Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Объем дисциплины и виды учебной работы. Профили: «Биология», «Химия», «География», «Математика», «Информатика», «Физика», «Технология», «Музыка»
Профили: «Биология», «Химия», «География», «Математика», «Информатика», «Физика», «Технология», «Музыка», «Изобразительное искусство», «Иностранный язык», «Русский язык», «Литература», «История», «Право», «Обществознание».
Вид учебной работы
| Всего часов
| Семестр
|
| Аудиторные занятия (всего)
|
|
| В том числе:
|
|
| Лекции (Л)
|
|
| Практические занятия (ПЗ)
|
|
| Лабораторные работы (ЛР)
|
|
| Самостоятельная работа (всего)
|
|
| В том числе:
|
|
| Реферативные работы
|
|
| Составление отчетов по ЛПЗ
|
|
| Домашнее задание (подготовка электронных презентаций по теоретическому курсу БЖД)
|
|
| Разработка дидактических материалов по БЖД для кабинета БЖД
|
|
| Составление отчетов по экскурсиям на пожарно-техническую выставку и постоянные по БЖ в выставочном павильоне Дворца спорта
|
|
| Проведение деловых игр тренингов
|
|
| ИТОГО:
|
|
|
Содержание дисциплины
Содержание разделов дисциплины
№
п/п
| Наименование раздела дисциплины
| Содержание раздела дисциплины
|
| Введение в безопасность. Основные понятия, термины и определения
| Характерные системы «человек - среда обитания». Системы «человек - техносфера», «техносфера - природа», «человек - природа».Понятие техносферы. Производственная, городская, бытовая, природная среды и их краткая характеристика. Взаимодействие человека со средой обитания.
Понятие «опасность». Виды опасностей: природные, антропогенные, техногенные, глобальные. Краткая характеристика опасностей и их источников.
Понятие «безопасность». Системы безопасности и их структура. Экологическая, промышленная, производственная безопасности. Транспортная и пожарная безопасность. Краткая характеристика разновидностей систем безопасности.
|
| Человек и техносфера
| Структура техносферы и ее основных компонентов. Виды техносферных зон: производственная, промышленная, городская, селитебная, транспортная и бытовая. Этапы формирования техносферы и ее эволюция.
Взаимодействие и трансформация загрязнений в среде обитания.
|
| Идентификация и воздействие на человека вредных и опасных факторов среда обитания
| Понятие предельно-допустимого уровня (предельно допустимой концентрации) вредного фактора и принципы его установления.
Источники и характеристики основных негативных факторов и особенности их действия на человека
Химические негативные факторы (вредные вещества). Классификация вредных веществ по видам, агрегатному состоянию, характеру воздействия и токсичности. Классы опасности вредных веществ
Физические негативные факторы:
Механические колебания, вибрация, единицы измерения вибрационных параметров.
Акустические колебания, шум, единицы измерения параметров шума. Классификация акустических колебаний и шумов. Действие акустических колебаний – шума на человека, особенности воздействия на человека.
Электромагнитные излучения и поля. Основные характеристики электромагнитных излучений и единицы измерения параметров электромагнитного поля.
Воздействие на человека электромагнитных излучений и полей, особенности воздействие электромагнитных полей различных видов и частотных диапазонов.
Инфракрасное (тепловое излучение) излучение как разновидность электромагнитного изучения. Использование лазерного излучения в культурно-зрелищных мероприятиях, информационных и медицинских технологиях.
Ультрафиолетовое излучение. Действие излучения на человека. Безопасные уровни воздействия. Источники ультрафиолетового излучение в биосфере и техносфере.
Ионизирующее излучение. Электрический ток. Пожаровзрывоопасность: основные сведения о пожаре и взрыве, основные причины и источники пожаров и взрывов, опасные факторы пожара, категорирование помещений и зданий по степени взрывопожароопасности
Статическое электричество. Особенности совместного воздействия на человека вредных веществ и физических факторов: электромагнитных излучений и теплоты; электромагнитных и ионизирующих излучений, шума и вибраций.
|
| Защита человека и среды обитания от вредных и опасных факторов природного антропогенного и техногенного прохождения
| Основные принципы защиты. Снижение уровня опасности и вредности источника негативных факторов путем совершенствования его конструкции и рабочего процесса, реализуемого в нем.
Защита от химических и биологических негативных факторов.
Защита от загрязнения воздушной среды.
Защита от загрязнения водной среды.
Основные принципы защиты от физических полей. Защита от вибрации, от шума, инфра- и ультразвука, от электромагнитных излучений, от лазерного излучения, от ионизирующих излучений.
Методы и средства обеспечения электробезопасности.
|
| Обеспечение комфортных условий для жизни и деятельности человека
| Понятие комфортных или оптимальных условий. Основные методы, улучшающие самочувствие и работоспособность человека. Рационализация режима труда и отдыха, удобство рабочего места и рабочей зоны, хороший психологический климат в трудовом коллективе, климатические условия в зоне жизнедеятельности, оптимальная освещенность и комфортная световая среда.
Микроклимат помещений.
|
| Психофизиологические и эргономические основы безопасности
| Психические процессы, свойства и состояния, влияющие на безопасность. Психические процессы: память, внимание, восприятие, мышление, чувства, эмоции, настроение, воля, мотивация. Психические свойства: характер, темперамент, психологические и соционические типы людей.
Виды и условия трудовой деятельности. Виды трудовой деятельности: физический и умственный труд, формы физического и умственного труда, творческий труд. Классификация условий труда по тяжести и напряженности трудового процесса. Классификация условий труда по факторам производственной среды.
Эргономические основы безопасности. Эргономика как наука о правильной организации человеческой деятельности, соответствии труда физиологическим и психическим возможностям человека, обеспечение эффективной работы, не создающей угрозы для здоровья человека.
|
| Чрезвычайные ситуации и методы защиты в условиях их реализации
| Чрезвычайные ситуации. Классификация чрезвычайных ситуаций: техногенные, природные, военного времени. Понятие опасного промышленного объекта, классификация опасных объектов. Фазы развития чрезвычайных ситуаций. Основы прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций.
Радиационные аварии, их виды, основные опасности и источники радиационной опасности. Задачи, этапы и методы оценки радиационной обстановки. Зонирование территорий при радиационном загрязнении территории. Понятие радиационного прогноза. Определение возможных доз облучения и допустимого времени пребывания людей в зонах загрязнения. Допустимые уровни облучения при аварийных ситуациях. Дозиметрический контроль.
Аварии на химически опасных объектах, их группы и классы опасности, основные химически опасные объекты. Общие меры профилактики аварий на ХОО.
Гидротехнические аварии. Основные опасности и источники гидротехнических и гидродинамических аварий.
Чрезвычайные ситуации военного времени. Виды оружия массового поражения, их особенности и последствия его применения. Ядерный взрыв и его опасные факторы.
Стихийные бедствия. Землетрясения, наводнения, атмосферные явления, их краткая характеристика, основные параметры и методы защиты.
Защита населения в чрезвычайных ситуациях. Организация защиты в мирное и военное время, способы защиты, защитные сооружения, их классификация.
Устойчивость функционирования объектов экономики в чрезвычайных ситуациях. Понятие об устойчивости объекта. Факторы, влияющие на устойчивость функционирования объектов. Принципы и способы повышения устойчивости функционирования объектов в ЧС.
Экстремальные ситуации. Виды экстремальных ситуаций. Терроризм. Оценка экстремальной ситуации, правила поведения и обеспечения личной безопасности. Формы реакции на экстремальную ситуацию. Психологическая устойчивость в экстремальных ситуациях.
Спасательные работы при чрезвычайных ситуациях. Основы организации аварийно-спасательных и других неотложных работ. Способы ведения спасательных работ при различных видах чрезвычайных ситуаций.
|
| Управление безопасностью жизнедеятельности
| Законодательные и нормативные правовые основы управления безопасностью жизнедеятельности. Концепции национальной безопасности и демографической политики Российской Федерации — основные положения.
Законодательство об охране окружающей среды.
Законодательство об охране труда.
Система стандартов безопасности труда (ССБТ)
Законодательство о безопасности в чрезвычайных ситуациях. Закон Российской Федерации «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Структура законодательной базы — основные законы и их сущность: федеральные законы РФ «О пожарной безопасности», «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О радиационной безопасности населения».
Системы стандартов по безопасности в чрезвычайных ситуациях (БЧС) — структура и основные стандарты.
|
|