Главная Случайная страница


Полезное:

Как сделать разговор полезным и приятным Как сделать объемную звезду своими руками Как сделать то, что делать не хочется? Как сделать погремушку Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами Как сделать идею коммерческой Как сделать хорошую растяжку ног? Как сделать наш разум здоровым? Как сделать, чтобы люди обманывали меньше Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили? Как сделать лучше себе и другим людям Как сделать свидание интересным?


Категории:

АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника






РЕГЛАМЕНТ 1 page





ПРОФИЛАКТИКА ИНФЕКЦИОННЫХ БОЛЕЗНЕЙ.

КРОВЯНЫЕ ИНФЕКЦИИ

ОРГАНИЗАЦИЯ И ПРОВЕДЕНИЕ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКОГО НАДЗОРА

В ПРИРОДНЫХ ОЧАГАХ ЧУМЫ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

МУ 3.1.3.2355-08

 

1. Разработаны: Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека; ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора; ФГУЗ "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб" Роспотребнадзора; ФГУЗ "Ставропольский научно-исследовательский противочумный институт" Роспотребнадзора; ФГУЗ "Иркутский научно-исследовательский противочумный институт Сибири и Дальнего Востока" Роспотребнадзора; ФГУЗ "Астраханская противочумная станция" Роспотребнадзора; ФГУЗ "Дагестанская противочумная станция" Роспотребнадзора; ФГУЗ "Кабардино-Балкарская противочумная станция" Роспотребнадзора; ФГУЗ "Элистинская противочумная станция" Роспотребнадзора.

2. Рекомендованы к утверждению Комиссией по государственному санитарно-эпидемиологическому нормированию при Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (протокол от 3 апреля 2008 г. N 1).

3. Утверждены Руководителем Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации Г.Г. Онищенко 30 апреля 2008 года.

4. Введены в действие с 1 июля 2008 года.

5. Введены взамен МУ 3.1.1098-02 "Методические указания по организации и проведению эпидемиологического надзора в природных очагах чумы Российской Федерации".

 

1. Область применения

 

Методические указания составлены с учетом требований Международных медико-санитарных правил (2005) на основании опыта работы противочумных станций и регламентируют их деятельность по эпидемиологическому надзору в природных очагах чумы Российской Федерации.

Настоящие методические указания обязательны для выполнения на всей территории Российской Федерации органами и учреждениями Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

 

2. Нормативные ссылки

 

2.1. Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1.

2.2. Федеральный закон от 30.03.99 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения".

2.3. Федеральный закон от 01.04.93 N 4730-1 "О Государственной границе Российской Федерации".

2.4. Федеральный закон от 14.05.93 N 4979-1 "О ветеринарии".

 

КонсультантПлюс: примечание.

В официальном тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10.01.2002 N 7-ФЗ, а не от 14.07.93 N 133.

 

2.5. Федеральный закон от 14.07.93 N 133 "Об охране окружающей среды".

2.6. Приказ Минздрава России от 29.07.98 N 230 "О повышении готовности органов и учреждений Госсанэпидслужбы России к работе в чрезвычайных ситуациях".

2.7. Приказ Минздрава России от 02.07.99 N 263 "О введении в действие Перечня инфекционных заболеваний, требующих проведения мероприятий по санитарной охране территории Российской Федерации".

2.8. Приказ Минздравсоцразвития России от 31.05.05 N 376 "О представлении внеочередных донесений о чрезвычайных ситуациях санитарно-эпидемиологического характера".

2.9. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения от 17.11.05 N 774 "Об организации и проведении мероприятий по профилактике чумы".

2.10. Приказ Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия населения от 20.07.07 N 225 "О совершенствовании организации работы специализированных противоэпидемических бригад, сформированных на базе ФГУЗ "Научно-исследовательский противочумный институт" Роспотребнадзора.

2.11. Международные медико-санитарные правила (2005 г.).

2.12. Санитарные правила СП 3.1./3.2.1379-03 "Общие требования по профилактике инфекционных и паразитарных болезней".

2.13. Санитарные правила СП 3.4.2318-08 "Санитарная охрана территории Российской Федерации".

2.14. Санитарные правила СП 3.1.7.1380-03 "Профилактика чумы".

2.15. Санитарные правила СП 3.1.090-96 "Профилактика и борьба с заразными болезнями, общими для человека и животных". Ветеринарные правила ВП 13.4.1370-96.

2.16. Санитарно-эпидемиологические правила СП 1.3.1285-03 "Безопасность работы с микроорганизмами I - II групп патогенности (опасности)".

2.17. Санитарные правила СП 1.2.036-95 "Порядок учета, хранения, передачи и транспортирования микроорганизмов I - IV групп патогенности".

2.18. Санитарно-эпидемиологические правила СП 3.5.1378-03 "Санитарно-эпидемиологические требования к организации и осуществлению дезинфекционной деятельности".

2.19. Санитарные правила СП 3.5.675-97 "Гигиенические требования к учреждениям, организациям, предприятиям и лицам, занимающимся дезинфекционной деятельностью".

2.20. Санитарные правила СП 3.5.3.1129-02 "Санитарно-эпидемиологические требования к проведению дератизации".

2.21. Правила ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов. М., 1988.

2.22. Методические указания МУ 3.4.2126-06 "Организация и проведение мероприятий по профилактике чумы в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации".

2.23. Методические указания МУ 3.4.1028-01 "Организация и проведение первичных мероприятий в случаях выявления больного (трупа), подозрительного на заболевание карантинными инфекциями, контагиозными вирусными геморрагическими лихорадками, малярией и инфекционными болезнями неясной этиологии, имеющими международное значение".

2.24 Методические указания МУ 3.1.1027-01 "Сбор, учет и подготовка к лабораторному исследованию кровососущих членистоногих - переносчиков возбудителей природно-очаговых инфекций".

2.25. Методические указания МУ 3.1.1029-01 "Отлов, учет и прогноз численности мелких млекопитающих и птиц в природных очагах инфекций".

2.26. Методические указания по определению площадей эпизоотий в природных очагах чумы. М., 1983.

2.27. Методические рекомендации по паспортизации природных очагов чумы. М., 1976.

2.28. Методические указания о порядке заготовок, о сроках сдачи на промышленные предприятия шкурок сурков и сусликов, добытых на энзоотичных по чуме территориях. М., 1980.

2.29. Методические рекомендации по полевой дератизации и дезинсекции в очагах чумы сусликового типа Российской Федерации. Саратов, 1995.

2.30. Методические указания МУ 3.1.957-00 "Организация и проведение работы специализированными противоэпидемическими бригадами в чрезвычайных ситуациях".

2.31. Методические указания МУ 3.4.1030-01 "Организация, обеспечение и оценка противоэпидемической готовности медицинских учреждений к проведению мероприятий в случае завоза или возникновения особо опасных инфекций, контагиозных вирусных геморрагических лихорадок, инфекционных болезней неясной этиологии, представляющих опасность для населения Российской Федерации и международного сообщения".

2.32. Методические рекомендации от 22.06.95 N 01-19/54-17 "Оценка информативности методов диагностики при эпизоотологическом обследовании очагов чумы".

2.33. Методические рекомендации "Эпидемиологическое районирование Саратовской области по риску завоза и распространения чумы, холеры и малярии". Саратов, 2006.

2.34. Инструкция по борьбе с песчанками полуденной, гребенщиковой, краснохвостой и Виноградова в природных очагах чумы. Саратов, 1982.

2.35. Инструкция по борьбе с мышевидными грызунами. Саратов, 1973.

2.36. Инструкция по ингаляционной иммунизации людей против чумы. М., Саратов, 1987.

2.37. Программа расчета величины эпидемического потенциала природного очага чумы. Свидетельство об официальной регистрации программы для ЭВМ. N 2000610423 от 25.05.00.

 

3. Обоснование

 

На территории Российской Федерации функционируют 11 природных очагов чумы 4 типов: сусликового - 7, песчаночьего - 2, полевочьего - 1, пищухового - 1. С момента выхода документа, регламентирующего деятельность противочумных учреждений по эпидемиологическому надзору, прошло более 5 лет. Существенным образом изменившаяся с тех пор экономическая, социальная и экологическая обстановка диктует необходимость создания нового методического документа, соответствующего Международным медико-санитарным правилам (2005). Современный перечень основных направлений деятельности противочумных учреждений в природных очагах чумы, из которых складывается система эпидемиологического надзора, включает:

- эпизоотологическое обследование, выполняемое с целью получения информации о наличии и характере течения эпизоотии чумы в природных очагах;

- эпидемиологическое наблюдение за населением, проживающим на энзоотичной по чуме территории;

- оценка уровня потенциальной эпидемической опасности природных очагов чумы как причины ЧС;

- профилактические мероприятия (дератизация, дезинсекция, вакцинация, информационно-разъяснительная работа);

- специальная подготовка медицинских, ветеринарных и других работников по профилактике, диагностике и лечению чумы;

- изучение закономерностей природной очаговости чумы.

Способы сбора и исследования полевого материала подробно излагаются в специальных методических пособиях и в настоящих методических указаниях не рассматриваются.

 

4. Общие требования

 

4.1. Эпидемиологический надзор за чумой - это комплекс мероприятий, включающий слежение за эпизоотическими проявлениями чумы в природных очагах и проведение профилактических и противоэпидемических мероприятий, предупреждающих заражение чумой людей и антропонозное распространение инфекции.

4.2. Мероприятия по предотвращению распространения чумы из природных очагов на территории Российской Федерации и завоза ее из-за рубежа проводят в соответствии с действующими санитарными правилами по санитарно-эпидемиологической охране территории Российской Федерации и другими нормативно-методическими документами.

4.3. Организацию и проведение мероприятий по эпидемиологическому и эпизоотологическому надзору за чумой в природных очагах чумы Российской Федерации осуществляют ФГУЗ "Противочумные станции" Роспотребнадзора во взаимодействии с другими территориальными учреждениями санитарно-эпидемиологического, лечебно-профилактического и ветеринарного профиля.

4.4. Управление деятельностью ФГУЗ "Противочумная станция" осуществляет Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

4.5. ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора организует и контролирует проведение противочумными станциями эпидемиологического надзора в природных очагах чумы на территории Российской Федерации, совместно с ФГУЗ "РосНИПЧИ "Микроб" Роспотребнадзора проводит оценку и прогнозирование эпидемиологической обстановки по чуме в стране.

4.6. Научно-методическую, практическую и консультативную помощь по вопросам профилактических и противоэпидемических мероприятий на территории природных очагов чумы осуществляют курирующие научно-исследовательские противочумные институты. ФГУЗ "РосНИПЧИ "Микроб" Роспотребнадзора является головным по проблеме "Чума".

4.7. Организацию мероприятий по эпиднадзору за чумой и контроль за их выполнением в войсках и на территориях дислокации армии, а также на объектах федеральных органов исполнительной власти, на которые, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, возложено осуществление ведомственного санитарно-эпидемиологического надзора, обеспечивают противочумные учреждения соответствующих министерств и ведомств.

4.8. Объем, характер и направленность профилактических мероприятий определяется результатами эпизоотологического обследования и прогнозом эпизоотической и эпидемической ситуации по чуме в конкретных природных очагах, на основании чего осуществляется планирование мероприятий на последующий год. План после согласования с курирующим противочумным институтом направляется на согласование во ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора, затем утверждается Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

4.9. Управления Роспотребнадзора в регионах с природными очагами чумы планируют проведение профилактических мероприятий, направленных на предотвращение эпидемических проявлений чумы, выноса инфекции за пределы природного очага. Комплексный план противочумных мероприятий составляет Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации с участием противочумного учреждения сроком на 5 лет с ежегодным корректированием (схема комплексного плана дана в Прилож. 1).

4.10. При выраженном обострении эпизоотической и эпидемической обстановки решение о перераспределении сил и средств противочумных станций на федеральном уровне принимает Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по предложению ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора.

4.11. Оценку уровня потенциальной эпидемической опасности активизации природных очагов чумы, как чрезвычайной ситуации в области общественного здравоохранения, имеющую международное, национальное, региональное, местное значение, осуществляют ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора и ФГУЗ РосНИПЧИ "Микроб".

4.12. Для осуществления научно-методической, консультативной и практической помощи в работе противочумных станций региональные НИПЧИ назначают кураторов противочумных станций из числа наиболее квалифицированных специалистов института, кандидатуры которых рассматриваются ученым советом института и утверждаются приказом директора института. В состав кураторской группы входят эпидемиолог, зоолог, бактериолог (вирусолог), паразитолог. При необходимости на станцию направляются сотрудники института других специальностей. Посещение кураторами противочумных станций должно быть приурочено к обследовательскому сезону, к расширенным заседаниям научно-производственного совета. Кроме того, выезд кураторов желателен при обострении эпизоотической ситуации, возникших эпидемических проявлениях чумы или иных нестандартных ситуациях.

Кураторы осуществляют работу во взаимодействии с начальником или полномочным представителем станции и руководителями территориальных органов и учреждений Роспотребнадзора и здравоохранения.

Начальник станции обязан обеспечить условия работы кураторов и доводить их рекомендации до сведения всех специалистов.

По результатам посещения противочумной станции кураторы представляют начальнику противочумной станции и директору курирующего института справку о проведенной работе с замечаниями и предложениями по улучшению работы, копия направляется в адрес ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора. Куратор при посещении временных сезонных формирований обязан заносить в специальный журнал свои замечания и рекомендации (функциональное закрепление противочумных станций за курирующими их противочумными институтами приведено в Прилож. 2).

 

5. Порядок информации при эпидемических и эпизоотических

проявлениях чумы

 

5.1. В каждом случае выявления больного (подозрительного) чумой представляются внеочередные донесения в следующем порядке:

- врач, выявивший больного, срочно извещает об этом главного врача лечебно-профилактического учреждения;

- главный врач лечебно-профилактического учреждения (ЛПУ) немедленно сообщает о выявлении больного в территориальный отдел территориального органа Роспотребнадзора, противочумное учреждение (не позже 2 ч с момента выявления) и муниципальный орган управления здравоохранением;

- муниципальный орган управления здравоохранением в срок не позднее 2 ч после получения донесения информирует орган управления здравоохранением субъекта Российской Федерации;

- территориальный отдел территориального органа Роспотребнадзора посылает внеочередное донесение в Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации в срок не позднее 2 ч после получения донесения ЛПУ;

- Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации не позднее 2 ч после получения донесения направляет внеочередные донесения в органы управления здравоохранением субъекта Российской Федерации, штабы ГО и ЧС, территориальное противочумное учреждение, в ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора и ФГУЗ "Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб";

- Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации в срок не позднее 24 ч после получения донесения направляет внеочередное донесение в Федеральную службу по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека;

- при выявлении случаев заболевания или смерти указываются: фамилия и возраст; место работы или учебы; название населенного пункта, района, области; дата заболевания, обращения, госпитализации, смерти; первоначальный и окончательный диагнозы; сведения о прививках; предполагаемый источник инфекции и факторы передачи; принимаемые меры.

5.2. В каждом случае выделения культуры чумного микроба от носителей и переносчиков в населенном пункте представляются внеочередные донесения в следующем порядке:

- врач, выделивший культуру, немедленно сообщает об этом начальнику противочумной станции;

- начальник противочумной станции направляет специалиста-бактериолога для подтверждения культуры по месту ее выделения (противоэпидемический отряд, противочумное отделение);

- о выделении культуры начальник противочумной станции сообщает в ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора, в Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и органы Управления здравоохранением в субъектах Российской Федерации;

- повторно дается сообщение о подтверждении культуры.

5.3. Сообщения о выделении культур возбудителя чумы от носителей или переносчиков в природных очагах чумы впервые в сезоне посылаются в курирующий противочумный институт сразу после подтверждения культуры во ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора. О выделении культур чумы ставятся в известность Управления Роспотребнадзора по субъектам Российской Федерации и органы Управления здравоохранением территорий, на которых выявлены эпизоотии, и сопредельных с ними территорий. Начальник станции передает во ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора, курирующий НИПЧИ, и в Управление Роспотребнадзора по субъекту Российской Федерации сведения об обнаружении переносчиков чумы в жилье человека.

5.4. Объем профилактических мероприятий отражается в ежемесячных оперативных сводках, а сведения о выделении культур чумного микроба - в извещениях о выделении культур за месяц, которые посылаются в ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора.

5.5. После идентификации выделенные культуры возбудителя чумы вместе с паспортами, направляют в курирующий противочумный институт. Курирующие противочумные институты проводят их окончательную идентификацию и направляют вместе с паспортами в головной институт по проблеме "Чума" - ФГУЗ Российский научно-исследовательский противочумный институт "Микроб" для дальнейшего изучения и хранения. Паспорта выделенных штаммов направляют также в ФГУЗ "Противочумный центр" Роспотребнадзора. Хранение штаммов чумного микроба проводится в Государственной коллекции патогенных бактерий "Микроб" - далее ГКПБ "М".

Выдачу штаммов чумного микроба по запросу учреждений, имеющих санитарно-эпидемиологическое заключение на возможность работы с возбудителем чумы, осуществляет ГКБП "М" при ФГУЗ РосНИПЧИ "Микроб". Уничтожение штаммов Y. pestis осуществляют по разрешению РосНИПЧИ "Микроб".

 

6. Принципы организации эпидемиологического надзора

на территориях природных очагов чумы

 

6.1. Общие положения

 

Ключевыми мероприятиями в системе эпидемиологического надзора являются эпизоотологическое обследование и эпидемиологическое наблюдение за населением, осуществляемое противочумными станциями на подведомственных территориях по типу мониторинга. Экстренные специфические и неспецифические профилактические мероприятия проводят при возникновении реальной опасности заражения человека чумой (обнаружение эпизоотии в поселениях носителей, повышенная численность синантропных грызунов и блох) на территориях, определяемых результатами эпизоотологического обследования.

Основными параметрами эпиднадзора, подлежащими оптимизации, являются кратность и продолжительность эпизоотологического обследования территорий природных очагов чумы, а также число пунктов взятия проб полевого материала и степень их рассредоточения, что обязывает существенно повышать значение эпизоотологического прогноза по чуме и эпидемиологической дифференциации очаговых территорий, необходимых для обоснования кратности и приоритетности обследования отдельных участков.

При организации эпизоотологического обследования, прежде всего, обеспечивают решение главной задачи - как можно более раннее обнаружение эпизоотии чумы. После этого все действия осуществляют в строго установленном порядке. Определяют площадь и границы эпизоотической территории, соответствующим образом корректируя территориально-календарный план работы зоогруппы. При необходимости подключают к работе дополнительные обследовательские группы. Уточняют численность и дислокацию проживающего на данной территории населения, планируют и проводят комплекс необходимых профилактических мероприятий.

Результаты эпизоотологической дифференциации и эпидемиологического районирования используют для обоснованного ограничения мест поиска эпизоотий за счет исключения неэпизоотических участков с низкой плотностью населения и для увеличения кратности и плотности обследования потенциально опасных в отношении чумы территорий очага. При этом учитывают, что эпидемиологическая и эколого-эпизоотологическая ситуации в очаге и различных его частях постоянно и порой резко меняются. Поэтому, однажды проведенное районирование, по мере необходимости, уточняют и обновляют, исходя из реально складывающейся обстановки.

Решающее значение для оценки состояния и прогноза эпизоотической ситуации в природном очаге чумы имеет информация об уровне и динамике численности основных и второстепенных носителей и переносчиков возбудителя. Учет численности носителей проводят в оптимальные фенологические сроки или в другие, определяемые регламентом, периоды обследования. При этом постоянно учитывают численность эктопаразитов в процессе сбора и лабораторного исследования полевого материала.

В целях оптимизации эпиднадзора за чумой используют четкую регламентацию стационарных и разовых наблюдений, наиболее экономичные и эффективные тактические и методические приемы проведения полевых и лабораторных исследований. Одновременно повышают качество исполнения таких профилактических мероприятий, как медицинское наблюдение за населением силами противочумных, лечебно-профилактических и санитарно-эпидемиологических учреждений, подготовка и переподготовка персонала местных медицинских учреждений по выявлению и локализации возможных заболеваний людей чумой, информационно-разъяснительная работа среди населения.

 

6.2. Паспортизация природных очагов чумы

 

На каждый природный очаг чумы Российской Федерации должен быть составлен паспорт - документ, содержащий важнейшие сведения о конкретном очаге. Эти сведения включают в себя его название, географические границы в настоящее время и в прошлом; физико-географическую и ландшафтную характеристики; вирулентность возбудителя; описание пространственной и биоценотической структуры; исторические данные об эпизоотической активности и эпидемических осложнениях, социальных и других, важных в эпидемиологическом отношении, факторах, данные о медицинских и ветеринарных учреждениях и о проводившихся в очаге мероприятиях по специфической и неспецифической профилактике.

Кроме текстовой части, в паспорт очага включают специальные картографические материалы, которые по мере необходимости могут дополняться или заменяться новыми, измененными или уточненными.

 

6.2.1. Картографическое обеспечение эпизоотологического

обследования

 

Картографическим источником в противочумной практике служат топографические карты масштаба 1:100000 ("километровки"). Могут быть использованы карты и более крупных масштабов - 1:50000 и 1:25000. Для обобщения эпизоотологической или эпидемиологической информации изготавливают карты более мелких масштабов.

Для учета любой информации используют формально-территориальный принцип деления земной поверхности и ее картографической модели на стандартные листы, применяемый при создании топографических карт. В России установлена номенклатура листов карт разных масштабов, ограниченных меридианами и параллелями, изготавливаемых в равноугольной поперечно-цилиндрической проекции Гаусса-Крюгера. Форма листов близка к трапеции, основания которой имеют незначительный прогиб в сторону экватора. В основу номенклатуры трапеций всех масштабов положена международная разграфка листов карт масштаба 1:1000000. В противочумной практике минимальной учетной единицей территории принят один лист карты масштаба 1:25000 в системе координат 1942 г., он получил название "сектор первичного района". Территория, изображенная на каждом таком листе (секторе), на местности и на карте ограничена конкретными параллелями и меридианами и занимает 7'30" по долготе и 5'00" по широте. Четыре трапеции масштаба 1:25000, объединяемые в трапецию масштаба 1:50000, образуют "первичный район". Шифры секторов образованы из номенклатуры соответствующих листов карт (Методические рекомендации по паспортизации природных очагов чумы. М., 1976), отклонения их границ от картографического регламента (градусной сетки) не допускаются.

Противочумные формирования осуществляют эпизоотологическое обследование природных очагов чумы и их фрагментов в естественных границах. Формализованные учетные единицы (секторы и первичные районы) необходимы для унифицированной регистрации и обработки информации, т.к. значительно облегчают географическую привязку данных. Рассмотрение в оперативном порядке как крупных, так и более мелких однородных территориальных образований (очагов чумы, эпизоотических участков, ландшафтно-экологических районов и т.д.) допускается осуществлять в формализованных (геодезических) границах, совпадающих с границами (рамками) секторов. Углубленный анализ и прогнозирование эпизоотической и эпидемической обстановки на конкретных территориях, а также детальное планирование профилактических мероприятий осуществляют в границах, проведенных с соблюдением указанных ниже правил.

Внешние границы природных очагов чумы проводят по геодезическим границам секторов. При этом очаговая территория должна быть полностью перекрыта, независимо от того известно или неизвестно точное местоположение ее естественной границы на суше. Если очаговая территория ограничена морем (озером) или рекой, то границу проводят по береговой линии. Такие ландшафтные (естественные) границы, а также границы между соприкасающимися очагами чумы или их частями, проходящие вдоль линейных географических преград (берегов морей, рек, водораздельных хребтов и т.д.), контуров ландшафтных выделов (кромка песков, лесные массивы и т.д.) или Государственной границы Российской Федерации, должны рассматриваться так, как они изображены на карте. В этом случае измеряют конкретную площадь частей секторов, примыкающих к такой границе, и составляют их список с указанием площадей, принадлежащих тому или иному очагу.

 

6.2.2. Номенклатура, географические границы и краткое

описание природных очагов чумы Российской Федерации

 

Площадь природных очагов чумы на территории Российской Федерации составляет 254131 кв. км (табл. 1).

 

Таблица 1

 

СВЕДЕНИЯ О ПРИРОДНЫХ ОЧАГАХ ЧУМЫ НА ТЕРРИТОРИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Тип очага Шифр очага Название очага Площадь очага, кв. км Площадь очага с эпизоотиче- скими про- явлениями Площадь очага с эпидемиче- скими про- явлениями Виру- лентные штаммы чумного микроба, %
кв. км % кв. км %
Сусликовый   Центрально- Кавказский высокогорный     85,9 - 0,0 50 - 100
  Терско- Сунженский низкогорный     14,5 - 0,0  
  Дагестанский равнинно- предгорный     18,8 - 0,0  
  Прикаспийский Северо-Западный степной     23,7   7,0  
  Волго-Уральский степной     10,0   1,8  
  Тувинский горный     31,2 - 0,0  
  Забайкальский степной     27,7   8,8  
Песчаночий   Волго-Уральский песчаный     57,7   5,9  
  Прикаспийский песчаный     27,3   1,2  
Полевочий   Восточно- Кавказский высокогорный     3,0 - 0,0 100 <*>
Пищуховый   Горно-Алтайский высокогорный     23,1 - 0,0 100 <*>
Итого:     23,6   3,2  
<*> Штаммы чумного микроба с избирательной вирулентностью (вирулентны для белых мышей, авирулентны для морских свинок)

 

Date: 2015-10-19; view: 336; Нарушение авторских прав; Помощь в написании работы --> СЮДА...



mydocx.ru - 2015-2024 year. (0.006 sec.) Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав - Пожаловаться на публикацию