Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Задания 5 pageNB. НОНСЕНС (англ.), бессмысленность, глупость, нелепость. НОТАЦИЯ (лат.), выговор, наставление, нравоучение. НОУ ХАУ (англ.), точный перевод: «знаю как», под которым понимается всякое владение техническими, технологическими, творческими и иными знаниями, сведениями, рецептами, информацией. Термин применяется при заключении договоров, соглашений, рекламы, в выступлениях представителей фирм и пр. На другие языки не переводится. ОБСКУРАНТ (лат.), враг науки и просвещения, мракобес, реакционер. ОБСТРУКЦИЯ (лат.), род протеста, попытка срыва выступления оратора шумом, топотом, аплодисментами, другим длинным выступлением, не относящимся к делу. ОБЪЕКТИВНЫЙ (лат.), беспристрастный, непредвзятый подход к теме. ОДИОЗНЫЙ (лат.), неприятный, нежелательный, неприемлемый. ОКАЗИЯ (лат.), случай, приключение, нерядовое событие. ОППОЗИЦИЯ (лат.), противопоставление взглядов, точек зрения. ОППОНЕНТ (лат.), противник в споре, тот, кто возражает, высказывает собственную точку зрения, отличную от первой. ОПТИМАЛЬНЫЙ (лат.), наиболее благоприятный, более соответствующий. ОПТИМИСТ (лат.), человек с бодрым, жизнерадостным настроением, уверенный в хорошем будущем, в положительном решении вопроса, проблемы. Противоположное понятие — пессимист. ОРАТОРСКАЯ ПРОЗА, живая речь, получившая художественную обработку. Издавна различаются несколько форм красноречия: речи торжественные, судебные, политические, проповеди, поучения, бытовые и пр. С развитием рацио и телевидения появились новые формы бесед, интервью, диспутов и т.п. ОРГИЯ (греч.), у древних — торжественное празднование в честь бога веселья Вакха, сейчас — разгульное и разнузданное веселье. ОРИЕНТАЦИЯ (франц.), направление в нужную сторону. ОРТОДОКС, ортодоксальный (греч.), правоверный, неуклонно подчеркивающий верность определенным убеждениям. ОСТРОУМИЕ, ум легкий, цепкий, избирательный, быстро находящий нужное слово в ответ на реплику, тот, кто «за словом в карман не полезет». ПАБЛИСИТИ (англ.), известность, популярность личности, государственного деятеля. ПАЛЛИАТИВ (франц.), полумера, нерешительное действие, половинчатое мероприятие, то, что не может дать окончательного результата. ПАМФЛЕТ (англ.), выступление на злободневную тему, в котором в резкой обличительной форме осмеивается какое-нибудь лицо или явление в общественной или политической жизни. ПАНАЦЕЯ (греч.), мнимое средство, которое, по мнению кого-нибудь, может помочь в любом случае жизни, исправить любые ошибки и просчеты. ПАНЕГИРИК (греч.), патриотическая речь у древних греков и римлян, в которой восхвалялись подвиги богов, героев, народа, предков. ПАРАДОКС (греч.), неожиданное явление, сюжет, пример, противоречие привычным соображениям и представлениям. ПАРЕМИЯ (греч.), притча, изречение, цитата из Библии. ПАРОДИЯ (греч.), шуточное или насмешливое подражание внешней форме чего-нибудь, например, речи, манере произносить слова, задавать вопросы, использовать междометия и пр. ПАСКВИЛЬ (нем.), речь, произведение оскорбительного или клеветнического характера. ПАСОВАТЬ (франц.), признавать себя побежденным, сдаваться в споре, при обсуждении проблемы. ПАТЕТИКА (греч.), страстность, полнота чувств, приводящая в волнение. ПАТРИОТ (греч.), человек, любящий свое Отечество. ПАССИОНАРНОСТЬ, страстность. ПАФОС (греч.), чувство, страсть, подъем, речь со страстным воодушевлением. ПЕРЛ (франц.), нечто единственное в своем роде, образцовое, нередко употребляется в ироничном смысле. ПЕРСОНА (лат.), особа, личность, важная особа. Персона грата — лицо, пользующееся расположением. Персона нон грата — лицо нежелательное, вызывающее недоверие. ПИКИРОВКА (франц.), обмен колкостями при споре, обсуждении. ПЛАГИАТ (лат.), присвоение чужого авторства. ПЛАН (лат.), плоский, ровный, сейчас — наметка содержания предполагаемого выступления, речи, определение ее темы, формулирование основных разделов, подбор примеров, подготовка речевых фигур, подбор литературы, определение содержания введения и заключения. Верный план — более чем половина успеха. ПЛЮРАЛИЗМ (греч.), наличие у людей разных взглядов на одну проблему. ПОЗЕР (франц.), оратор, озабоченный внешним эффектом своего поведения на кафедре, внешней красивостью своих речей. ПОЗИЦИЯ (лат.), точка зрения, отношение к проблеме. ПОЛЕМИСТ (греч.), любитель споров, умеющий защищать свою точку зрения. ПОЛИГЛОТ (греч.), человек, владеющий многими языками. ПОМПЕЗНЫЙ (франц.), пышный, роскошный, эффектно-торжественный. ПОНЯТИЕ, в логике это форма мышления, отражающая предметы с их существенными признаками. Признаком предмета называется то, в чем предметы сходны друг с другом или чем они друг от друга отличаются. ПОСТУЛАТ (лат.), предпосылка, допущение, позволяющее построить систему доказательств. ПРЕЗЕНТАЦИЯ (лат.), торжественное предъявление, представление чего-нибудь (книги и пр.). ПРЕЗЕНТОВАТЬ (франц.), подарить, преподнести в дар. ПРЕЗИДЕНТ (лат.), председатель в самим широком смысле слова. ПРЕЛЮДИЯ (лат.), вступление, введение. ПРЕСТИЖ (франц.), авторитет, влияние, уважение. ПРЕТЕНЗИЯ (лат.), требование, жалоба, иск. ПРЕЦЕДЕНТ (лат.), факт, случай, служащий оправданием для подобного явления в будущем. ПРИВАТНЫЙ (лат.), частный. ПРИМИТИВНЫЙ (лат.), несложный, грубо сделанный, простой. ПРИНЦИП (лат.), руководящая идея, основное правило. ПРИОРИТЕТ (нем.), первенство в открытии, изобретении и пр. ПРОЗЕЛИТ (греч.), новый приверженец чего-нибудь, вновь примкнувший к какой-нибудь новой точке зрения; новый защитник теории. ПРОЛОГ (греч.), событие бывшее до того, что рассказывается в основной части речи (произведения). ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ (греч.) КУРС, вводный, предварительный курс в учебный предмет. ПРОПОНЕНТ (лат.), в формальной логике — участник обсуждения, выдвигающий и обосновывающий свой тезис. ПРОФАН (лат.), человек ничего не знающий, не посвященный, невежда в чем-либо. ПУТЧ (нем.), неудавшийся государственный переворот. РЕЗОН (франц.), довод, разумное основание для решения, смысл предложения. РЕЗЮМЕ (франц.), краткое изложение сути речи, статьи, краткий вывод из сказанного. РЕМА (греч.), то новое, что содержатся в речи, в предложении, новая информация, сообщение ранее неизвестных фактов. РЕМАРКА (франц.), пояснения к тексту, речи, замечания к ним. РЕНЕГАТ (лат.), человек, изменивший своим убеждениям, перешедший на противоположную точку зрения. РЕНОМЕ (франц.), репутация, слава, известность. РЕПУТАЦИЯ (франц.), общее мнение о чьих-либо достоинствах и недостатках. РЕФЕРАТ (лат.), публичный доклад, изложение сути вопроса. РЕЦЕНЗИЯ (лат.), отзыв, критическая оценка выступления (более или менее подробная, устная или письменная). РИТОРИКА (греч.), теория красноречия. Наука об ораторском искусстве. РИТОРИЧЕСКИЙ, относящийся к риторике, риторический вопрос — ораторский прием, при котором на заданный вопрос отвечает сам оратор, чтобы привлечь к нему внимание аудитории. РУТИНА (франц.), действия по шаблону, отсутствие чувства нового. САБОТАЖ (франц.), открытое противодействие, скрытая помеха. САРКАЗМ (греч.), злобная, едкая и остро-язвительная насмешка. СЕНСАЦИЯ (лат.), сильное впечатление, важное событие. СЕНТЕНЦИЯ (лат.), высказывание или речь нравоучительного, морального характера. СЕНТИМЕНТАЛЬНЫЙ (франц.), излишне чувствительный, приторно-нежный. СИЛЛОГИЗМ (греч.), дедуктивное логическое умозаключение, состоящее из двух посылок (большой и малой) и выводов, например: все четырехугольники имеют четыре стороны, квадрат — четырехугольник, следовательно, квадрат имеет четыре стороны. СИЛЛОГИСТИКА (греч.), часть формальной логики, учение о силлогизмах, в ироничном смысле для риторики — пустые, беспредметные общие абстрактные рассуждения (то же, что схоластика). СИМПАТИЯ (греч.), влечение, сочувствие, внутреннее расположение к кому-нибудь, к чему-нибудь. СИНЕДРИОН, см. Ареопаг. СИНОПСИС (греч.), общее обозрение, сборник материалов по одному вопросу. СИСТЕМА (греч.), правильное расположение частей в целом, совокупность правил для продуманного расположения таких частей, способ устройства чего-нибудь. СИТУАЦИЯ (франц.), совокупная обстановка, обстоятельства. СКЕПСИС (греч.), сомнение, недоверие. СКЕПТИК (греч.), недоверчивый, сомневающийся человек. СЛЕНГ, см. Арго. СОЛИДАРНОСТЬ (франц.), единомыслие, единодушие, совместная ответственность, общность интересов. СОЛИДНЫЙ (франц.), основательный, надежный, степенный. СПИКЕР (англ.), основное значение — оратор, председатель заседания, собрания. СПИЧ (англ.), краткая речь, торжественная, застольная. СПОНТАННЫЙ (лат.), непроизвольный выкрик, неожиданный вопрос, краткий ответ во время ораторского выступления. СТАГНАЦИЯ (лат.), застой, неподвижность, полная остановка развития. СТАТУС КВО (лат.), положение до события, сохранение этого положения. СТЕРЕОТИПНЫЙ (греч.), неизменный, повторяющийся без изменения, избитый, ходовой, надоевший. СТРУКТУРА (лат.), строение, устройство, внутреннее положение чего-нибудь относительно друг Друга. СУПЕР (лат.), приставка, означающая «сверх», «над», например, суперобложка. СУФЛЕР (франц.), подсказчик, тайный руководитель, определяющий содержание выступления. СФЕРА (греч.), область владения, влияния, область интересов. СХЕМА (греч.), предварительный набросок, абстрактное упрощение проблемы, графическое изображение вопроса. СХЕМАТИЗМ, упрощенное изложение вопроса, неглубокое содержание ораторского выступления. СХОЛИИ (греч.), примечания к тексту, которые сделал комментатор, по-гречески — «схолиаст». ТЕЗАУРУС (греч.), одноязычный толковый словарь, охватывающий всю лексику языка, тезаурусами являются словари В.И. Даля, С.И. Ожегова. ТЕКСТ (лат.), подлинные слова оратора, записанные до или после выступления. ТЕМА (греч.), главная мысль речи, доклада, беседы, разговора. ТЕМБР (франц.), особая окраска голоса, характерная для каждого оратора, человека. ТЕОРИЯ (греч.), в риторике — логическое обобщение опыта выдающихся риторов и ораторов, закономерности ораторской деятельности, принципы подготовки оратора к выступлению, система познаний о правилах подготовки ораторов. ТЕРМИН (лат.), слово, дающее точное определение понятия или явления, в древней мифологии — бог, охраняющий границы, почитался в народе в виде межевого камня. ТИП (греч.), образец, модель, обобщенный образ. ТИПИЧНЫЙ, характерный, обобщенный. ТИРАН (греч.), жестокий человек, мучитель. ТОЖДЕСТВО, полное сходство, абсолютное совпадение, «одно и то же». ТОЛЕРАНТНОСТЬ (лат.), терпимость к другим мнениям, мыслям, верованиям. ТОСТ (англ.), яркая застольная речь. ТРИБУН (лат.), оратор, защищающий интересы трудящихся (со времен древнего мира). ТРИУМФ (лат.), блестящий успех, торжество по этому поводу. УБЕЖДЕНИЕ, прочное, сложившееся мнение, уверенный взгляд на что-нибудь, непоколебимая точка зрения. УЛЬТИМАТУМ (лат.), требование, высказанное в форме угрозы. УЛЬТРА... (лат.), приставка, означающая все выходящее «за пределы», например, «ультрасложный», «ультрапримитивный». УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ, вывод, заключение. УНИВЕРСАЛ (лат.), оратор с широкими познаниями. УНИТАРНЫЙ (франц.), стремящийся к единству, к объединению. УТИЛИТАРНЫЙ (лат.), практичный, выгодный, прикладной. УТРИРОВАТЬ (франц.), преувеличивать, впадать в крайность. ФАБУЛА (лат.), краткое содержание сюжета, речи, выступления. ФАВОР (лат.), благосклонность, расположение, покровительство высокого лица. ФАЛЬСИФИКАЦИЯ (лат.), подделка документов, фактов, подтасовка примеров и т. п. в ходе ораторского выступления. ФАЛЬШ (нем.), обман, ложь, неправда. ФАМИЛЬЯРНОСТЬ (лат.), преувеличенная развязность (в том числе в ходе выступления), бесцеремонность. ФАНТАЗИРОВАТЬ (греч.), предаваться словесным мечтаниям, не имея на то реальных оснований. ФАНФАРОН (франц.), хвастун, бахвал, не очень серьезный человек. .ФАРИСЕЙ, в Древней Иудее сторонник лицемерного соблюдения правил внешнего благочестия, сейчас — лицемер, ханжа, обманщик. ФАРС (франц.), грубая шутка, непристойное высказывание. ФЕНОМЕН (греч.), необычайный, исключительный факт, явление, событие, постигаемое, как говорят философы, в опыте, в чувственном познании. В точном переводе — «являющееся». Ноймен (точный перевод — «умопостигаемое»), термин введен Платоном и является противоположным «феномену» по механизму познания. ФИГУРАЛЬНЫЙ (лат.), образный, иносказательный. ФИКЦИЯ (лат.), выдумка, вымысел, неосуществимое, обещание. ФИНАЛ (итал.), заключительная часть речи, произведения. ФОРМУЛИРОВАТЬ (лат.), кратко и четко выразить свою мысль, решение. ФОРС-МАЖОР (франц.), непреодолимое препятствие, которое не может быть устранено усилиями человека, например, стихийное бедствие. ФРАГМЕНТ (лат.), отрывок речи, выступления. ФУРОР (лат.), шумный успех, восторженное одобрение. ХАОС (греч.), полный беспорядок, неразбериха. ХАРИЗМА (греч.), «божья милость», человек, одаренный свыше, имеющий исключительные, редкие личные качества, харизматический лидер. ХИАЗМ (греч.) перестановка частей чего-нибудь в виде греческой буквы «X, которая называется «хи», зависит от творческого отношения автора к своему произведению, но части «хи» должны быть уравновешены. ХРЕСТОМАТИЯ (греч.), сборник каких-либо материалов, подобранных в учебных целях, например, лучших образцов ораторского искусства. ЦЕРЕМОНИЯ (лат.), торжество по заранее намеченному плану, внешние условия, жеманность. ЦИВИЛИЗАЦИЯ (лат.), уровень общественного развития в материальной культуре, в отличие от духовной культуры. ЦИНИЗМ (греч.), бесстыдство, наглость, грубая откровенность. ЦИТАТА (лат.), дословная выдержка из чужих слов, текста в подтверждение собственных соображений, доводов, выводов. ШАБЛОН (нем.), избитая форма выражения, фраза, мысль. ШЕДЕВР (франц.), образцовое произведение, верх искусства. ШОКИРОВАТЬ (франц.), смущать кого-нибудь словами или действиями. ЭГИДА (греч.), в древней мифологии — щит Зевса, символ покровительства богов, «под эгидой» — под защитой высокого лица. ЭГОИСТ (франц.), человек, выше всего ставящий свои личные интересы. ЭГОТИЗМ, преувеличенное мнение о собственной значимости. ЭГОЦЕНТРИСТ, ставящий себя в центр событий, интересов. ЭДЕМ, на древнееврейском языке означает то место, где был земной рай, сейчас — благодатный уголок земли. ЭЙФОРИЯ (греч.), повышенно радостное настроение. ЭКВИВАЛЕНТ (лат.), равноценное, равнозначное, равносильное явление. ЭКИВОК (франц.), двусмысленность, тайный намек на разночтения, на слухи. ЭКСКЛЮЗИВ (англ.), журналистский материал, предназначенный исключительно для данного журнала, студии, газеты. ЭКСТАЗ (лат.), болезненно-исступленное состояние крайнего восторга. ЭКСТРАВАГАНТНЫЙ (франц.), сумасбродный, причудливый, необычайный. ЭКСТРЕМИСТ (лат.), сторонник крайних мер, нередко со смертельным исходом для окружающих и для самого себя. ЭКСЦЕНТРИЧНЫЙ (франц.), выходящий из ряда вон, странный, причудливый. ЭЛИТА (франц.), лучший, избранный, выдающийся из общего ряда. ЭЛЬДОРАДО (исп.), золотой, в золоте, позолоченный. Под этим обычно понимается мифическая, сказочная страна сказочных богатств и удивительных чудес, «золотой сон». ЭМОЦИЯ (франц.), чувство, переживание, волнение, страх, гнев, радость. ЭНТИМЕМА, сокращенный силлогизм, в котором пропущены или посылка или заключение, например, полный силлогизм — «Все студенты изучают логику» (большая посылка). «Сидоров — студент» (малая посылка). «Следовательно, Сидоров изучает логику» (заключение). Для превращения полного силлогизма в энтимему нужно пропустить один из трех компонентов. ЭНЦИКЛОПЕДИЗМ (франц.), многосторонние, всеохватывающие знания, глубокие познания во всех областях человеческой деятельности. ЭПАТИРОВАТЬ (франц.), поражать, удивлять содержанием или формой речи, выступления. ЭПИГОН (греч.), жалкий последователь какой-нибудь школы, не сказавший в ней своего слова, не создавший ничего нового, яркого. ЭПИГРАФ (греч.), фраза, цитата, помещенная перед сочинением, речью или перед их частью. ЭПИЗОД (греч.), часть сюжета, отдельное событие в повествовании. ЭПИЛОГ (греч.), заключение, действие которого происходит через некоторое время после основных событий. ЭПИТАЛАМА (греч.), песня, стихотворение на свадьбе, для свадьбы. ЭПИТАФИЯ (греч.), надпись, слово на похоронах, на памятнике. ЭРУДИТ (лат.), человек, обладающий большими знаниями во многих областях человеческой деятельности. ЭСКИЗ (франц.), предварительный набросок произведения, схемы. ЭСТЕТ (греч.), ценитель прекрасного, поклонник изящного. ЭСТЕТИКА (греч.), учение о прекрасном, об искусстве, о художественном творчестве. ЭТАЛОН (франц.), образец, достойный подражания. ЭТИКА (лат.), система норм нравственного поведения людей. ЭТИКЕТ (франц.), строго установленные нормы отношений между людьми при дворах монархов, у дипломатов, на приемах и пр. ЭФФЕКТ (лат.), сильное впечатление от выступления кого-нибудь. ЮМОР (англ.), изображение смешного, выставление событий, недостатков в комическом виде. ЮМОРИСТ (англ.), человек, обладающий юмором, изображающий смешные сюжеты, оратор, вызывающий смех в зале. Речь должна вырастать и развиваться из знания вещей. Цицерон Имена* АВГИЕВЫ КОНЮШНИ, в древнегреческой мифологии — конюшни царя Авгия, которые не чистились много лет и были очищены за один день Гераклом, направившим через них русло реки, в наши дни — это нечто чрезвычайно грязное, запущенное, не связанное с контролем и управлением. * Приведены имена мифических или реально живших персонажей, которые оказали влияние на красноречие или получили нарицательное значение, связанное с определенным сюжетом их жизни.
АВРОРА (лат.), богиня утренней зари в римской мифологии (в греческой — Эос). Сейчас используется в значении веселой, рано встающей, работящей молодой женщины. Этим именем назван революционный крейсер русского флота. АВТОМЕДОНТ (греч.), возница Ахиллеса, лихо и умело управлявший его боевой колесницей. Впоследствии так стали называть всякого ловкого возницу, кучера, а теперь и шофера. АГАСФЕР, легендарный древнееврейский «вечный жид», который был осужден вечно скитаться по земле «до конца мира». Сейчас — человек, скитающийся по жизни без цели и пристанища. АДОНИС (греч.), сирийский и финикийский бог природы, умирающей и воскресающей дважды в год. Его представляли в виде прекрасного юноши, возлюбленного богини любви Афродиты. Его именем называют очень молодого человека, прекрасного и несколько болезненного. АМАЗОНКИ (греч.), по древнегреческим легендам — племя воинственных молодых женщин, обитавших на реке Фермодонт (Малая Азия) или в предгорьях Кавказа и Меогиды (Азовское море) и совершавших набеги на сопредельные страны. Так называют молодую красивую и грубоватую женщину. АНДРОМАХА, дочь царя Ээтиона и жена Гектара, отличалась любовью и верностью своему супругу, впоследствии стала символом супружеской верности. АНДРОМЕДА, в греческой мифологии дочь эфиопского царя Кефея и Кассиопеи. Была отдана чудовищу, но Персей спас ее. После смерти Андромеда превратилась в звезду и до наших дней светит нам в созвездии, носящем ее имя. АНТЕЙ, афинский великан, сын Посейдона и Геи (земли), был непобедим, потому что касался своей матери-земли. Геркулес, узнав о его тайне, поднял его над землей и победил. В наше время его именем называют людей, имеющих тесную связь с землей, природой. АНТИГОНА и ее жизнь послужили сюжетом для знаменитой трагедии Софокла. Дочь Эдипа и Иокасты, поддерживала своего отца во всех его необычайных невзгодах, оставалась с ним до самой его смерти. Она кончила тем, что лишила себя жизни. Люди чтят в ее имени верную дочернюю любовь к отцу, сестринскую любовь к братьям. АНТИКЛЕЯ (греч.), дочь Автолика, жена Лаэрта, мать Одиссея. Она умерла от горя, причиненного ей долгим отсутствием сына. В литературе — символ чрезвычайной материнской любви. АПОЛЛОН, божество солнца, сын Зевса и Лето, брат-близнец Артемиды, считался богом музыки, искусств, прорицателей, покровителем стад и скота, спаситель от мора, как «солнцеподобный» нередко назывался Гелиосом, пользовался огромной известностью во всем Древнем мире. В наше время его имя соотносится с чрезвычайной красотой и высокими проявлениями многих творческих способностей. АРГОНАВТЫ, герои, отправившиеся на корабле «Арго» в Колхиду за Золотым Руном под предводительством Язона. Множественные приключения аргонавтов послужили причиной для того, чтобы этим именем стали называть всех любителей опасных, длительных и красочных путешествий. Отдельные сюжеты плавания аргонавтов описаны в музыкальных, поэтических и прозаических произведениях. АРГУС, АРГОС, существо, имевшее множество (сто) глаз, которого Гермес усыпил своей игрой на флейте. После этого Гера поместила глаза Аргуса на хвост павлина. В современном языке Аргус, недремлющий страж, которому поручили важное дело по охране кого-нибудь. АРИАДНА, помогла Тезею спастись от Минотавра, дав ему клубок ниток, при помощи которого он смог выбраться из лабиринта. Тезей обещал жениться на ней, но покинул ее. Ее нашел Дионис, подарил ей корону из семи звезд, которые в наши дни представляют собой одноименное созвездие. «Клубок Ариадны» в наши дни — путеводное направление в дороге, как и «звезды Ариадны». АРИСТОФАН (ок. 450-380 до н. э.), древнегреческий поэт-комедиограф, величайший поэт и комический писатель всех времен и народов. До нас дошло его одиннадцать комедий, которые отличаются удивительно тонким остроумием. Сравнение «с Аристофаном» — высшая оценка для писателя. АРЛЕКИН (итал.), одна из масок комедии дель арте, слуга, шут, паяц, носит костюм из шелковых разноцветных треугольников и черную маску, в наши дни соотносится с народным весельем. АРТЕМИДА, сестра Аполлона, у римлян она называлась Дианой, богиня луны и охоты. Храм Артемиды в Эфесе считался одним из семи чудес света, а знаменитейшая из сохранившихся до наших дней статуй Артемиды находится в Версале в Париже. АТЛАНТ, по древнегреческому мифу великан (титан), держал на голове и руках небесный свод. Сейчас — человек, взявший на себя тяжелую ношу, непосильную работу. АФИНА ПАЛЛАДА, дочь Зевса, родившаяся из его головы после того, как он проглотил свою первую жену Метилу. Она олицетворяла собою мудрость, была богиней знаний, искусств и наук, изобретательницей флейты, покровительницей города Афин, ее священными животными считались змея, сова и петух. Поскольку Афина еще почиталась как богиня войны, то умная и сильная женщина и в наши дни — Афина. АФРОДИТА — в греческой мифологии, у римлян — Венера, была богиней любви и красоты, появилась из морской пены. Парис объявил ее самой красивой из богинь и отдал ей яблоко раздора. Обыкновенно ее сопровождал сын — Эрот. Изображения богини красоты в любом материале (от мрамора до полотна) представляют собой образцы великих произведений искусства. По традиции — красивая женщина во все времена или Афродита или Венера. Но Афродита — богиня любви вообще, а Венера — богиня супружеской любви. АХИЛЛ, или АХИЛЛЕС, главный герой «Илиады» Гомера. Он совершил неисчислимое количество подвигов, обладал множеством достоинств, но одним недостатком — «ахиллесовой пятой». Все тело Ахилла было неуязвимо для оружия, кроме пятки. Именно в нее попал своей стрелой Ларис и убил героя. «Ахиллесова пята» и в наши дни означает слабое место кого-нибудь. АЯКСЫ, в древнегреческой эпической поэме «Илиада» два неразлучных друга и героя Троянской войны, вместе сражавшихся на стороне греков. В наше время — верные друзья, «друзья до гроба» БАХУС у римлян и Дионис у греков, бог вина и виноделия, путешествовал в сопровождении сатиров, кентавров, вакханок. Культ Диониса, сначала имевший характер веселья, постепенно становился все более невоздержанным и переходил в неистовые оргии (вакханалии). И в наши дни говорят про тех, кто «увлекается дружбой с бахусом», что у них краснеет нос и чернеет душа. БУРИДАН ЖАН (1300-1358), французский философ, который изобразил осла, умирающего от голода между двумя охапками корма (сена и соломы), поскольку не мог выбрать, с какой из них начать. Сейчас выражение «буриданов осел» свидетельствует о крайней степени нерешительности, о неумении выбрать одно из двух, о неуверенности в себе. ВАКХ, см. Бахус. ВАКХАНКИ, участницы вакханалий (см. Бахус). ВАЛЬПУРГИЕВА НОЧЬ, «ночь Святой Вальпургии» — когда в Германии на горе Броккен проходят оргии, хороводы колдунов и ведьм. В наши дни под этим наименованием фигурируют разгульные пирушки, неистовые вакханалии. ВАНДАЛЫ (нем.), древнегерманские племена, прославившиеся своими стремлениями к уничтожению произведений искусства, что они продемонстрировали, овладев Римом в 455 г. Сейчас — вандал, человек в высшей степени некультурный, примитивный, разрушитель. ВАЛЬТАСАР, вавилонский царь, по преданию убитый персами, вторгшимися в Вавилон во время веселого пира. Современное выражение — «Вальтасаров пир» означает «веселье перед несчастьем». ВАРФОЛОМЕЙ, почитаемый святой у французских католиков. В ночь на его праздник на 24 августа была устроена в 1572 г. резня французских протестантов (гугенотов), которая продолжалась три дня, унеся много тысяч жизней. Позднее под этим выражением понимается ночь массовых убийств. ВЕНЕРА, см. Афродита. В 1761 г. М.В. Ломоносов открыл, что планета, носящая ее имя, окружена атмосферой. ВИКТОРИЯ, у греков Ника, богиня победы, изображалась в виде летящей женской фигуры с венком в руках. Петр I особенно любил слово «виктория», а противоположное обозначал словом — «конфузия». ВУЛКАН, см. Гефест. ГАРПИИ, дочери морского божества, похитительницы, которые изображались в виде полуптиц-полуженщин. Им приписывалось похищение людей, которые пропадали без вести. Видимо, гарпии усердно функционируют в наше время. ГЕКТОР, одна из благороднейших фигур в «Илиаде» Гомера, сын Приама и Гекубы, супруг Андромахи, главный герой троянцев в их борьбе с греками. В последующие времена, особенно в период жизни А.С. Пушкина, символ чести и благородства. Гектор погиб в поединке с Ахиллесом. Образ Гектора был раньше известен любому гимназисту. ГЕНИЙ, дух, оживляющий лицо, место и пр., олицетворение внутренних сил и способностей мужчины, соответствует греческому Демону. По мнению римлян, местные гении имели вид змей, но в произведениях искусства изображались в виде юношей с рогом изобилия или как крылатые существа с неясными фигурами. До наших дней и слово «гений» и слово «демон» имеют широкое хождение. ГЕРКУЛЕС (ГЕРАКЛ), величайший и самый известный до сих пор герой Древнего мира. Обладая нечеловеческой силой, он совершил двенадцать подвигов, равных которым нет в истории человечества. До наших дней могучий человек может быть назван Геркулесом. ГЕРМЕС, бог промышленности, торговли и изобретений, хитрый, изворотливый, владеющий ловким умным словом, способный на обман и кражу. По преданию, Гермес изобрел лиру, натянув нити на панцирь черепахи. Его изображали в крылатых сандалиях или в шляпе с крыльями и с жезлом счастья в руке. В Риме греческому Гермесу соответствовал Меркурий. Они оба были символами успешной торговли, им поклонялись купцы. ГЕРОДОТ, древнегреческий историк, «отец истории» (484—425 до н.э.). Написанные им книги носили названия имен всех девяти муз Древнего мира. ГЕРОСТРАТ, грек из г. Эфеса, с целью сохранения своего имени в истории в 365 г. до н.э. сжег храм Артемиды в г. Эфесе. Принято знаменитых разрушителей называть его именем. ГЕФЕСТ (у римлян — Вулкан), хромой от рождения сын Зевса и Геры, искусный мастер по обработке металлов, ковал оружие богам и героям, используя помощь циклопов. Любимым местом его пребывания считался остров Лемнос. Имена Вулкана и Гефеста олицетворяют собой искусного мастера и в наши дни. ГИМЕНЕЙ, бог брака, свадьбы, супружеского счастья, его изображали в виде крылатого мальчика с факелом в руках. Выражение «узы Гименея» известно с древних времен, Гименею посвящено несколько свадебных гимнов и песен. ГИПНОС, бог сна, сын Ночи, брат Смерти, изображался в виде спящего юноши. В наши дни «под гипнозом» делаются операции, что позволяет избежать шоковой боли в ходе хирургического вмешательства.
|