Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Место курса в профессиональной подготовке архитектораКурс «Всеобщей истории архитектуры» является составной частью последовательно изучаемых студентами курсов историко-архитектурного цикла. В курсе «Всеобщей истории архитектуры» излагается материал, связанный с процессом формирования и исторического развития различных типов архитектурных сооружений в последовательно сменявшихся эпохах мировой культуры. В дисциплине «Всеобщая история архитектуры» применительно к специфике архитектурного творчества используются понятия и категории философии и эстетики, как, например, «форма», «содержание», «художественный образ», «стиль», «пространство», «время», «прекрасное» и т.д. В курсе раскрываются композиционные проблемы архитектуры (масштаб, ритм, пропорции и т.д.) на конкретных примерах рассмотрения функционально-планировочной и объемно-пространственной структуры исторических зданий и сооружений различных типов, различных эпох и народов, применительно к основным профилирующим дисциплинам архитектурного проектировании, рассматриваются примеры первоначального единства и последующего синтеза искусств в отдельных исторических памятниках различных эпох и народов.Курс «Всеобщей истории архитектуры» связан с общенаучными и инженерными дисциплинами. В курсе изучаются оптические эффекты при построении сооружений и ансамблей, техника возведения разного типа сооружений из различных исторических строительных материалов,что обуславливает тесную связь с дисциплиной «Архитектурное материаловедение». Курс также связан с дисциплиной «Архитектурные конструкции», так как в нем рассматриваются конструкции исторических зданийи и используется и ряд тем дисциплины «Теоретическая механика», когда затрагиваются вопросы устойчивости исторических зданий, распор в купольных сооружениях и др. Содержание курса отражает: - многостороннее воздействие на развитие архитектуры социально-экономических политических условий жизни общества различных историко-культурных эпох; - основные этапы исторического развития архитектуры стран и народов в разные эпохи; - композиционное построение и стилистические особенности, а также системы пропорциональных отношений, основные размеры и т.д. отдельных наиболее значительных памятников архитектуры различных историко-временных периодов; - закономерности сохранения традиции в преемственном развитии архитектуры различных стран и народов. В связи с этим студент должен уметь: - анализировать освоенные им в курсе «Всеобщая история архитектуры» композиционные приемы, стилистические особенности, системы пропорциональных отношений, примененные в изучаемых памятниках архитектуры, с целью творческого их использования в последующей профессиональной деятельности для современной практики и теории архитектуры; а) определять стиль конкретного архитектурного объекта; б) выявлять примененный в архитектурном сооружении композиционный прием; в) применять различные приемы профессионального архитектурного анализа; г) решать задачи практического включения исторического наследия в современную архитектурную среду; д) рисовать по памяти композиционные схемы отдельных наиболее значительных памятников архитектуры. П. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Курс «Всеобщая история архитектуры» состоит из введения, семи взаимосвязанных разделов и заключения.
Введение. Р аскрывается сущность архитектуры как сложного общественного явления и особого вида искусства; освещается значение дисциплины «Всеобщая история архитектуры» для практической работы архитектора. Раздел I. Возникновение архитектуры Зарождения и развития архитектуры в эпоху господства первобытнообщинного строя. Рассматриваются типы сооружений первобытных общин на территории Африки, Азии и Европы. Раздел II Архитектура Древнего мира Становление архитектуры Египта периода Древнего и среднего царства. Архитектура Египта периода нового, Позднего царства и периода эллинизма. Архитектура народов Двуречья. Древнего Ирана (эпохи Ахеменидов) и Эгейского Мира. Раздел III. Античная архитектура В разделах рассматривается становление и развитие архитектуры в эпоху формирования расцвета и упадка рабовладельческого общественно-экономического строя. Последовательно освещается развитие отдельных типов сооружений в архитектуре рабовладельческих государств, как древних деспотий северной Африки и Передней Азии, так и античных государств Средиземноморья - Греции и Рима. Особое внимание уделяется изучению различных архитектурных школ. Раздел IV. Средневековая архитектура В разделе рассматриваются проблемы, возникшие перед архитектурой в эпоху господства феодального уклада и их отражение в зодчестве стран восточной и западной Европы, а также феодальных государств Ближнего и Дальнего востока, таких как Индия, Китай, Япония и сопредельные страны. Значительное место отводится изучению Архитектуры эпохи возникновения буржуазных отношений и образования централизованных Европейских государств. Раздел V. Архитектура эпохи Возрождения В разделе подробно рассматривается архитектура эпохи Возрождения в Италии и ее античные, средневековые и восточные истоки. Более обобщенно изучается архитектура Возрождения в, странах Европы - вне Италии: во Франции, Германии, Англии и Испании.
Раздел VI. Архитектура барокко, классицизма и предромантическцх направлений Освещаются сложные пути развития архитектуры XVII-XVIII - начала XIX вв. в европейских странах: Италии, Франции, Англии, Германии, Австрии, а также в Испании, Португалии и странах Латинской Америки. Раздел VII Архитектура периода эклектизма и поиски новых стилей. Раздел рассматривает общие закономерности развития архитектуры в странах Западной Европы и Америки периода домонополистического капитализма, а также периода империализма до первой мировой войны; становление эклектизма - как творческого метода эпохи бесстилевого развития архитектуры. В заключении - обобщается содержание всех перечисленных разделов и формулируются основные закономерности исторического развития архитектурных стилей в условиях различные историко-культурных эпох. 2. Темы и краткое содержание Введение Тема № 1 (вводная). Сущность архитектуры как сложного общественного явления и особого вида искусства. Понятие о творческом методе и стиле. 1. Предмет истории архитектуры как науки, цели и задачи ее изучения. 2. Архитектура как единство социально-функционального содержания, материально-конструктивной основы и художественного образа. 3. Два типа определений архитектуры (исторических обзор). Современное понимание двуединой природы архитектуры как искусственно создаваемой среды жизнедеятельности человека. 4. Особенности архитектуры как пространственно-временного искусства, архитектура и дизайн. 5. Творческий метод, понимаемый как система принципов, положенных в основу практической деятельности архитектора. Категория стиля и уровни его проявления в архитектуре. Раздел I. Возникновение архитектуры Тема № 2. Конструктивные системы и тектонические формы в архитектуре (таблица). Зарождение архитектуры в эпоху палеолита 1. Раскрытие понятия «тектоника» применительно к архитектуре. Соотнесение конструкции и тектоники. Классификация и краткий исторический обзор эволюции тектонических форм. 2. Первобытнообщинный строй и условия зарождения архитектуры как вида деятельности, в связи с эволюцией пространственно-временных представлений древних людей. Тема № 3. Архитектура эпохи неолита и бронзы. 1. Разложение первобытнообщинного строя и появление мегалитических сооружений. 2. Формирование основ тектонического мышления первобытного человека. Раздел П. Архитектура Древнего мира Тема № 4. Архитектура Египта периода древнего и среднего царства. 1. Социально-исторические предпосылки и основные этапы развития архитектуры древнего Египта. 2. Эволюция архитектурных форм (мастаба и жирамиды), вопросы масштабности и системы пропорций в связи с особенностями творческого метода строителей погребальных сооружений 3. Появление стоечно-балочных тектонических систем. Тема № 5. Архитектура Египта периода нового, позднего царства и периода эллинизма. 1. Типология архитектуры Египта и место в ней храмовых сооружений. 2. Объемно-пространственная композиция египетского храма. Историческая эволюция архитектурного типа. 3. Проблема единства искусств в египетской монументальной архитектуре. 4. Влияние народных традиций на архитектуру жилища. Тема № 6. Архитектура народов Двуречья. Древнего Ирана (эпохи Ахеменидов) и Эгейского Мира. 1. Строительная техника и тектонические системы в архитектуре народов Двуречья и Ирана. 2. Архитектурные типы сооружений: жилые дома, дворцы, зиккураты, многоколонные залы. 3. Зарождение и развитие объемно-пространственного стереотипа - мегарона; художественное освоение стоечно-балочных систем как предпосылка создания ордеров. Раздел III. Античная архитектура Тема № 7. Архитектура древней Греции архаического и начала классического периодов. 1. Социально-исторические предпосылки и основные этапы развития греческой культуры. 2. Происхождение каменных ордеров - дорического и ионического - в свете новейших научных исследований. 3. Типы греческих храмов и их эволюция. Тема № 8. Архитектура древней Греции классического периода. 1. Условия и причины расцвета греческой архитектуры. 2. Создание общеэллинского стиля на примере построек Афинского акрополя. 3. Проблемы единства искусств, индивидуализации художественного образа, масштабности и ритмического строя. 4. Парфенон и Эрехтейон как воплощения двух разных видов архитектурной композиции («Архитектурные картины»). 5. Типология жилых и общественных зданий. Тема № 9. Архитектура древней Греции периода эллинизма. 1. Влияние греческой культуры на страны Востока. 2. Взаимодействие греческой архитектуры и местных строительных и художественных традиций. Формирование на этой основе новых типов жилых, общественных и культовых зданий. 3. Изменение тектонической роли ордеров. 4. Значение греческой архитектуры для последующего развития зодчества в Европе. Тема № 10. Архитектура древнего Рима этрусско-архаического периода и времени республики. 1. Исторические особенности развития хозяйства италийских народов и; расцвет культуры античного Рима. 2. Этрусское наследие и влияние греческих достижений на развитие архитектуры древнего Рима. Римские ордера. 3. Необычайно развитая типологическая структура римской архитектуры. 4. Трактат Витрувия и его принципиальное значение для понимания историко-архитектурных процессов. Тема №11. Архитектура древнего Рима периода расцвета империи 1. Изобретение бетона и бетонно-кирпичная техника в архитектуре античного Рима. 2. Римская арочно-ордерная ячейка и ее применение в различных типах сооружений. 3. Развитие ведущих типов римской архитектуры (жилые дома, дворцы, виллы, театры, амфитеатры, триумфальные арки, термы и т.д.). Тема № 12. Архитектура древнего Рима периода упадка империи и утверждения христианства. 1. Постепенная феодализация хозяйства и нарастание кризисных явлений в римской культуре. 2. Дальнейшее развитие строительной техники и снижение художественного уровня римской архитектуры (обзор архитектурных типов сооружений). 3. Значение римской архитектуры для последующего развития зодчества в Европе. Раздел IV. Средневековая архитектура Тема №13. Архитектура Византии ранневизантийского времени. 1. Ведущее значение архитектуры как основы объединения искусств в средние века. Греко-эллинистические, римские и восточные истоки византийской архитектура. 2. Развитие конструкции купола на парусах и проблема дематериализации внутреннего пространства (храм св. Софии в Константинополе). 3. Формирование типа купольной базилики. Тема № 14. Архитектура Византии средне- и поздневизантийского времени. Связи с архитектурой Армении и Грузии. 1. Сложение крестово-купольной системы и эволюция типов культовых зданий в столичной и восточной школах зодчества. 2. Культурные связи Византии и Киевской Руси, взаимодействие традиций в архитектуре. 3. Связи зодчества Армении и Грузии с архитектурой античного мира, а также с Византией и романской архитектурой западноевропейских стран. Тема № 15. Архитектура арабо-мусульманских стран, Ирана. Турции. Средней Азии и Азербайджана. 1. Арабские завоевания и значение их для формирования культуры Средиземноморья. Местные архитектурные школы в Сирии, Египте, странах Магриба и Испании. Народные традиции в архитектуре Ирана. 2. Синтез византийских и арабских традиций в архитектуре Османской Турции. Творческий метод зодчего Синана. 3. Появление новых типов жилых, общественных и культовых зданий в Средней Азии после арабского завоевания. 4. Самобытный характер архитектуры Азербайджана. Тема № 16. Архитектура Индии и стран юго-восточной Азии. 1. Длительное сосуществование в Индии различных религиозно-философских систем и их отражение в типах храмов и монастырских комплексов. 2. Объемно-пространственные стереотипы «чайтья» и «вихара». 3. Своеобразие путей развития северной и южной Индии, влияние традиций Средней Азии и Ирана в архитектуре империи Великих Моголов. 4. Консерватизм традиционных форм культуры народов Индокитайского полуострова, самобытный характер и многообразие бирманских храмов и ступа. Тема № 17. Архитектура Китая и Японии. 1. Общая периодизация культуры Китая и Японии. 2. Глубокие национальные традиции архитектуры Китая, тектоническая ячейка «цзянь» и объемный стереотип «дянь», конструкции кровель с системой кронштейнов «доу-гун». 3. Многообразие форм китайских пагод, возведенных из кирпича, дерева или металлических. Учение «фын-шуй». Сопоставление китайских и японских пагод и их связи с ландшафтнымокружением. 4. Влияние культуры Китая на архитектуру Японии. Жилища типа «синдэн» и «сёин». Теоретические руководства «Ин-Цзао-фа-ши» в Китае и «Кивари» в Японии. Тема № 18. Романская архитектура во Франции, Германии и Англии. 1. Монастыри как центры духовной культуры и строительной деятельности, корпорации странствующих мастеров раннего средневековья. 2. Особенности романской конструктивной системы и тектонических форм сводчатых и купольных базилик, а также церквей «зального» типа. Два этапа развития романских травей. 3. Школы романской архитектуры во Франции. 4. Особенности романской архитектуры в Германии и Англии. Тема № 19. Романская архитектура в Италии, Испании и Португалии. 1. Глубокое влияние античного наследия на романскую архитектуру Италии. 2. Античные реминисценции в композиции внутреннего пространства романских базилик и ярусных башен-колоколен. 3. Воплощение античных традиций в памятниках «проторенессанса» во Флоренции. 4. Школы романского зодчества в Испании и Португалии. Тема № 20. Готическая архитектура во Франции, Германии, Англии и Испании. 1. Развитие городской культуры позднего средневековья в странах Западной Европы. 2. Конструкции и тектоника готического собора. Два этапа развития готических травей. Единство искусств в композиции внутренних пространств и внешнем пластическом убранстве собора. 3. Жилые и гражданские здания. 4. Особенности готической архитектуры во Франции, Англии, Германии и Испании. Тема № 21. Архитектура Италии периода готики в Европе. 1. Отсутствие в Италии условий для свободного развития готической композиционной и тектонической системы. 2. Сопоставление архитектурных форм готических ратуш и соборов Италии с аналогичными зданиями заальпийской Европы. 3. Основные достижения готической архитектуры. Раздел V. Архитектура эпохи Возрождения Тема № 22. Архитектура Возрождения в Италии и ее античные и средневековые истоки (раннее Возрождение ). 1. Исторические предпосылки расцвета городов средней и северной Италии. Периодизация эпохи Возрождения. Идеология гуманизма. 2. Античные, византийские, романские и проторенессансные истоки творческого метода Бру-неллески - основоположника архитектуры Возрождения. 3. Формирование типа городского дворца (палаццо) и сложение архитектурной формы этажа. 4. Поиски композиции центрально-купольных зданий в, [творчестве мастеров раннего Возрождения. Тема № 23. Архитектура Возрождения в Италии (высокоё - позднее Возрождение). 1. Открытие трактата Витрувия и архитектурные теории эпохи Возрождения в Италии. Проблема наследия. 2. Синтезирующий характер творческого метода Браманте, синтез искусств в творчестве Рафаэля, создателей стиля высокого Возрождения. 3. Кризис гуманизма и переход к архитектуре позднего Возрождения.
Тема № 24. Архитектура Возрождения в Италии (позднее Возрождение) 1. Сложность и многообразие течений в архитектуре позднего Возрождения. Архитектурное творчество Микеланджело, проблема нового синтеза искусств. 2. Образование и расцвет венецианской архитектурной школы. 3. Возросшее значение науки об архитектуре, труды теоретиков архитектуры Серлио, Виньо-лы, Палладио, Скамоцци. 4. Архитектурное творчество Палладио как предшественника классицизма, черты барокко, заметные в его поздних работах. Тема № 25. Архитектура Возрождения в странах Западной Европы, вне Италии. 1. Национальные особенности архитектуры Возрождения во Франции, Германии, Англии и Испании. 2. Проблема взаимодействия национальных традиций и внешних влияний в архитектуре. Раздел VI. Архитектура барокко, классицизма и предромантических направлений Тема № 26. Архитектура барокко в Италии ХVII-ХVШ вв. 1. Исторические предпосылки возникновения и развития архитектуры барокко. 2. Композиционные принципы барокко в архитектуре; проблема барочного синтеза искусств. Бернини и Борромини как представители двух самостоятельных течений в барочной архитектуре Рима. 3. Особенности местных архитектурных школ позднего барокко в Венеции, Турине и Мантуе. 4. Новое обращение к античности и преодоление барочных традиций в архитектуре Италии. Теоретическое наследие И.Винкельмана и Ф.Милициа. Тема № 27. Архитектура классицизма во Франции XVII в. 1. Исторические условия возникновения культуры классицизма. 2. Становление классицизма в архитектуре Франции и его мастера. Догматическое и творческое направления классицизма, олицетворяемые Ф.Блонделем и К.Перро. 3. Проблема наследия в творчестве крупнейших мастеров классицизма - Лево и Мансара. Тема № 28. Архитектура классицизма во Франции ХУШ - начала XIX вв. 1. Усиление барочных влияний, выразившееся в стилистическом течении рокайля. 2. Распространение просветительских идей и перелом в развитии архитектуры. Новый этап классицизма и его мастера во главе с Габриэлем и Суффло. Новаторские поиски К.-Н.Леду. 3. Теоретики архитектуры французского классицизма. 4. Архитектура времени революции и империи. Постепенный распад художественной системы классицизма. 5. Взаимосвязи западноевропейского и русского классицизма во второй половине XVIIIв. Тема № 29. Архитектура Англии XVII - начала XIX вв., взаимодействие традиций. 1. Особенности становления и развития архитектуры классицизма в Англии. Синтез готических, барочных и классицистических традиций в творчестве К.Рэна. 2. Английское палладианство как своеобразное проявление классицизма. 3. Идеологические и теоретические предпосылки формирования типа английского жилого дома. 4. Устойчивый традиционализм английской архитектуры и отношение к античному наследию. Различие между общим развитием французского и английского классицизма, его историческая обусловленность. Тема № 30. Архитектура Голландии, Бельгии, Германии и Австрии XVII - начала XIX вв. 1. Своеобразие голландского архитектурного классицизма. 2. Фламандская разновидность барокко и последующий переход к классицизму. 3. Различие путей развития архитектуры южной и северной Германии. Взаимодействие барочных и классицистических традиций с позднеготическими пространственными представлениями. 4. Школа австрийского барокко, влияние образцов французского классицизма. Тема № 31. Архитектура Испании, Португалии и стран Латинской Америки XVII - начала XIX вв. 1. Многообразие местных школ архитектуры барокко в Испании. Влияние традиций мавританского народного искусства. Последующая эволюция архитектуры от барокко к классицизму. 2. Переосмысление традиций европейской архитектуры в зодчестве стран Латинской Америки. Непреходящее значение древнейшего культурного наследия. Раздел VII Архитектура периода эклектизма и поиски новых стилей Тема № 32. Архитектура стран Западной Европы и Америки середины и второй половины XIX в. 1. Прогресс строительной техники и появление новых типов зданий. 2. Распад художественной системы классицизма, утверждение эклектизма. Своеобразие проявлений эклектизма в различных странах. Чикагская школа в США. 3. Критика эклектизма и разработка вопросов стилеобразования в трудах теоретиков архитектуры (Земпср, Виолле ле Дюк, Рёскин, Моррис). Тема № 33. Архитектура западноевропейских стран и США конца XIX - начала XX вв. 1. Разнообразие творческих направлений и течений в архитектуре. 2. Стиль «модерн» и его мастера в различных странах. 3. Достижения строительной техники (конструкции из железобетона). Развитие функционалистских направлений в разных странах, начало формирования тектонических форм «современной архитектуры» В заключении Тема № 34 (заключительная). Основные закономерности исторического развития архитектуры, эволюция творческих методов, стиль и среда. 1. Стадиальный характер развития архитектурного стиля. Критерии выделения стадий стиля. Эпохи бесстилевого развития архитектуры. 2. Циклические закономерности эволюции творческих методов в архитектуре. 3. Проблемы стилорбразования в современной архитектуре.
|