Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Проблема формирования личности
Термин «социализация» соответствует концепции, согласно которой ребенок изначально асоциален, в этом случае социализация – это процесс превращения асоциального субъекта в социальную личность, владеющую общепринятыми в обществе моделями поведения, норамами, социальными ролями. Такой взгляд на развитие социальности характерен прежде всего для психоанилиза. Становление личности происходит в процессе социализации, т.е. усвоения его опыта, ценностей, традиций данного общества. Это процесс вхождения индивида в социальную среду. В этом процессе человек учится выполнять социальные роли (ребенка, студента, супруга и т.д.), обретает определенное место в обществе (соц. статус). Таким образом главным условием формирования личности является общение с другими людьми, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. Все формы самоутверждения в профессии, общественной деятельности, дружбе, любви и т.д. формируют социальную личность. Основной путь и единственный способ стать личностью – это человеческая деятельность (активное отношение к Миру, имеющее определенную цель). Условия социализации индивида: - активность со стороны самого человека – он должен сам распредметить те смыслы, которые закодированы в предметах и явлениях окружающего мира, заданы, а не даны. - общение, в котором совместно с другими людьми, с их помощью он овладевает смыслами культуры. Связь поколений через обучение культуре. Основные институты социализации: семья, школа, общество сверстников, трудовой коллектив, СМИ. В науке выделяют уровни социализации (соответствуют процессам взросления): - уровень семьи – основные представления о нормах поведения, прямохождение, речь - уровень социальной группы – (приобретение личностного статуса человека, самооценка, оценка его способностей и уровня его развития) - уровень общества в целом – планетарное мышление, конфессия, традиции, формирование основных мировоззренческих установок. Отечественные социологи (Нечипуренко. Мостовая) выделяют стадии социализации: - первичная социализация (стадия адаптации) – от рождения до подросткового возраста ребенок усваивает соц.опыт некритически, адаптируется, подражает, приспосабливается. - стадия индивидуализации (промежуточной социализации) – подросток желает выделиться, критически относится к себе, формируется самооценка, характер, мировоззрение. Этап заканчивается в юношеском возрасте (18-25 лет), вырабатываются устойчивые свойства личности. - стадия интеграции – нахождение своего «Я», своего места в обществе. -трудовая стадия – это период зрелости человека, его трудовой активности, когда не только идет усвоение соц.опыта, но и активное воздействие на социальную среду через деятельность. - послетрудовая стадия – пожилой возраст – процесс передачи социального опыте новым поколениям.
Этапы социализации: - первичная социализация – от рождения до формирования зрелой личности - вторичная социализация (ресоциализация) – повторная социализация взрослых с целью овладения новыми социальными ролями и статусами, в отличие от первичной, не оказывает решающего влияния на формирование личности. Т.О. процесс социализации продолжается всю жизнь. В детстве на 70% формируется человеческая личность. Дети, изолированные от общества, в социальном плане остаются несоциализированными (феномен Маугли), а взрослые (Робинзон Крузо) в изоляции способны социально не погибнуть. Условная граница между 1 и 2 этапами – достижение личностью интегрального социального статуса – т.е. социальной зрелости – физиологической, политической, экономической, социальной самостоятельности. Существуют различные теории социализации – социологические, психологические. Так, согласно известному американскому социологу Нейлу Смелзеру, для успешной социализации необходимо действие 3-х факторов: ожидание, изменение поведения и стремление соответствовать ожиданиям. По Фрейду, механизм социализации связан с психологией: имитация (попытка копировать модель поведения), идентификация (осознание принадлежности к социальной общности), стыд и вина (подавляют, запрещают некоторые образцы поведения).
|