадекватными. Устойчивость (ригидность). Устойчивость стереотипов проявляется в том, что стереотипы сохраняются у человека даже вопреки его личному опыту. Стереотип сохраняется даже тогда, когда доказана его гносеологическая несостоятельность. Степень устойчивости стереотипа обусловлена 2 типами факторов: социальными и психологическими. К социальным факторов относится уровень образования, чем образованнее человек, тем его стереотипы менее устойчивы. К психологическим факторам относится замкнутость, авторитаризм и некритичность, все это приводит к повышению устойчивости. Снижению устойчивости способствует реальный контакт с людьми, т.к. в процессе реального взаимодействия можно более глубоко узнать человека. Вывод: стереотипы искоренить невозможно, мы вынуждены пользоваться ими, но делать это нужно с большой осторожностью. При использовании стереотипов силлогистический способ мышления (из общего вывода вытекает частный вывод) следует заменять вероятностным. К стереотипу нужно относиться как к своеобразной гипотезе, нуждающейся в проверке на собственном опыте.
|