Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
От мифа к утопииА как же традиционная мифология? По Платону, традиционные мифы — это, «вообще говоря, ложь, но есть в них и истина»1, форма сознания, которая может как содержать элемент правды2, так и не содержать его и, таким образом, ничем не отличаться от детских сказок3. Вместе с тем миф способен в некоторых случаях выполнять воспитательную функцию и в таком своем качестве может быть полезен государству4. Платон возлагает большие надежды на социальную функцию мифа. Если люди верят в Кадма или драконовы зубы, писал он, — то они поверят во что угодно («Законы», 664а). Миф — это важнейшее средство нравственного воспитания личности, основа этического регулирования общественной жизни. Рационально постигать общество могут только философы-правители. Массам же нужны мифы. Причем не любые, а только те, которые направляют человека к добродетели. С точки зрения Платона, творчество Гомера и Гесиода, в которых боги представлены как носители низких моральных качеств, не относится к таким добродетельным мифам. Потому этим великим мифотворцам нельзя поручать серьезные воспитательно-государственные функции, а значит, им нет места в его идеальном государстве. Таким образом, творчество Платона вовсе не чуждо мифологии. Кроме того, что его философская система несет в себе глубинные мифологические черты, сплошь пронизана мифологической образностью, Платон усматривает в мифе определенные социально-конструктивные функции. Опирается он при этом, во-первых, на то, что в мифе можно выразить некоторое правдоподобие, и есть такие вещи, где «приходится удовольствоваться правдоподобным мифом, не требуя большего»5. Во-вторых, он считал, что миф можно воплотить в социальной жизни и однажды заявить, что миф мы «перенесли в действительность»6. Платон. Соч. В 3 т. Т. 3 (1). М„ С. 140. 2 Там же. С. 426—427. 3 Там же. С. 427. 4 Там же. С. 140—142. 5 Там же. С. 433. 6 Там же. С. 431.
|