Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Подходы к изучению профессиональной идентичности в отечественной психологииВ отечественной психологии профессиональная идентичность интенсивно изучается, такими учеными как Л.Б. Шнейдер, Д.И. Зевалишиной, Е.П. Ермолаевой и другими. Профессиональная идентичность очень важна в современных условиях [19]. Изменение социально-экономических условий приводит к появлению новых требований к профессионалу. Чтобы выжить и максимально адаптироваться в новых динамических социально- экономических условиях, сохранить стабильность страны, выдержать конкуренцию и обеспечить хорошее материальное положение для своих близких, современный профессионал должен быть способен к постоянному развитию. Студент и будущий профессионал должен научиться направлять себя на профессиональный рост, открытость информации, гибкости и быстроте принятия правильных решений, улучшать качество работы. Обучение этому студентов в настоящее время очень актуально. В понятии «профессиональная идентичность» выражено представление человека о своем месте в профессиональной группе или общности. Это представление обеспечивается ценностными и мотивационными ориентирами, а так же субъективным отношением к своей профессиональной принадлежности. Профессиональная идентичность – это понятие, в котором выражается взаимосвязь личностных характеристик, обеспечивающих ориентацию в мире профессий, лучшую реализацию личностного потенциала в своей будущей профессии, еще оно позволяет предсказать возможные последствия профессионального выбора [189]. Е.П. Ермолаева отмечает, что профессиональная идентичность – это продукт длительного личностного и профессионального развития, который складывается только на достаточно высоких уровнях овладения профессией и выступает как устойчивое согласование основных элементов профессионального процесса, а именно, согласование реальных и идеальных профессиональных образов «Я». Профессиональная идентичность оценивается на основе субъективных показателей, включая удовлетворенность трудом, профессией, карьерой, собой. Е.П.Ермолаева считает, что профессиональная идентичность выступает регулятором, выполняющим стабилизирующую и преобразующую функцию [6]. Д.И. Завалишина под профессиональной идентичностью понимает характеристику личности, выбирающего и реализующего способ профессионального взаимодействия с окружающим миром и обретении смысла самоуважения через выполнение этой деятельности [7]. Н.С. Пряжников говорит, что профессиональное становление личности является ведущей формой формирования идентичности. Профессиональная идентичность – это идентичность человека, для которого конкретная трудовая деятельность главное средство утверждения чувства своего собственного достоинства как состоявшейся личности [14]. Сущность профессиональной идентичности Л.Б. Шнейдер видит в самостоятельном и ответственном построении своего профессионального будущего, это предполагает высокую готовность смысловых и регулирующих основ поведения в ситуации неопределенности приближающегося профессионального будущего, осуществлять личностное самоопределение и формировать представление о себе как о специалисте [19]. Студент должен подготовить себя к этому. Таким образом, в психологии понятие «профессиональная идентичность» используется для отождествления индивида с профессиональной группой и как процесс интериоризации профессиональных ролей, стандартов поведения, основанных на воспроизведении, копировании их. В этом смысле профессиональная идентичность – идеальное отождествление индивидом себя с профессиональной общностью, сопровождающееся интериоризацией идентифицирующего его поведение. Она отражает как индивид воспринимает, характеризует и переживает самого себя в качестве своеобразного носителя профессиональных отношений. Значение, которое субъект приписывает себе и которое коллеги приписывают ему, определяет его профессиональную идентичность. По идеи профессиональная идентичность выступает как источник мотивов [19]. В отечественной психологии изучению профессиональной идентичности отдают большое значение, так как в нем выражается взаимосвязь личностных характеристик, которые обеспечивают ориентацию в мире профессий, это помогает лучше реализовать себя в будущей профессии. Анализ работ, посвященных изучению профессиональной идентичности, помог установить, что идентичность отражается в профессиональном «Я-образе». На этом основании были выделены следующие признаки профессиональной идентичности: 1) становление «Я-образа», тождественного тем или иным представлениям о себе как о профессионале; 2) отражение в профессиональном «Я-образе» профессиональных стериотипов и уникальность собственного «Я»; 3) осознание своей тождественности с профессиональным «Я-образом»; 4) сочетание динамичности и устойчивости профессионального «Я-образа. «Я-образ» включает в себя некоторые элементы, которые составляют профессиональное сознание. Е.А. Климов структуру профессионального самосознания описывает следующими положениями: 1)осознание своей принадлежности к определенной профессиональной общности; 2)знание о степени своего соответствия профессиональным стандартам, о своем месте в профессии; 3)знание личности о степени его признания в профессиональном обществе; 4) осознание путей самосовершенствования, своих сильных и слабых сторон, удач – неудач, определение своего подхода; 5) представления о себе и о своей деятельности и работе в будущем [10]. Профессиональное самосознание формируется на основе сочетания образа профессии с теми знаниями, которые имеются у человека о самом себе. Как утверждает О.Я. Емельянова, биологический фонд, на основе которого строится образ профессиональной личности, не имеет строго определенной структуры. Так, определенному типу темперамента соответствует круг профессий и только в этом диапазоне достигается успешная гармонизация индивидуальности [4]. В.Г. Каташев рассматривая профессиональное самосознание, включает в это определение осознание человеком своей физиологии, умственного и физического развитии, психики, адекватным соотнесением себя с конкретными профессиональными требованиями [8]. Индивидуальные особенности личности являются существенным фактором выбора профессии, закрепленных за ней стереотипов. Таким образом, мы предполагаем изучать идентичность в конкретных ее видах, в частности, профессиональную идентичность и ее особенности у студентов-психологов. В психологии не существует единого подхода в определении профессиональной идентичности, так как авторы вкладывают свой смысл в трактовку данного феномена. В настоящее время профессиональная идентичность исследуют Д.Н. Завалишина, Е.П. Ермолаева, Л.Б. Шнейдер и др. НУЖНО БОЛЕЕ РАЗВЕРНУТО, ИНАЧЕ ОЧЕНЬ КРАТКО!
|