Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ПалимпсестКаким же может предстать место в итоге рассмотрения всех его трансформаций и инверсий, отображения его пространственно-временных срезов, выделения всяческих доминант и «подчиненных» им элементов места? Скорее всего, место предстанет перед нами как сумма разнородных частей, каждая из которых ориентируется на свою доминанту; каждая из которых в определенных контекстах «закрывает» все другие собой. Такую модель строения места можно было бы назвать палимпсестом (это древняя рукопись на пергаменте, написанная по смытому или соскобленному тексту). В этой системе напластований одних элементов на другие нет главенствующих среди главных; строго говоря, все доминанты равны. Другое дело, что для каждой конкретной прикладной задачи зачастую на первое место выходит какая-нибудь одна доминанта (или несколько), символы которой в данном контексте приобретают первостепенное значение. Однако никогда не следует забывать, что постичь все доминанты, скорее всего, невозможно; поэтому сам палимпсест в какой-то момент может обернуться разгадкой неизведанного - если обнаружится, что под определенным углом зрения что-то, ранее неизвестное, приобретает черты главной доминанты. С другой стороны, палимпсест есть целостная совокупность пластов, не важно, что некоторые из них оказались под другими Например, современный польский исследователь литературы А. Багла-эвський «раскрывает» город Гданьск как палимпсест: «... Возникает Гданськ волшебный (как волшебны Прага, Дублин, Витебск), место, говоря словами Чеслава Милоша, возведенное в другую степень. Этот текстуальный Гданськ — скажем с самого начала - есть место-палимпсест перемешанных и затаенных цивилизационно-материальных культурных пластов, своеобразный сплав следов, фрагментов, элементов, которые можно «выгребсти» из-под новоявленных напластований и которые можно читать на разных языках <... > Грасс показывает, как эта культурная - и не только, кстати, культурная - инкорпорация станоится иллюзорной, когда знаки письменности обращаются в пепел <... > Просто эти пласты только разом, а не каждый в отдельности, становятся «Гданськом»[Багла е вський, 1998, с. 109-111; перевод мой - ИМ.}. Палимпсест объединяет многие «углы зрения» на место. Палимпсест показывает, как сосуществуют множественные элементы КГХ; как мо- гут согласоваться доминанты места: как уживаются множественные КГХ одного и того же места. Палимпсест суть своего рода интегральный, «модельный» вариант углов зрения на место, позволяющий вникнуть в сам механизм их действия.
|