Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Образования Российской Федерацииот 28.12.94 г. № 24/1 О стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях. Заслушав и обсудив сообщение заместителя начальника Главного управления развития общего среднего образования А.М. Водянского о стратегии развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях, коллегия отмечает, что курс на демо-кратические преобразования в стране, гуманизацию и гуманитаризацию образования значительно поднял роль общественных наук и потребовал реформирования школьного исторического и обществоведческого образо-вания. Ситуация с состоянием исторического и обществоведческого образова-ния в общеобразовательных учреждениях характеризуется следующими особенностями. С одной стороны, нестабильность общества, его переход-ный характер сказались на состоянии общественных наук и не дают воз-можности создать на основе фундаментальных исследований современную концепцию исторического и обществоведческого образования. В настоя-щее время институты Российской академии наук и Российская академия образования только приступили к ее разработке. С другой стороны, школа как процесс непрерывного духовного воспроизводства не может успешно функционировать в условиях мировоззренческого вакуума. В этих услови-ях перед системой образования встала задача выработки стратегии разви-тия исторического и обществоведческого образования на переходный пе-риод. Главное управление развития общего среднего образования совместно с Институтом общего образования и Гуманитарным центром Министерст-ва образования Российской Федерации, Институтом общеобразовательной школы Российской академии образования, институтами Российской исто-рии и Всеобщей истории Российской академии наук разработали страте-гию развития исторического и обществоведческого образования в общеоб-разовательных учреждениях в переходный период. Она предполагает: 1. Отказ от монополии тоталитарной идеологии в сфере преподавания общественных наук в школе и переход к плюрализму идеологий, рамки которого определяют Конституция Российской Федерации и Всеобщая декларация прав человека. 2. Обращение к определенной системе ценностей, связанных как с лучшими национальными традициями, так и с общечеловеческой традици-ей гуманизма как глобального мировоззрения. 3. Продолжение работы по созданию системной концепции и конст-руированию на ее основе содержания исторического и обществоведческого образования. 4. Формирование структуры и содержания школьного исторического и обществоведческого образования, обеспечивающих становление целостной и завершенной системы знаний на всех этапах обучения школьника (в на-чальной, основной, полной средней школе). Создание системы пропедев-тических знаний о человеке и обществе, истории России и мира в началь- ной школе. В основной и полной средней школе осуществление перехода с линейной (5-11 кл.) на концентрическую (5-9 и 10-11 кл.) систему изучения предметов образовательной области «ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИ-НЫ». 5. Организация целенаправленной работы по гражданскому образова-нию и воспитанию школьников. В связи с этим особую актуальность при-обретает изучение в общеобразовательных учреждениях Конституции Рос-сийской Федерации в соответствии с Указом Президента Российской Фе-дерации № 2131 от 29.11.94 г. 6. Создание государственных стандартов по общественным дисципли-нам и временных требований (основных компонентов содержания образо-вания) на переходный период до введения государственных федеральных стандартов. 7. В целях гуманитаризации естественнонаучных дисциплин, формиро-вания целостной картины мира включение в содержание обществоведче-ской подготовки доступных для учащихся знаний по философским про-блемам естествознания. 8. Подготовка параллельных и профильных учебников и программ для осуществления вариативности образования, его дифференциации, учета потребностей регионов, национальных культур. Происходящие в обществе перемены, начавшееся реформирование школьного исторического и обществоведческого образования способство-вали появлению положительных тенденций в состоянии преподавания и знаниях учащихся. Однако успешной реализации стратегии мешает опре-деленная методологическая неподготовленность учителя для работы в из-менившихся условиях, отсутствие полного комплекта учебников по новой структуре, устаревший фонд средств обучения. С большим опозданием идет процесс создания и внедрения современных педагогических и инфор-мационных технологий. Исходя из вышеизложенного коллегия Министерства образования Рос-сийской Федерации ПОСТАНОВЛЯЕТ: 1. Одобрить стратегию развития исторического и обществоведческого образования в общеобразовательных учреждениях на переходный период, направленную на разработку концепции, структуры, обновление содержа-ния и учебно-методическое обеспечение курсов истории и обществозна-ния. 2. Рекомендовать органам управления образованием при разработке ре-гиональных программ и стандартов по образовательной области «ОБЩЕСТВЕННЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ» учитывать основные направления стратегии развития школьного исторического и обществоведческого обра-зования. 3. Главному управлению развития общего среднего образования 3.1. Продолжить совместно с Российской академией наук и Россий-ской академией образования разработку концепции исторического и обществоведческого образования и реформирования содержания в со-ответствии с принятой стратегией. 3.2. Обеспечить своевременный выпуск комплектов учебных посо-бий по новой структуре школьного исторического и обществоведческо-го образования, по профильным и углубленным курсам, входящим в федеральный комплект учебников. 3.3. Организовать выпуск методической литературы и технических средств обучения в помощь учителю истории и обществознания. 3.4. В целях формирования интереса учащихся к общественным дисциплинам, выявления одаренных в гуманитарной сфере учащихся провести в 1996 г. Всероссийскую олимпиаду школьников по общест-вознанию. 3.5. Совместно с журналом «Преподавание истории в школе» 3.6. Совместно с Управлением внешкольного дополнительного об- 3.7. Поручить Институту национальных проблем образования 3.8. Совместно с Главным управлением педагогического образова- 4. Главному управлению кадрового обеспечения и социальной защиты (Б.Г. Иванов) совместно с Главным управлением развития общего среднего образования до 1 марта 1995 г. разработать рекомендации по аттестации учителей истории и обществознания общеобразовательных учреждений. 5. Главному управлению педагогического образования совместно с на-учно-методическим советом по истории Учебно-методического объедине-ния по общим проблемам педагогического образования при проведении экспертизы учебно-программной документации, представляемой педагоги-ческими вузами, учитывать основные направления стратегии развития школьного исторического и обществоведческого образования. 6. Главному управлению международного сотрудничества (Е.А. Лен-ская) совместно с Главным управлением развития общего среднего образо-вания до 1 мая 1995 г. разработать программу сотрудничества с зарубеж-ными странами в области преподавания общественных дисциплин, вклю-чив в нее вопросы создания стандартов, сравнительного анализа учебников и учебных пособий, обмена опытом по обучению демократии и правам че-ловека. 7. Контроль за выполнением данного решения коллегии возложить на заместителя Министра А.Г. Асмолова. Председатель коллегии Е.В. Ткаченко.
|