Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Городецкие мотивыРодина городёцкой росписи по дереву - маленький старинный городок на Волге - Городёц. Это самый древний город в теперешней Нижегородской области. Он был основан в 1152 году князем Юрием Долгоруким. Высокий берег Волги около Городца застроен небольшими высокими домиками. Городёц и окрестные деревни издавна славятся резчиками, которые умеют вырезать деревянное кружево, украшать избы, наличники окон, прялки, посуду, игрушки. Городецкие резчики украшали фронтоны домов, наличники, ставни сказочными цветами и листьями, диковинными травами, вырезали львов с добродушными мордами и цветком на хвосте, диковинную птицу Сирин, русалок Берегинь*. Резной наряд городёцких изб - явление выдающееся в русской народной архитектуре. Городецкая домовая резьба принесла главную славу городку. Резьба городёцких резчиков близка к древней архитектуре Владймиро-Суздальского края*, где тоже встречаются сложный рисунок трав, фигуры сказочных птиц и львов. mermaids paganism
shipyards back-water
ship-building
barges stern
ultramarine red lead ochre in decorating
household articles utensils Изображения русалок, коней, птиц и различных животных восходят к язычеству. Русалкам, например, молились, чтобы послали дождь. Звери будто бы охраняли жизнь от злых духов. Наверное, такое же значение имели эти изображения и для городёцких жителей. Зарождение городёцкой резьбы относят к концу XVII -началу XVIII века. Земли у городёцких крестьян было мало. Надо было использовать лес и реку. Вот и стали строить деревянные суда на Волге и заниматься обработкой дерева, различными приёмами украшать деревянные изделия. В конце XVII века, при Петре I*, в России начинается строительство морского и речного флота. В различных городах построены верфи. В Городцё, где Волга образовала удобный для судостроения затон, тоже появились большие верфи. Суда и баржи, изготовленные на этих верфях, богато украшались городёцкими резчиками резьбой и росписью. В XVII-XVIII веках Городёц, как и Нижний Новгород и другие селения по Волге, превратились в крупный центр судостроения. Плотники городёцкой судоверфи были известны и за пределами Городца. Пётр I вызывал их даже на постройку военных кораблей в Преображёнское*. Вдали от родного Городца они распространяли свой навыки и умения, делились опытом и сами учились у других мастеров. Волжские баржи и суда украшались по краю внешней части и по корме резьбой, в которой был растительный орнамент, русалки, львы, гербы. Чтобы этот узор выглядел декоративнее, фон и рельеф раскрашивались разными красками - ультрамарином, суриком, охрой. С появлением на Волге пароходов и заводов строительство деревянных судов сокращается. А резные украшения стали употреблять в убранстве крестьянских изб. Резьба на городёцких избах усложнялась, приобретала определённый стиль, для которого были характерны львы, птицы Сирин, русалки, вписанные в растительный орнамент. Резчики стали не только дома украшать, но и предметы домашнего обихода и утвари.
low В конце XVIII века в Городцё начинают делать резные донца. В это время в России развивается текстильная промышленность, для которой нужна была льняная пряжа. Донца требовались почти в каждом доме, в котором пряли. Что же такое донце? Это доска длиной семьдесят пять сантиметров, шириной двадцать-двадцать пять, один конец этой доски закруглён, на нём укрепляется гребень, на который надевается расчёсанная кудёль. Донце ставится на лавку, садится пряха и начинает понемногу брать левой рукой волокна кудели и прясть, вращая веретено правой рукой. На посиделках, где раньше собирались по вечерам девушки прясть и рукодельничать, донце становилось предметом особой гордости... Донце входило в приданое невесты вместе с вытканными холстами, полотенцами, скатертями. Долгими зимними вечерами сидели девушки и пряли бесконечную пряжу, иногда пели песни, мечтали о женихе, грустили и радовались. Об этом рассказывает русская народная песня «Пряха». room brown (she) let (her hair) down lair
is looking sad
«Пряхи». Фрагмент миниатюры. Село Федоскино. В низенькой светёлке Огонёк горит. Молодая пряха Под окном сидит. Молода, красива, Карие глаза, По плечам развита Русая коса. Русая головка, Думы без конца... Ты о чём взгрустнула, Девица-краса?.. В низенькой светёлке Огонёк горит. Молодая пряха Под окном сидит.
fumed
rider
proudly stands out
Black
prancing
(ceremony of) matchmaking wedding procession
onion skin В окрестных сёлах и в Городцё начинает развиваться дбнечный промысел. Всё способствовало его расцвету -кругом леса, в сёлах мастера-рёзчики. Какие только донца не делали в Городцё и соседних сёлах по рёчке Узбле. Городецкие донца быстро расходились по России. В окрестных дубовых лесах пилили дубы, а иногда в рёчке Узбле вылавливали морёные дубы, много лет пролежавшие в воде, с красивой сёро-зелёной древесиной, крепкие и большие. Всё чаще стали использовать декоративный приём инкрустации. Сделают белое донце из липы или осины, а потом врезают туда вставки из сёро-зелёного морёного дуба. А потом ещё мастера эти дубовые вставки стали украшать резьбой с изображением всадника на конё. Скачет такой конь и останавливается в середине доски, горделиво подняв голову и копыто. Изображение такого коня чуть-чуть выступает над плоскостью фона. Многие резчики донца делали, коней на них вырезали, но каждый резчик делал донца в различных вариантах. И хотя с глубокой древности народные художники писали коней, писали всадников, но городёцкие кони отличаются ото всех - никогда ни с кем не спутаешь вороного городёцкого чудо-коня, изображённого всегда в профиль с поджатой ногой, с высоко выгнутой шеей. На нижних половинках донец мастера обычно вырезали жанровые сцены гуляний кавалеров с дамами, сцены охоты, цирковые и военные сюжеты, нарядных барынь и кавалеров, гарцующих на конях, восседающих на стульях с высокими спинками, танцующих, объясняющихся в любви. В приданое невесты входили донца, на которых часто изображали сцены свадебного обряда: сватовство, смотрины*, девичник*, встречу жениха, свадебный поезд и другие. Это были условные образы, сложившиеся на основе жизненных впечатлений. В середине прошлого века сложную в работе инкрустацию сменила роспись. В росписи донец использовали три основных краски: сначала донце покрывали отваром луковой шелухи и оно приобретало разные оттенки жёлтого цвета, а потом при раскрашивании брали красный и синий. В оформлении прядильных донец во второй половине XIX века появляются жанровые сюжеты. Сюжетами для
feasts buttercups городёцких мастеров служила сама их жизнь, праздничная её сторона, нарядные костюмы, представления о благополучии. Здесь сцены гуляний, свиданий, и чаепитий, и застолий. В это же время сложилась характерная форма растительного орнамента с городёцкими купавками фантастической раскраски и такими пышными, что кажется, что бутоны вот-вот раскроются. Ведущий сюжет росписи донец занимает его верхнюю половину. В центре этой композиции главная фигура или растительный мотив (фигуры людей, гирлянды цветов).
Фрагмент городецкого расписного донца. Нижегородская губерния. XIX век.
fancy flat
spindles bast baskets
declined
revival
rocking-chairs cutting boards salt-cellars Лица своих героев народные мастера пишут в одной манере - в виде белого кружка, на котором чёрными линиями обозначают черты лица. Причёски замысловатые, но всегда окрашены только в чёрный цвет. Фигуры даны в плоскостном цветовом решении, главные детали окрашиваются без контура в основной цвет, а затем следует отделка линий. Донца, веретёна, лубяные лукошки для пряжи, лубяные коробки для хранения мотков льна городёцкие мастера продавали на Макарьевской и Нижегородской ярмарках*, откуда они расходились по всей России. В начале XX века спрос на донца упал. Промысел пришёл в упадок. В 20-е годы старые мастера - Ф.П.Краснояров, И.А. Мазин, И.К. Лебедев, П.А.Кблесов - начинают работу над новыми вещами в организованной ими мастерской на родине промысла, в селе Курцево. В это время они создают панно с цветочными мотивами. Сюжеты были новые, современные: жизнь колхозной деревни, сельские праздники, жизнь советских воинов. В годы Великой Отечественной войны* работы почти прекратились. С 50-х годов началось бурное возрождение городёцкой росписи. Возрождение промысла связано прежде всего с именем потомственного мастера Аристарха Евстафьевича Коновалова. Ещё его дед красил для Макарьевской ярмарки детские стульчики. Для работы А.Е.Коновалов привлекает мастеров, владеющих традиционными приёмами росписи, а также обучает городёцкому письму молодёжь. В 60-е годы организуется фабрика «Городецкая роспись» и А.Е. Коновалов становится её художественным руководителем. Фабрике удаётся решить проблему ассортимента изделий. Это детские столики, стулья, качалки, ска-мёйки-укладки* для хранения игрушек, разделочные доски для кухни, солонки, расписные панно, блюда, тарелки и т.д. Большинство этих вещей украшено веточными мотивами, среди которых можно увидеть птиц и коней. Сегодня наследие старых мастеров, чьи изделия бере жно хранятся в музеях, не умерло, их лучшие традиции стремятся возродить художники, работающие на фабрике
Ларец «Застолье». Л. Беспалова. «Городецкая роспись». На фабрике работают и опытные и совсем молодые мастера. Их работы продолжают удивлять весь мир древним и вечно молодым искусством, радовать своей непосредственностью. 1. 2. Какова роль петровских судостроительных верфей в развитии городёцкого промысла? Какой резьбой и росписью украшали корабли и дома городёцкие мастера? 3. Что значит утверждение о том, что «городёцкая резьба была тесно связана с живописью»? 4. Расскажите, что украшали городёцкие мастера своей резьбой и росписью, какие темы, какие мотивы они использовали. 5. Что собой представляют современные городёцкие изделия? 6. Почему, по вашему мнению, русский народ в наши дни, в конце XX века, продолжает с глубокой симпатией относиться к изделиям городёцкого промысла?
landed estate
to make their way in life are of great renown
there was an atmosphere of manor
estate
|