Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Средний храмСредний храм Нижне- Архызского городища относится к крестовокупольному типу сакральных зданий. Его интереснейшей особенностью является то, что композиционно он задумывался зодчим как "крест свободный" (так называемый croix libre), с двумя равными по длине ветвями креста. Эта архаичная форма храма позволяет отнести время его сооружения к концу IX века. В ходе строительства церкви первоначальный замысел архитектора изменился, и к центральной апсиде были пристроены две боковые апсиды, а западный рукав креста удлинен на величину модуля храма. Зодчий, очевидно, учел те изменения в византийской церковной архитектуре, которые происходили в ней после VI века, достигнув апогея к Х веку. К тому времени в Византийской империи окончательно сложилось представление о храме, как "небе на земле", где снимаются противоречия между духовным и материальным в человеке. Храм сложен из больших, тщательно отесанных блоков и плит на прочном известковом растворе. Особый интерес представляет архаичная подковообразная форма люнетов над южным и северным входами, также указывающая на то, что храм древний, прекрасная акустика в храме достигается с помощью голосников - системы глухих и сквозных отверстий в его сводах. Согласно свидетельствам Д. М. Струкова и Нарышкиных, в центральной апсиде были найдены остатки престола, а также синтрон (каменная скамья для церковного клира) и солея. Нарышкины, побывавшие здесь в 1867 году, записали, также местное предание о некогда существовавшем в долине Большого Зеленчука византийском монастыре. Главный вход храма оформлен в виде высокого портала с арочным завершением. Известно, что каждая часть церкви имеет в глазах христиан свою определенную меру сакральной ценности, увеличивающуюся с приближением к алтарю. Поэтому перспектива храма, открывающаяся от главного входа, часто становилась предметом специального внимания зодчих. Возможно, поэтому византийский мастер, строивший храм, сделал западную ветвь креста шире восточной. Это сужение большого нефа к востоку создает зрительное ощущение перспективы, как бы преувеличивая в глазах входящих истинные размеры сооружения. Данный эффект усиливается и тем, что внутреннее пространство храма не загромождено столпами и открыто взору, а купол словно парит в небесной высоте, проливая сквозь окна мерцающий свет. Нельзя не отметить и строгую пропорциональную соразмерность здания. Так, полная высота храма соответствует его длине, а высота окон барабана равна радиусу купола. В целом же сопоставление архитектуры Северного и Среднего Зеленчукских храмов обнаруживает столько существенных совпадений, что это убедительно свидетельствует о принадлежности данных церквей к одному кругу византийского зодчества и небольшом хронологическом разрыве во времени их сооружения. При этом более скромный по своим размерам Средний храм мог быть собором, в котором молилось христианское население Нижне-Архызского городища - в отличии от храма Северного, бывшего в то время кафедральным собором всей Алании. Согласно современным исследованиям Средний храм был заложен в праздник Преображения Господня. В 1887 году на территории Нижне-Архызского городища, усилиями приехавших с Афона русских монахов во главе с иеромонахом Серафимом был основан Александро-Невский Зеленчукский мужской монастырь. Отец Серафим стал первым игуменом обители. В 1897 году Средний храм был восстановлен, в нем проводили богослужения в летний период. Монахи освятили его в честь Святой и Живоначальной Троицы, поэтому и в настоящее время традиционно на второй день этого праздника в день Святого Духа в храме совершается молебен с акафистом.
|