Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выбор средств измерений
Для контроля вала(4а,5б): [Δ] = 10 мкм – допускаемая погрешность IT = 43 мкм – допуск IT 4а – микрометр гладкий с величиной отсчета 0,01 мм при настройке на нуль по установочной мере (микрометр при работе находится в стойке или обеспечивается надежная изоляция от тепла рук оператора). Температурный режим – 5 оС. Предельная погрешность измерения – 5 мкм. Т.к. Δси=5 мкм < Δ=10 мкм, то данное средство измерения подходит.
Рис. 3.1 Микрометр гладкий (а) и примеры отсчета (б и в) 5б – скобы индикаторные (СИ) с ценой деления 0,01 мм Вид контакта – любой. Используемое перемещение стержня – 3 мм. Класс применяемых концевых мер – 4. Температурный режим – 5 оС. Предельная погрешность измерения – 12 мкм. Т.к. Δси=12 мкм > Δ=10 мкм, то данное средство измерения не подходит.
Рис. 3.2 – Скоба индикаторная СИ 100 ГОСТ – 11098-75 ДЛЯ КОНТРОЛЯ ОТВЕРСТИЯ(5в,6а,7а,9а,11,12): [Δ] = 7 мкм – допускаемая погрешность IT = 27 мкм – допуск IT 5в – Нутромер индикаторный (НИ) с ценой деления деления устройства 0,01мм Используемое перемещение стержня – 0,03 мм. Температурный режим – 3 оС. Предельная погрешность измерения – 5 мкм. Т.к. Δси=5 мкм > Δ=7 мкм, то данное средство измерения не подходит.
6а – нутромеры индикаторные (НИ) при замене отсчётного устройства измерительной головки (ИГ) с ценной деления 0,001мм (рисунок3.3). Используемое перемещение измерительного стержня 0,1мм. Средства установки – концевые меры длины 1 класса или установочные кольца (до 160 мм), Шероховатость поверхности отверстий Ra=1,25мкм. Температурный режим – 2оС. Предельная погрешность измерения – 5,5мкм. Т.к. Δси=5,5 мкм > Δ=7 мкм, то данное средство измерения не подходит.
7а —нутромеры с ценой деления отсчётного устройства 0,001мм и 0,002мм Используемое перемещение измерительного стержня — 0,1мм. Средства установки: концевые меры длины 1 класса с боковинами или установочные кольца (до 160мм). Шероховатость поверхности отверстий Ra,—1,25 мкм Температурный режим оС для диапазона измеряемых размеров от 3 до 120 мм — 3 Предельная погрешность измерения δ = 5 мкм. Т.к. Δси=5 мкм > Δ=7 мкм, то данное средство измерения не подходит.
Рис. 3.3. Нутромер индикаторный
9а – головки рычажно – зубчатые (2ИГ) с ценой деления 0,002 мм и пределом измерения ±1 мм с настройкой по концевым мерам длины на любое деление. Используемое перемещение стержня – ±1 мм. Класс применяемых концевых мер – 3. Температурный режим – 5 оС. Предельная погрешность измерения – 3,5 мкм. Установочные узлы (ГОСТ 10197-70) – штативы и стойки с диаметром Т.к. Δси=3,5 мкм > Δ=7 мкм, то данное средство измерения не подходит. 11 – микроскоп инструментальный (большая модель) Предел измерения – до 150мм. Температурный режим – 5оС. Предельная погрешность измерения – 10мкм. Т.к. Δси=10 мкм > Δ=7 мкм, то данное средство измерения подходит.
Рис 3.4 12 – микроскоп универсальный измерительный (с использованием штриховой головки) Предел измерения – до 200мм. Температурный режим – 2оС. Предельная погрешность измерения – 7мкм. Рис 3.5
4. Выбор, обоснование и расчёт посадок подшипников качения В соответствии с заданием задан подшипник 311 ГОСТ 8338-81 подшипник шариковый радиальный однорядный с размерами: · номинальный диаметр отверстия внутреннего кольца подшипника d = 55 мм; · номинальный диаметр наружной цилиндрической поверхности наружного кольца D = 120 мм; · номинальная ширина подшипника B = 29 мм; · номинальная высота монтажной фаски r = 3 мм.
Выбираем посадки внутреннего кольца подшипника на вал и наружного кольца в корпус.
Вращающим элементом в узле является вал, поэтому внутреннее кольцо подшипника нагружено циркуляционно, и во избежание проскальзывания кольца относительно вала необходимо выбрать посадку с натягом. Наружное кольцо подшипника установлено в корпус неподвижно, испытывает местное нагружение, и поэтому необходимо выбрать посадку с зазором. По ГОСТ 3325-85 табл.1,2: Предлагаемые посадки внутреннего кольца на вал: , , , . Выбираем посадку Ø55 L0/k6. Предлагаемые посадки наружного кольца в корпус: , , , , . Выбираем посадку Ø120 H7/l0. Определяем предельные отклонения среднего диаметра отверстия и среднего диаметра наружной цилиндрической поверхности:
d: Верхнее отклонение ES = 0, Нижнее отклонение EI = -15 мкм; Наибольший предельный диаметр отверстия L0max = L0 + ES = 55+0 = =55,000 мм, Наименьший предельный диаметр отверстия L0min = L0 + EI = 55+(-0,015)= = 54,985 мм.
D: Верхнее отклонение es = 0, Нижнее отклонение ei = -15 мкм; Наибольший предельный диаметр вала l0max = l0 + es = 120+0 = 120,000 мм, Наименьший предельный диаметр вала l0min = l0 + ei = 120+(-0,015) =119.985 мм.
Определяем предельные отклонения и размеры вала Ø55k6: Допуск на вал IT = 19 мкм, Нижнее отклонение ei = +2 мкм, Верхнее отклонение es = IT + ei = 19+2 = 21 мкм; Наибольший предельный диаметр вала dmax = d + es = 55+0,021 = 55,021 мм, Наименьший предельный диаметр вала dmin = d + ei = 55+0,002 = 55,002 мм.
Строим схему расположения полей допусков сопряжения Ø55 L6/k6
Рис. 4.1 Схема расположения полей допусков посадки с натягом сопрягаемых деталей
Определяем предельные натяги в посадке:
Nmax = dmax – L0min = 55,021-54,985 = 0,036 мм, Nmin = dmin – L0max = 55,002-55,000 = 0,002 мм, Nср. = (Nmax – Nmin)/2 = (0,036+0,002)/2 = 0,019 мм.
Определяем предельные отклонения отверстия Ø120H7: IT = 35 мкм, Нижнее отклонение EI = 0, Верхнее отклонение ES = IT + EI = 35+0 = 35 мкм; Наибольший предельный диаметр отверстия Dmax = D + ES = 120+0,035 = =120,035 мм, Наименьший предельный диаметр отверстия Dmin = D + EI = 120+0 = = 120,000 мм.
Строим схему расположения полей допусков сопряжения Ø120 H7/l6
Рис. 4.2. Схема расположения полей допусков посадки с зазором сопрягаемых деталей
Опредедяем предельные зазоры в посадке:
Smax = Dmax – l0min = 120,035-119,985 = 0,050 мм, Smin = Dmin – l0max = 120,000-120,000 = 0, Sср. = (Smax + Smin)/2 = (0,050+0)/2 = 0,025 мм.
Расчёт на заклинивание: Для проверки в подшипнике качения радиального зазора рассчитаем увеличение зазора в посадке. Для этого проводят расчёт эффективного натяга для кольца, которое испытывает циркуляционное нагружение:
Nэф. =0,85·Nср. =0,85·0,019=0,01615 мм
Затем определяем диаметральную деформацию беговой дорожки кольца
∆d1 = Nэф.(d/d0) =0,01615 (55/71.25) = 0,0125 мм Приведенный внутренний диаметр кольца d0 =d+(D-d)/4 = 55+(120-55)/4 =71.25 мм
Тогда зазор в подшипнике Grпос после посадки с натягом
Gпос = Gr ср. - ∆d1 = 18 – 11.48 = 6.52 мкм Среднее значение предельного зазора Gr ср. = (Gr min+ Gr max)/2 = (8+28)/2 =18 По ГОСТ 24810-81определяем: минимальное значение предельного зазора Gr min =8 мкм максимальное значение предельного зазора Gr max =28 мкм Заклинивание не произойдёт, так как Gr пос не превышает Gr max Требования, проставляемые на чертежах вала под посадочную поверхность подшипника: Шероховатость поверхности: - посадочной поверхности вала под кольцо подшипника Ra=0,63 мкм; - торцовой поверхности корпуса заплечника Ra=2,5 мкм и заплечника вала Ra=1,25 мкм; - посадочной поверхности корпуса под кольцо подшипника Ra=1,25 мкм Допуск круглости посадочной поверхности вала под кольцо подшипника – 5,0 мкм; Допуск профиля продольного сечения посадочной поверхности вала под кольцо подшипника – 5,0 мкм; Допуск круглости посадочной поверхности корпуса под кольцо подшипника – 9 мкм; Допуск профиля продольного сечения посадочной поверхности корпуса под кольцо подшипника – 9 мкм. Допуск торцевого биения заплечиков вала – 19 мкм; Допуск торцевого биения заплечиков корпуса – 35 мкм. Допуск радиального биения поверхности вала под кольцо подшипника- 16мкм
Рис. 4.3
|