Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Абрамцевско-кудринская резьба ⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Необычна история возникновения абрамцевско-куд-ринской резьбы, хотя она тесно связана с путями развития русской культуры конца XIX века и уходит своими корнями в традиции народного искусства. Абрамцево - дачный посёлок, расположенный в 57 километрах от Москвы, около города Загорска*. Недалеко от железнодорожной станции находится Музей-усадьба Абрамцево. Это бывшее имение, некогда принадлежавшее крупному капиталисту Савве Ивановичу Мамонтову. Хотя его основная деятельность была связана со строительством и управлением одной из крупнейших железных дорог России, С.И.Мамонтов со всей страстью души отдавался искусству. Сам он был исключительно одарённым человеком. Он прекрасно пел и музицировал, был хорошим режиссёром, серьёзно занимался скульптурой, но его главный бесценный дар заключался в том, что он безошибочно отличал талантливых людей и подлинные произведения искусства. Он помогал истинным художникам пробить себе дорогу в жизни. Здесь, в Абрамцеве, семья Мамонтовых собрала вокруг себя художников и музыкантов, чьи имена составляют теперь гордость русской культуры. Так возник «мамонтов-ский абрамцевский кружок». Здесь бывали и работали над своими произведениями такие художники, как Врубель, Репин, Васнецов, Серов, Левитан, Нестеров, скульптор Антокольский, композиторы Рймский-Кбрсаков и Рахманинов, здесь пел и великий Шаляпин. Всем им и многим другим не раз помогал Мамонтов. В его доме царила атмосфера глубокого уважения к культуре и истории русского народа. Здесь любили народное искусство, стремились глубже понять и сохранить его для будущих поколений. У членов абрамцевского кружка появилась идея создания усадьбы, где бы всё было в русском народном стиле. Сказано - сделано. Художники В.М. Васнецов и В.Д. Поленов создали проект маленькой церковки в древнерусском стиле. За образец они взяли старинные новгородские храмы. Вскоре церковь была построена. Если вы будете в Москве, посетите Музёй-усадьбу Абрамцево, и вы своими глазами
joiner's workshop
were quite well off
tried their hands at carpenter
(he) had clever fingers увидите эту чудесную церковку, вобравшую в себя талант своих создателей, их любовь к русской старине. Церковь решено было украсить резьбой по камню и по дереву. Для того чтобы резьба сохранила народный стиль, стали искать образцы старой резной мебели, посуды, детали резных украшений домов и различных хозяйственных построек, народную вышивку, тканые изделия. В Абрамцеве появилась специальная комната, в которой были собраны эти образцы народного искусства, - так возник один из первых русских музеев, где стали изучать произведения народных мастеров. Ещё раньше С.И.Мамонтов построил школу для крестьянских детей, а при ней столярную мастерскую, чтобы крестьянские дети обучались не только грамоте, но и ремеслу. Теперь решено было в этой мастерской обучать молодых людей ещё резьбе и росписи по дереву в народном духе, используя для этого старинные резные и расписные изделия. Возглавила это дело сестра художника Поленова -Елена Дмитриевна Поленова. Она сама разрабатывала образцы столов, буфетов, шкафчиков, кресел, резных полочек, шкатулок и рамок для картин. Талантливая художница помогла ученикам быстро овладеть своим стилем. В основе его была резьба с геометрическим узором: круги, овалы, ромбы, треугольники. Абрамцевские изделия быстро приобретали популярность. На одной из главных улиц Москвы был открыт магазин. Здесь начали продавать изделия мастерской. Москвичи охотно их покупали. Работа резчиков неплохо оплачивалась, их семьи уже больше не бедствовали, как другие крестьяне. Профессия резчика стала очень уважаемой и желанной, многие крестьяне из соседних деревень пробовали себя в резьбе. В деревне Кудрино жил плотник Ворноскбв. Два его сына Василий и Михаил учились в абрамцевской мастерской. Василий Ворноскбв пришёл в мастерскую, когда ему было только 11 лет. Был он в те годы маленький, худенький. Однако учителя в школе и мастера скоро стали ставить его в пример другим ребятам: «Вот он какой маленький, а учится лучше всех». И правда, всё ладилось в руках Василия, красиво работал паренёк. Хорошо было работать в абрамцевской мастерской, для многих это было большой удачей в жизни. Столяр-рёзчик
I don't like it any more
velvety envelop мог не заботиться ни о материале, ни о продаже готовых изделий. Всё это делали те, кто управлял мастерской. А резчик должен был только аккуратно копировать предложенные образцы и получать за свою работу деньги. И никаких больше забот! Такая жизнь считалась просто счастьем. Так работали счастливцы - мастера в абрамцевской мастерской всю жизнь и лучшего для себя не искали. Но вдруг братья Ворноскбвы, Василий и Михаил, ушли из мастерской. Такого ещё никогда раньше не бывало. Когда Василия спрашивали, почему он так сделал, он скупо отвечал: «Разонравилось». Ничего больше он не говорил. Наверное, и сам В.П. Ворноскбв не сразу мог объяснить, почему ему был не по душе геометрический узор, предложенный Е.Д. Поленовой. Ведь это была красивая резьба, глубокая, чистая. В ней сохранялись лучшие традиции древних русских мастеров. Однако В.П. Ворноскбв чувствовал иначе мягкую, тёплую, чуть бархатистую структуру дерева. Нет! Резьба должна как бы сливаться с деревом, обтекать его, не нарушая его ласковой поверхности.
curls
beaks
rounding off coaled it with shellac noble
showed up
naturally
texture
caskets
tiny
to outstrip Под руками Василия Ворноскбва стали рождаться узоры, состоящие из ветвей и листьев деревьев. Правда, листья мало походили на настоящие. Они скорее напоминали короткие пальчики, а ветви походили на завитки. Среди листьев и веток сидели короткохвостые птички с толстыми клювами. И всю резьбу Василий Ворноскбв выполнял не глубоко, а лишь создавая плавный рельеф, рёзал «полуовалом», закругляя грань резьбы. После того как резьба была готова, он полировал её шеллаком. Дерево после этого становилось ещё более благородным, богатым: тон его можно было менять от тёмно-вишнёвого до мягко-золотйстого, в углублениях оно оставалось ещё более темным, и рельефный узор на нём как бы пропечатывался. Василий Ворноскбв изготовил несколько изделий со своей резьбой и поехал в Москву, в Кустарный музей*. Посмотрели специалисты его работы и горячо одобрили их. Удивительно тонко проявлялся в них русский национальный дух. Новы, необычны и прекрасны были резные коробочки Ворноскбва. Их рисунок как бы сам собой вырастал из тёплой массы дерева. Всё было естественно, цельно и гармонично в работах мастера - фактура дерева, формы изделия, резьба. Так возник и был всеми признан новый стиль резьбы по дереву - ворноскбвекий. Много красивых и самобытных вещей создал Василий Ворноскбв. Это коробочки, ящички, ларцы, различная утварь: ковши, солонки, поставцы, братины, хлебницы и многое другое. Он изучал русские крестьянские росписи, делал зарисовки старинной посуды. Он стремился в своих резных изделиях сохранить истинно русский стиль, создавая полуреальные, полусказочные образы. Его резьба - это всегда ветви деревьев, на деревцах наивные цветы, а среди них обязательно крохотная птичка - как подпись В. Ворноскбва, его эмблема. Иногда эта птичка сидит на ветвях, иногда летит, иногда поёт. Работал Ворноскбв очень быстро, но никогда ему не удавалось полностью выполнить всё, что задумал. Одна идея сменяла другую, зовя его за собой. Времени ему постоянно не хватало, хотя никто из жителей деревни Кудрине не мог за ним угнаться ни в одной работе. А тут Василий Ворноскбв ещё увлёкся декоративной had been nursing an idea
is allowed
brown-eyed couldn't help (touching) (woodworker's) bench chisel, cutter
thin boards
make good use of everything might come in useful скульптурой, которую он выполнял в модном тогда стиле «модерн». Он создавал стилизованные изображения медведей, зайцев, петухов, львов, слонов, собак, верблюдов и других животных. Они были очень выразительны и поэтичны. Его скульптуры тоже получили общее признание, и их всегда охотно покупали. Работы Ворноскбва демонстрировались на многих выставках и почти всегда получали награды. В 1902 году в Петербурге Ворноскбв получил бронзовую медаль, в 1903 году - за шкафчики - серебряную, в 1905 году в Льеже - за анималистическую скульптуру - бронзовую, позднее в Милане, Париже, Чикаго - серебряные и золотые медали. Долгие годы Василий Петрович вынашивал идею создать в родной деревне Кудрино школу - мастерскую, где бы можно было обучать своему любимому делу способную молодёжь. Наконец в 1906 году он получил от властей разрешение, в котором говорилось, что «кустарю* деревни Кудрине Дмитровского уёзда* Московской губернии Ворнос-кбву В.П. дозволяется открыть школу - мастерскую для обучения детей крестьян резьбе по дереву и столярным работам». Рассказывают, что однажды в дом В.П. Ворноскбва вошли шесть мальчиков, аккуратно одетых, вымытых. Они с любопытством оглядывали мастерскую, а один из них - самый маленький кареглазый Мйша Артемьев - не удержался и потрогал лежащий на верстаке резак. Видно было, что хотят учиться ребята, и это было очень приятно Василию Петровичу. Он велел мальчикам взять приготовленные деревянные дощечки, на которых был нарисован простой геометрический узор, показал, как держать в руках резак, и сказал: - Впустую дерево не переводить! Всё в дело! Глядите на меня и делайте так же. Работа сама покажет, как делать - не бойтесь. Ворноскбв учил ребят увлечённо, не жалел для них ни денег, ни дерева, ни инструмента, но говорил, объяснял мало, требовал только, чтобы в работе были внимательны и относились к делу с душой. Когда ученики старательно вырезали узор, один из них обязательно читал вслух. Так юные резчики познакомились с любимыми писателями Василия Петровича - с Гоголем, mastered deftly
was merciless
Тургеневым, Львом Толстым, Чеховым, Островским, Алексеем Толстым. Росли молодые мастера, радовался их успехам мастер. У учеников Василия Петровича стали появляться и свой собственные ученики - их братья, отцы, даже сестры, которые тоже охотно постигали красивое и доходное ремесло - резьбу по дереву. Наступил 1914 год, началась первая мировая война. Резко изменилась жизнь деревни Кудрино. Ушли на фронт молодые резчики. Сама собой распалась школа-мастерская, только сам Василий Петрович упорно продолжал работать. Каждое утро он вставал в 4 часа и шёл к верстаку, хотя уже некому было покупать его прекрасные изделия. В стране была нищета, голод. Только после Октябрьской революции 1917 года, в 1922 году, удалось организовать артель* «Возрождение», в неё вошли вернувшиеся с фронта крестьяне. Сам Ворноскбв стал в артели инструктором, учил, разрабатывал новые образцы, готовил работы к выставкам. К началу 30-х годов в артели работало уже 120 мастеров, все они выполняли резьбу в ворноскбвском стиле, который всё чаще стали называть кудринским - по названию деревни, где жили резчики. В 1930 году В.П. Ворноскбв переехал в Москву и стал инструктором лаборатории дерева института художественной промышленности. К этому времени вместе с ним начали работать подросшие сыновья. Работали они дружно, споро, мастерски, и у каждого из них были свой любимые темы, свой почерк. Много интересных работ создала семья Ворноскбвых. Талантливая династия резчиков бережно сохраняла и развивала дальше свой самобытный «ворноскбвский» стиль. В.П. Ворноскбв умер в феврале 1940 года. Он готовил персональную выставку своих работ в Музее народного искусства, но не дожил до её открытия. Выставка прошла уже без него. Война не пощадила семью Ворноскбвых: погибли Николай и Александр, но те, кто пережил войну, сохранили свою любовь к делу и вернулись в мастерские. Они обучали своему искусству новых мастеров. Ворноскбвский, или, как
Изделия современных мастеров абрамцевско-кудринской резьбы. В том, как красивы и необычны резные изделия, выполненные этими мастерами, учениками и последователями Ворноскбвых, вы легко можете убедиться сами, если посетите Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, где собраны лучшие образцы такой резьбы. 1. Где находится посёлок Абрамцево? Какие изделия, в каком стиле изготовляла абрамцевская мастерская резьбы по дереву? 2. Что собой представляют полёновский и ворноскбвский стили резьбы по дереву? Какой из них вам больше нравится и почему? 3. Опишите одно-два изделия абрамцевско-кудринской резьбы. Если нужно, используйте текст статьи. 4. Существует ли искусство резьбы по дереву у вас на родине? Если да, то что и как рёжут мастера?
|