Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Характеристика эмоционально-волевой сферы в структуре личностиВ структуру личности включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки. Эмоции это процессы, отражающие связь между потребностями, мотивами, целями человека и возможностями их реализации в данных условиях. «То, что радует человека, что его интересует, повергает в уныние, волнует, что представляется ему смешным, более всего характеризует его сущность, его характер, индивидуальность» С. Л. Рубинштейн считал, что в эмоциональных проявлениях личности можно выделить три сферы: ее органическую жизнь (элементарные удовольствия и неудовольствия(связанные с удовлетворением органических потребностей)), ее интересы материальногопорядка (чувства связанные с обладанием определенными предметами и занятиями отдельными видами деятельности; эти чувства соответственно их предметам подразделяются на материальные, интеллектуальные и эстетические, они проявляются в восхищении одними предметами, людьми и видами деятельности и в отвращении к другим), и ее духовные, нравственные потребности (связаны с моралью и отношениями человека к миру, людям, социальным событиям, нравственным категориям и ценностям). Эмоции человека прежде всего связаны с его потребностями. Они отражают состояние, процесс и результат удовлетворения потребности. По эмоциям можно определенно судить о том, что в данный момент времени волнует человека, о том, какие потребности и интересы являются для него актуальными. Люди как личности в эмоциональном плане отличаются друг от друга по многим параметрам: эмоциональной возбудимости, длительности и устойчивости возникающих у них эмоциональных переживаний, доминированию положительных или отрицательных эмоций. Но более всего эмоциональная сфера личности различается по силе и глубине чувств, а также по их содержанию и предметной отнесенности.. Развиваются ли эмоции и чувства в течение жизни человека? Элементарные эмоции, выступающие как субъективные проявления органических состояний, действительно изменяются мало Но уже в отношении аффектов и тем более чувств такое утверждение неверно. Все связываемые с ними качества говорят о том, что эти эмоции развиваются. Человек, кроме того, в состоянии сдерживать естественные проявления аффектов и, следовательно, вполне обучаем и в этом плане. Аффект, например, может быть подавлен сознательным усилием воли, его энергия может быть переключена на другое, более полезное дело. Совершенствование высших эмоций и чувств означает личностное развитие их обладателя. Такое развитие может идти в нескольких направлениях. Во – первых, в направлении, связанном с включением в сферу эмоциональных переживаний человека новых объектов, предметов, событий, людей. Во – вторых, по линии повышения уровня сознательного, волевого управления и контроля своих чувств со стороны человека. В – третьих, в направлении постепенного включения в нравственную регуляцию более высоких ценностей и норм: совести, порядочности, долга, ответственности и т.п. Эмоционально-волевая сфера – механизмы,обеспечивающие возможность выбора поступка и реализация принятого решения, независимо от обстоятельств. Воля определяется как способность субъекта достигать поставленных целей (преодоление препятствий). Воля всегда связана с приложением усилий, принятием решений и их реализацией и предполагает самоограничение, сдерживание некотоҏыҳ достаточно сильных влечений, сознательное подчинение их другим, более значимым и важным целям, умение подавлять непосредственно возникающие в данной ситуации желания и импульсы. На высших уровнях своего проявления воля предполагает опору на духовные цели и нравственные ценности, на убеждения и идеалы. Еще один признак волевого действия - это наличие продуманного плана его осуществления. Нередко усилия воли направляются человеком не столько на то, чтобы победить и овладеть обстоятельствами, сколько на то, чтобы преодолеть самого себя. Это особенно характерно для людей импульсивного типа, неуравновешенных и эмоционально возбудимых, когда им приходиться действовать вопреки своим природным или характерологическим данным. 28. Хар-ка сферы самосознания в структуре личности. Образ «Я», самооценка, уровень притязаний, психологическая защита личности. Сомосознание – способность человека осознавать себя как субъекта деят-ти и отношений, относится к себе объективно, обнаруживать в себе устойчивые качества и на этой основе управлять собой и развивать себя. Структура самосознания (вкл. три компонента): 1) знания о себе (практические умения, эмоциональные переживания, мотивы и потребности); по мере развития знания развиваются и дифференцируются. 2) самооценка(отношение к себе); 1—общая самооценка, в норме положительная, зарождается в младенчестве в результате родительской любви (ожидаемое отношение к себе) выделяют высокую, среднюю и низкую самооценку;2—самооценка частная или конкретная,может быть завышенной или заниженной. Развивается соотнесение себя с требованиями конкретной деятельности. 3—модальность(представление во времени): я—сейчас, я—прогностическое, я—в прошлом. 3) поведенческий компонент(сознание формирует поведение): на основании знаний о себе, самооценки человек выбирает себе поступки, действия. Компонентом является уровень притязаний—- это стремление к достижению цели той сложности, на которую человек считает себя способным В основе уровня притязаний лежит самооценка.Общая тенденция уровня притязаний: при успехе УП повышается, при провалах понижается(как правило). Самоуважение = уровень достижений уровень притязаний; чтобы повысить самоуважение, нужно или повысить уровень достижений (успех),или понизить уровень притязаний (избегать неудач). Результатом процессов самосознания является \"Я-концепция\" личности. \"Я-концепция\" - это динамическая система представлений человека о себе, которая включает осознание своих физических, интеллектуальных и других особенностей; самооценку и субъективное восприятие внешних факторов. \"Я-концепция\" является системой установок, которая включает три структурных элемента: 1) я—идеальное (представление об идеале личности, ядро самосознания); 2) я—желаемое; 3) я—отвергаемое; 4) я—реальное (Я в настоящий момент; разница между Я идеальным и Я реальным – мотив для стремления к идеалу). Разногласия между\" идеальным Я \"и\" реальным Я \"является источником развития личности. Вместе с тем существенные противоречия между ними могут привести к внутреннему конфликту и негативным переживаниям. \"Я-концепция\" формируется под влиянием жизненного опыта человека, прежде отношений в семье.Центральным компонентом \"Я-концепции\" является самооценка личности. Самооценка - это та ценность, значимость, которую надает себе индивид в целом, и отдельным чертам своей личности, деятельности, поведения. Самооценка выполняет регуляционную и защитную функции, влияет на поведение, деятельность и развитие личности, ее отношения с другими людьми Отражая уровень удовлетворения или неудовлетворения собой, самооценка создает основу для восприятия собственного успеха или неуспеха в деятельности. Самооценка формируется также на основе оценок окружающих, становится для человека потребностью.
|