Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Икотаво многих районах России отождествлялась с кликушеством. И больных икотой,и кликуш считали одержимыми и старались изгнать сидящего в них духа, беса (см. КЛИКУША). 16 pageШУМОВОЛ О С, ШУМОВОЛ О СЫЙ ЛЕШИЙ — нечистый дух; леший с длинными спуганными волосами. Длинные, часто спутанные волосы, обилие шерсти, косматость отличают многих нечистых — от лешего и водяного до черта - и характеризуют их как наделенных сверхъестественными, колдовскими силами. Волосы, особенно длин- ные, густые, якобы способны хранить и испускать магические силы, колдовские влияния (см. ВОЛОСАТИК, РУСАЛКА) Одно лишь распускание волос русалкой, ведьмой в поверьях иногда тождественно колдовскому действию. «Шумоволосыми», обросшими спутанными волосами «колдующими волосами» (шуморить - «нашептывать, колдовать» — Олон.) в принципе могут быть названы различные нечистые духи, однако в бытующих верованиях такое наименование, по имеющимся пока материалам, встречается редко. Шумоволос упоминается в заговорах, где его облик подробно не описывается. В поверьях Заонежья отмечен шумоволосый леший, лесной дух, отличающийся, по-видимому, обилием растрепанных волос, «шумящий, как лес». ШУТ, Ш У ТИК, ШУТН И К — нечистый дух; черт, чертик. ШУТ И ХА, ШУТ О ВКА — чертовка; русалка. «Шут его бери!»; «Ну его, к шуту!»; «Не шут совал, сам попал»; «Шут, шут, поиграй, да опять отдай» < Даль, 1882 >. Шут — одно из традиционных названий черта во многих районах России (соответственно маленькие чертенята именуются шутиками). В.Даль полагает, что шут -- «всякая нежить, домовой, леший, водяной» <Даль, 1882>. Шутовками нередко называются существа, сходные со «страшными» русалками, с проклятыми. Согласно верованиям крестьян Верхнего Поволжья, русалки- шутовки (лешинки) похожи на людей, но у них лицо без румянца, космы длинные, груди большие. Их видят в прудах, озерах, проточных водах, где они умываются и «чошутся» [чешутся], и в это время с волос у них падают блестки. Шутовки едят рыбу и раков. Они любят париться в банях, где «ржут и шутят», а также ходят в бани, чтобы напрясть себе ниток из тех, которые оставлены бабами без благословения. Если накинуть на русалку- шутовку крест, она, как и проклятая, может стать человеком (Влад.), «Водяные, шуты, шутуля или шотоляги и русалки, лешиньки — шутовки — тоже весьма похожи на обычных людей» (Влад.). Крестьяне Владимирской губернии утверждали, что шутов видят редко, и считали их «древними людьми», как и «фараоново войско», потопленное в море и обращенное в лягушек (см. ФАРАОН). Таким образом, в поверьях Владимирщины шуты — нечто среднее между нечистыми духами и проклятыми, заклятыми людьми. На Урале шутовки — проклятые бабы, девки, напоминающие русалок. Они обитают под водой, но дне озер и рек, где у них есть дома, но стремятся проникнуть к людям и 366 Синонимы названия шутовка - «чертовка, чертеница, демоница, омутница. Живет в воде или около воды, лохматая, черная. Вылезет из воды, распустит клок и чешет волосы, В общем, шутовка очень схожа с русалкой, каковой здесь совсем не встречается, и даже имени ее, говорят, не слыхали» (Костр.). Щ
ЩЕКОТ У Н, ЩЕКОТ А ЛКА— детская болезнь; фантастическое существо, тревожащее детей. Щекотун, внешний облик которого в поверьях не описывается, по-видимому, сходен с полуночником. Он упоминается в заговорах с целью изгнания назойливо тревожащих ребенка существ, которые персонифицируют бессонницу, например: «Матушка заря утренняя Мария, вечерняя Маремьяна, возьми у младенца полуношника и щекотуна из белого тела, из горячей крови» (Енис.). По поверьям Вологодчины, духи лаюн и щекотун охраняют клады. В широком смысле щекотуны - многие сверхъестественные существа, особенно «защекачивающие» людей русалки, леший (однако прямо щекотунами они не именуются). ЯГ А, ЯГ А -Б А БА, ЯГ А Я Б А БА, ЯГ А БИХА, ЯГ А БОВА, ЯГ А Я, ЯГ и НИШНА, ЯГ и ХА, ЯГ И ШНА— баба-яга, сказочныйперсонаж, обитающий в дремучем лесу; ведьма. «На печи, на девятом кирпичилежит баба-яга, костяная нога, нос в потолок врос, сопли через порог висят, титькина крюку замотаны, сама зубы точит» < Афанасьев, 1957 >; «Баба-яга, костяная нога, в ступе едет, пестом упирается, помелом след заметает» < Даль, 1882 >; «Баба-яга их напоила, накормила, в баню сводила» < Афанасьев, 1957 >; «Во ржи, говорят, тоже баба-яга бегала, волоса у нее распущены» (Лен.). В.Даль пишет, что яга — «род ведьмы или злой дух под личиною безобразной старухи». «Кости у нее местами выходят наружу из-под тела; сосцы висят ниже пояса; она ездит за человечьим мясом, похищает детей, ступа ее железная, везут ее черти; под поездом этим страшная буря, все стонет, скот ревет, бывает мор и падеж; кто видит ягу, становится нем» < Даль, 1882 >. Яга живет «в глухом лесу, вне обычной сферы жизни человека; ее вид и положение в избушке противоестественны: „ноги на порожке, губы на сошке, руки из угла в угол, нос в потолок"... руками она „в печку садит вместо лопаты, ногами уголье выгребает, языком печку лижет"» <Черепанова, 1983>. Яга может быть слепой на один глаз. Она оборачивается змеихой, кобылой, коровой, деревом, различными предметами. О бабе-яге, отталкивающего вида лесном божестве, колдунье, которая обладает многообразной властью, повествуют в основном сказки. Анализу этого образа посвящено много исследований, в том числе фундаментальные труды А. А. Потебни <Потебня, 1865> и В.Я.Проппа <Пропп, 1986>. В.Я. Пропп считает образ бабы-яги трансформацией образа архаического божества, некогда главенствовавшего в обрядах инициации, посвящения (первоначально, возможно, такое божество имело облик женщины-животного) <Пропп, 1986>.
Особое внимание привлекает костеногость, одноногостк бабы-яги, снизываемая с ее некогда звероподобным или змееподобным обликом: «Культ змей как существ, сопричастных к стране мертвых, начинается, по-видимому, уже в палеолите. В палеолите известны изображения змей, олицетворяющих преисподнюю. К этой эпохе относится возникновение образа смешанной природы: верхняя часть фигуры от человека, нижняя от змеи или, может быть, червя» <Лаушкин, 1970>. По мнению К. Д. Лаушкина, считающего бабу-ягу богиней смерти, одноногие существа в мифологиях многих народов так или иначе связаны с образом змеи (возможное развитие представлений о подобных существах; змея - - человек со змеиным хвостом - одноногий человек -- хромой и т. п.). В.Я.Пропп отмечает, что «Яга, как правило, не ходит, а летает, подобно мифическому змею, дракону». «Как известно, общерусское „змея" не является исконным названием этого пресмыкающегося, а возникло как табу по связи со словом земля — „ползающая по земле"», - пишет О.А.Черепанова, высказывая предположение, что исконным, не установленным пока названием змеи могло быть яга <Черепанова, 1983>. Один из возможных отголосков давних представлений о таком змееподобном божестве — прослеживаемый в верованиях крестьян ряда губерний России образ огромной лесной (белой) или полевой змеи, которая властна над скотом, может наделить всеведением и т. п. (см. БЕЛАЯ ЗМЕЯ, ЗМЕЯ, ЗМЕЙ). В русских сказках яга-баба охраняет вход в иной мир, в царство мертвых, одновременно она мать и «хозяйка» зверей: «...смерть на некоторой стадии мыслится как превращение в животных. Но так как смерть есть превращение в животных, то именно хозяин животных охраняет вход в царство мертвых (то есть в царство животных) и дает превращение, а тем самым власть над животными, а в более позднем осмыслении дарит волшебное животное» < Пропп, 1986>. Образ бабы-яги в сказках слагается из разных деталей. По мнению В.Я. Проппа, «сказка знает три разные формы яги». Это, во-первых, «яга -дарительница, к которой приходит герой. Она выспрашивает героя (или героиню), вручает коня, богатые дары и т. п. Второй тип - яга -похитительница, уносящая детей, которых она пытается изжарить (затем следует бегство и спасение). Третий тип — яга -воительница, прилетающая к героям в избушку, вырезающая у них из спины ремень и т. и. В.Я. Пропп считает образы яги -похитительницы и яги -дарительницы состоящими в теснейшем историческом родстве, связанными с комплексом посвящения и представлениями о прибытии человека в царство мерт- вых. Он полагает, что некогда существовавший обряд посвящения превращенно отразился в сюжетах сказок. В сказочных сюжетах яга-баба — своеобразный проводник в иной мир; она испытывает героев, нередко помогает тем, кто эти испытания выдерживает. Для бытующих поверий XIX—XX вв. «сказочный» образ яги-бабы не характерен; лишь иногда о бабе-яге повествуют как о существе относительно реальном. Так, крестьяне Ярославской губернии рассказывают, что баба-яга живет с дочерью Маринкой в болоте, в лесу (в доме на куриных ножках, на веретенной пятке). Она мохнатая, косматая. Одежда на бабе-яге белая или «как на ели кожа», на голове повойник. В доме она «прядет, сидя на брусу». Баба-яга стремительно бегает и при этом «помелом себя бьет, чтобы шибче бежать», В таком облике бабы-яги проглядывают черты лесного, а также стихийного, летающего божества, духа (см. ЛЕШИЙ, ВИХРЬ). Она напоминает и обитающих в избе, «прядущих судьбы» кикимору, суседку, доминушку; напоминает и ведьму. По-видимому, трансформировавшиеся в сказочном образе бабы-яги представления о древнем, наделенном универсальной властью божестве отразились в обликах и целого ряда более «специализированных» мифологических персонажей, вера в реальность которых сохранилась в XIX в. Ягой-бабой (сгибовой, сгибицей) крестьяне некоторых районов России именовали во многом сходную с ягой по облику и «занятиям» ведьму, колдунью. «С проявлением земледелия и земледельческой религии вся „лесная" религия превращается в сплошную нечисть, великий маг - в злого колдуна, мать и хозяйка зверей - в ведьму, затаскивающую детей на вовсе не символическое пожирание» <Пропп, 1986>. И у бабы-яги и у ведьмы длинные, косматые волосы; колдунья, ведьма, как яга, может быстро перемещаться, летать на помеле, ухвате; подобно бабе-яге, ведьма связана с очагом, печью, часто колдует возле печи, на печном шестке; она наделена способностью оборачиваться в птиц, животных, сама оборачивает людей, может испортить их, лишить жизни и т. п. (см. ВЕДЬМА). В ряде районов России ягой-бабой (подчеркивая необычность, загадочность, отталкивающий облик такого существа) именуют лешачиху, полудницу; «Яга-баба — лешачиха» (Арх.); «Во ржи, говорят, тоже баба-яга бегала, волоса у нее распущены» (Печ.). словарь устаревших и диалектных слов
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Авдеева К. А. Записки о старом и новом русском быте. СПб., 1842. Аничков Е. В. Язычество и Древняя Русь. СПб., 1914. «Аномалия» {газета о непознанном), 1991, № 4, 6; 1992, № 2, 5, 7, 12. Афанасьев А. Н. Народные русские сказки. В 3-х т. М., 1957. Афанасьев А. Н. Поэтические воззрения славян на природу. Т.1—3. М., 1865—1869. Байбурин А. К. Жилище в обрядах и представлениях восточных Балов А. Овинные именины. — Живописная Россия, 1901, № 55. Балов А. Очерки Пошехонья. -- Этнографическое обозрение,1901, № 4. Барсов Е. В. Причитания Северного края, собранные Е. В. Барсовым. Ч. 1. М., 1872. Барсов Е. В. Северные сказания о лембоях и удельницах. Известия имп. о-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. Т. 13, кн. 3. М., 1874. Барсов Е. В. Об олонецких древностях. - В кн.: Олонецкийсборник. Вып. 3. Петрозаводск, 1894. Бажов П. П. Сочинения. В 3-х т. М., 1952. Берггольц О. Ф. Из дневников/ Публ. М. Ф. Берггольц. — Знамя, 1991, № 3. Блок А. А. Поэзия заговоров и заклинаний. — Собр. соч. В 8-ми т. М.—Л., 1962. Т. 5. Богаевский П. Заметка о народной медицине. — Этнографическое обозрение, 1889, кн. 1. Бурцев А. Е. Обзор русского народного быта северного края. Т. 1—3, СПб., 1902. Буслаев Ф. Бес/ Мои досуги. Ч. 2. М., 1886. Виноградова Л. Н. Мифологический аспект полесской «русальной» традиции. — В кн.: Славянский и балканский фольклор: Духовная культура Полесья на общеславянском фоне. М., 1986. Гальковский Н. М. Борьба христианства с остатками язычествав Древней Руси. Т. 1. Харьков, 1916. Гельгардт Р. Р. Избранные статьи. Калинин, 1966. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка М., 1880—1882. Даль В. О поверьях, суевериях и предрассудках русского напп СПб.—М., 1880. Даль В, Пословицы русского народа. В 2-х т. М., 1984. Ефименко П. С. Демонология жителей Архангельской губернии. — В кн.: Памятная книжка Архангельской губернии на 1864 год. Архангельск, 1864.
Ефименко П. С. Труды по этнографии русского населения Архангельской губернии. — Труды этнографич. отдела Общества любителей естествознания, антропологии и этнографии. Кн 5; вып. I. М., 1877; Кн. 5, вып. II. М., 1878. Забылин М. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. М., 1880. Запольский М. Чародейство в северо-западном крае в XVIII вв. — Этнографическое обозрение,. 1890, № 2. Зеленин Д. К. Очерки русской мифологии. Вып. 1. Пг., 1916. Зеленин Д. К. Табу слов у народов восточной Европы и северной Азии. — В кн.: Сборник музея антропологии и этнографии. Т. 9. Вып. 2. Л., 1930. Зеленин Д. К. Тотемы-деревья в сказаниях и обрядах восточноевропейских народов. М.-Л., 1937. Зеленин Д. К. Восточнославянская этнография. М., 1991. Зиновьев В. П. Мифологические рассказы русского населения Восточной Сибири/ Сост. В. П. Зиновьев. Новосибирск, 1987. 3—ин П. Русская простонародная медицина. - Руководство для сельских пастырей, 1882, № 27—28. Иваницкий Н. Заметки о народных верованиях в Вологодской губернии. - Этнографическое обозрение, 1891, кн. 10, № 3. Иванов В. В. Мотивы восточнославянского язычества и их трансформации в русских иконах. -- В кн.: Народная гравюра и фольклор в России XVII—XIX вв. М., 1976. Иванов В. В. Змей. — В кн.: Мифы народов мира. В 2-х т. Т. 1. М., Сов. энциклопедия, 1980. Иванов В. В., Топоров В. Я Исследования в области славянских древностей. М., 1974. Кагоров Е. Г. Мифологические очерки. Харьков, 1913. Карнаухова И. В. Суеверия и бывальщины. — В кн.: Крестьянское искусство СССР: Искусство Севера. Л., 1928. Ч. 2. Карнаухова И. В. Сказки и предания Северного края/ Зап., вступит, статья и коммент. И. В. Карнауховой. — Academia, 1934- Краинский Н. В. Порча, кликуши и бесноватые как явление русской народной жизни. Новгород, 1900. Лаушкин К. Д. Баба Яга и одноногие боги. -— В кн.: Фольклор и этнография. Л., 1970. Лосев А. Ф. Диалектика мифа. — В кн.: Философия. Мифология. Культура. М., 1991. Лосев Д. Ф. Демон. — В кн: Мифы народов мира. В 2-х т. Т. 1. М., Сов. энциклопедия, 1982. Лосев А. Ф. Посейдон. — В кн.: Мифы народов мира. В 2-х т. Т. 2. М., Сов.энциклопедия, 1982. Майков Л. Великорусские заклинания. СПб., 1869. Макаренко А. Сибирский народный календарь в этнографическом отношении: Восточная Сибирь. Енисейская губ. - (Зап. Имп. Русск. Географич. о-ва по отд. эти. Т. 36) СПб., 1913.
|