![]() Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
![]() Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
![]() |
Нормативная система ценностей Социальный опыт ребенка(«Я — социальное») («Я — реальное») — Знания о мире и способах деятель- — Система познавательных новообра- — Навыки бытового труда, самообслу- — Присвоение формы духовной куль- — Навыки нравственного поведения в — Способы деятельности и общения, — Навыки общественной деятельности — Мера активности самосознания — Общественно-политические убежде- — Социальные, ценностные отношения Так сложилось, что система коммунистического воспитания на протяжении многих десятилетий ориентировала педагогическую практику школы и семьи лишь на нормативную систему ценностей, то есть на внешний план социализации. И при этом неизбежно игнорировался реальный социальный опыт ребенка. Явление это представляет интерес далеко не только в теоретическом плане. Следствия такого противоречия между социализацией и официальным воспитанием отчетливо видны в судьбах отдельных детей и целых поколений. При всем разнообразии его проявлений, дети всегда сопротивляются игнорированию их реальной внутренней жизни и индивидуального опыта. Для младших школьников не обязательно характерны в этих случаях прямые конфликты со взрослыми, стермление утвердить свое «внутреннее Я». Дети младшего школьного возраста чаще занимают позицию конформизма, покорно воплощают в школе «спускаемые сверху» ценности, а вне школы живут в другой системе ценностей. Не это ли «балансирование» между системами ценностей приводит к тому, что у значительной части младших школьников (по данным психотерапевтов, до одной трети детей) отмечаются отчетливые невротические изменения психики, они увеличивают армию токсикоманов, имеют попытки суицида. Очевидно, процесс воспитания в современных условиях должен быть ориентирован не на личность, «хорошо управляемую», а на личность «самоопределяющуюся». Это означает, в первую очередь,
Отсюда вытекают два вполне закономерных вывода. Во-первых, в личности ребенка может быть воспитано только то, что лежит в «силовом поле» его социализации и составляет его собственную жизнь. Во-вторых, воспитательное воздействие (воспринимаемое ребенком как внешнее, чаще всего связанное с личностью взрослого) должно соответствовать (соотноситься) складывающейся субъектности личности ребенка, уровню ее социали-зированности. Самоопределяющаяся личность — это всегда субъект социализации, и ее непременно характеризуют качества, связанные с развитием самосознания, саморегуляции, самодеятельности. Субъект — это тип личности динамичной и прогностической, приобщившейся к самовоспитанию. Следовательно, центральной педагогической проблемой воспитания субъекта социализации является формирование у ребенка (уже в младшем школьном возрасте) готовности и способности к самовоспитанию. Педагогика должна выйти на разработку методического аппарата, позволяющего моделировать воспитательные ситуации, в которых выявлялись бы тенденции самоопределения личности ребенка. Самоопределяющаяся личность — это социально созревший человек, так как мерой самоопределения личности служит самостоятельность в принятии решений, осознание себя как субъекта, готовность совершать социально значимую деятельность и оценивать ее результаты. Бесспорно, ребенок младшего школьного возраста в достаточной степени еще не способен проявлять эти черты зрелой самоопределяющейся личности. Но он уже включен в ту совокупность жизненных явлений, которые способствуют самоопределению. Основными критериями самоопределения личности в младшем школьном возрасте следует считать, во-первых, уровень понимания ребенком смысла жизни. Изучение социального опыта детей младшего школьного возраста убедило нас в том, что его аксиологический компонент уже составляют попытки ответить на вопрос о том, ради чего человек живет на свете. Здесь обнаруживается борьба как бы двух основных векторов, один из которых направлен к общественному, коллективному, а другой — к частному, индивидуалистическому. Нравственное сознание детей младшего школьного возраста пока еще оторвано от реальности, образ мира (представления о людях, их вазимоотношениях, мотивах их поступков) несоразмерен действительным отношениям людей, подлинным оценкам происхо- дящего. Поэтому постижение смысла жизни, сути главных жизненных ценностей у детей происходит как бы в «наглядно-действенном поле» конкретной ситуации, где есть реальная деятельность и общение, нравственный конфликт, столкновение разных жизненных смыслов. Этот момент приходится отметить особо, поскольку практика воспитания нередко полагается на сугубо вербальные воздействия при формировании у младших школьников ценностных ориентации. Во-вторых, критерием самоопределения личности в младшем школьном возрасте является способность ребенка к переоценке и видоизменению своего социального опыта, способность взглянуть на себя как бы «другими глазами». Такие навыки складываются в реальных ситуациях общения с различными людьми и организуются по аналогии с этими пережитыми ситуациями. Поэтому условием разрешения конкретной ситуации социального опыта оказывается, с одной стороны, тот или иной способ понимания обстоятельств, событий, человека, а с другой стороны, способ определения собственного ценностного отношения к другому человеку. Л. И. Анцыферова ярко характеризует это условие: «Чем дальше продвигается человек по жизненному пути, тем более значительное место в структуре личности начинают занимать конфигурации свойств или черт, сформировавшиеся как реакции индивида на свои собственные качества и формы поведения. Можно выделить комплексы защитных, компенсаторных, дополняющих, усиливающих, акцентированных и других свойств. Они постепенно становятся функционально автономными и начинают определять типы и уровни личностного функционирования человека. Личность, таким образом, творит, создает себя» [22, с. 42]. В-третьих, критерием самоопределения личности в младшем школьном возрасте выступает также степень сформированное™ ответственности, то есть способность осознавать свои обязанности и готовность их исполнять. Современное общество вообще (а наше посткоммунистическое, в особенности) с тревогой отмечает падение у граждан чувства долга и чрезмерный акцент на правах человека. А ведь гарантия уважения и соблюдения всех наших прав покоится на уверенности в том, что каждый член общества ответственно выполняет свой долг. Всеобщая ответственность — своего рода духовное основание правового регулирования свободы. Прогресс науки, техники, экономических связей создает для современного человека такие этические ситуации, которые в прошлом вообще находились вне человеческих решений. Потребуется самоопределение во всех областях жизни уже от нынешних детей младшего школьного возраста. Процесс становления самоопределения личности в младшем школьном возрасте характеризуется этапностью. Достаточно отчетливо выделяются четыре этапа.
Ребенок весь сосредоточен на восприятии действий взрослых, стремится максимально точно их повторить, имитировать, то есть подражает им. Но часто он улавливает лишь внешние формы поведения взрослых и несущественные черты. Основные переживания ребенка на этом этапе связаны только со степенью точности и полноты имитации поведения, от которых зависит социальная адаптация. IIэтап — социальная идентификация Память ребенка уже содержит немалый объем накопленных в результате подражания реакций и действий. И если взрослые предоставляют ему некоторую свободу и время, то у него начинают складываться задатки самостоятельности, осознания своих возможностей, рефлексии. Однако переживание ценностных отношений пока распространяется в пределах взаимодействия со взрослыми (родителями, учителем), которым ребенок себя уподобляет, с которыми отождествляет себя. IIIэтап — социальное научение Ребенок, усвоивший последовательность действий взрослого в типичной ситуации, начинает «проигрывать» собственные действия на умственном уровне. Дети в этих случаях охотно участвуют в беседах с ситуациями: «Как бы я поступил, если бы...». У них появляются заметные признаки сознательного отбора объектов социального научения, ценностные отношения проявляются уже достаточно широко в переживаниях неоднозначности жизненных ситуаций и мотивов действий разных людей. IVэтап — воспроизводство социального опыта в собственном образе жизни Воспитанник не только усваивает, принимает конкретный и обобщенный социальный опыт, но и воспроизводит сам социальные отношения, то есть уже проявляет себя как субъект социальной жизни. На этом этапе личность способна выражать свое собственное отношение к происходящему, творчески и избирательно использовать сложившийся социальный опыт. Иными словами, субъект социальной жизни, во-первых, уже располагает достаточным и точным пониманием социальной жизни, а во-вторых, имеет в своем распоряжении систему умений и навыков социальной деятельности и, наконец, в-третьих, способен к саморегуляции своего поведения. Совершенно очевидно, что четвертый этап, указывающий на достаточно высокий уровень «самодетерминации» (Б. Ф. Ломов), связан с собственной деятельностью ребенка в области самовоспитания.
|