Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Спор Гора с Сетом
а) Текст мифа написан на папирусе, находящемся в частной коллекции Честер Бити (Англия) и известном под названием «Папирус Честер Бити № 1». Впервые опубликован А.Гардинером [Gardiner, 1931]. Текст занимает часть огромного (длиной в 5.02 м) папируса, содержащего ряд текстов, в том числе сборник прекрасных любовных стихотворений. Папирус написан в Фивах около 1160 г. до н.э. К этому времени следует отнести данную литературную обработку мифа, на что указывает и язык, а также появление в тексте азиатских богинь Анат и Астарты в качестве дочерей бога Ра. Самое же ядро мифа — спор Гора с Сетом и обоснование прав их обоих на наследие Осириса — относится к древнейшим временам (см. гл. III). Подразделение на главы сделано мною в целях облегчения чтения текста. б) Владыка вселенной — бог солнца Ра-Хорахте. в) Птах, как отмечает Гардинер [Gardiner, 1931, с. 13, примеч. 3), играет в данном тексте роль демиурга, этим объясняется и то, что он назван отцом и Осириса и Ра, что необычно. г) Видимо, намек на часть судебного церемониала. Какое именно «око» имеется в виду в данном случае, сказать трудно: око ли солнечного бога (т.е. его дочь) или же око Гора, которым последний воскресил Осириса и которое в египетском ритуале является символическим наименованием для всех жертв и даров. д) Атум, солнечный бог Гелиополя. В данном тексте не вполне понятно соотношение Атума и Ра-Хорахте: местами они мыслятся как одно божество, тогда как местами, наоборот, они прямо противопоставляются друг другу. е) Веннофре («Существо благое»; точнее, «Пребывающий в благости». — Примеч. сост.) — одно из имен Осириса. ж) Белая корона — корона Верхнего, т.е. Южного, Египта. з) Ибисоголовый Тот — бог письма и мудрости, писец богов. и) Онурис — бог-воин, почитавшийся в Тинисе. к) Банебдедет — священный баран, почитавшийся в Мендесе. л) Сетит — остров Сехель около первого нильского порога. м) Нейт — богиня города Саиса. н) Послание составлено по обычному образцу египетских писем, причем вначале перечисляются титулы Ра. о) Азиатские богини, культ которых проник в Египет в эпоху Нового царства (так, старшая и любимая дочь Рамсеса 11 носила имя Бент-Анат, что значит «дочь Анат») и отразился ж египетской литературе (Amhest Papyri, P.Chester Beatty VIII; см. примеч. «г» к переводу сказания «Гор Бехдетский, Крылатое Солнце»). Несомненно, в древнейшем варианте мифа стояли другие имена. п) «Мабаит» — Тридцатка — обычно обозначает коллегию верховных чиновников Южного Египта, состоящую из 30 человек. Здесь отнесено к Девятке богов. р) Малоизвестное божество в виде обезьяны. с) Смысл фразы, сказанной Бабаи, заключается, видимо, в том, что никто не будет отныне слушаться Ра и его ковчег будет пуст. т) Хатор — дочь Ра, богиня любви и красоты. у) Материалы по мифу о Сете в ладье Ра см. [Nagel, 1929, с.33-39]. ф) Дебен — единица веса, равная 91 г. х) В этих словах Исиды, как и в последующем ее разговоре с Сетом, заключается двусмысленность, основанная на однозвучности слов «jAw.t» — «скот» и «jAw.t» — «звание» «должность» (в данном случае «царский сан»). Благодаря этой игре слов Сет думает, что речь идет о «скоте», тогда как Исида втайне подразумевает «царский сан» Осириса. ц) Видимо, золото являлось табу для места, где был культ Анти. ч) Об этом эпизоде см.: Папирус Саллье IV, recto, 2, 6 и сл. ш) Об этом эпизоде см.: Папирус Саллье IV, reсto, 2, б и сл.; Plut, De Iside, 19. щ) В начале послания стоит титулатура Ра, составленная по образцу полной титулатуры фараонов, состоявшей из пяти имен: 1) имя фараона как Тельца, 2) имя его как Владыки обеих диадем, 3) как Золотого Гора, 4) как царя Верхнего и Нижнего Египта и 5) как сына Ра. Последнее формулировано для Ра как сын Птаха, поскольку речь идет о самом Ра. э) Характерно данное Осирису царское имя: «Великий обилием, Владыка пищи», подчеркивающее, что он является олицетворением производительных сил природы. ы) Египетское название современного Саха (по-гречески — Ксоис) — города, лежащего на севере Дельты. ю) Эпитет Птаха Мемфисского. Анх-Тауи — квартал в Мемфисе. я) Фраза, обычно заключающая текст.
|