Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Новая заповедь СпасителяИтак, в четверг вечером на страстной неделе Господь вместе со своими учениками совершил пасхальную трапезу, которая в традиции Христианской церкви стала именоваться Тайной Вечерею. Название это не случайно, потому что именно во время этой пасхальной трапезы господь таинственно своих учеников сделал соучастниками той жертвы, которую Он приносит Богу за грехи всего рода человеческого. Когда во время трапезы он преподал им хлеб и вино, указав на них, как на Тело и Кровь свою, и когда ученики вкусили хлеба и вина, через это вкушение таинственно стали соучастниками жертвы Спасителя, ибо причастились истинного Тела и истинной Крови Христовой. В конце трапезы произошел эпизод, который описали все четыре Евангелиста. Правда, Матфей и Марк относят этот эпизод не к самой трапезе, а ко времени после трапезы. А Лука и Иоанн связывают его непосредственно с Тайной Вечерью. Для нас не важно, в какой момент произошло это событие, важно само событие. В ответ на пламенную речь апостола Петра, в которой этот апостол сказал о готовности следовать за Христом даже до смерти, Господь предсказывает его отречение. «Душу свою ты готов положить за меня? — спрашивает Учитель. — Уже сегодня, не пропоет петух трижды, как ты отречешься от меня». Петру и другим апостолам это было, видимо, очень трудно понять, но Христос взором своим прозревал трагедию грядущей ночи и прозревал трагедию предательства Петра. Закончив трапезу, спаситель с учениками своими направился на гору Елеонскую, по-русски — Масличную гору. Эта гора находится в предместье Иерусалима за потоком, который называется Кедронский потоком. Название горы происходит от того, что на ее склонах до сих пор растут масличные деревья, маслины. Некоторые из них насчитывают более двух тысяч лет и относятся к тому времени, когда жил Господь Иисус Христос. Эти огромные старые деревья сохранились до нашего времени. А вот во времена Спасителя там, на склонах этой горы, был большой масличный сад, именуемый Гефсиманским садом. На склонах этой горы в тиши сада Господь любил отдыхать вместе со своими учениками, и каждый вечер почти во время страстной недели он отправлялся туда вместе со своими учениками. Пошел он и в четверг вечером на гору Елеонскую после совершения пасхальной трапезы. Евангелист Иоанн в отличие от других Евангелистов помещает в повествование о вечере четверга страстной недели замечательную прощальную беседу Спасителя со своими учениками. Эта беседа началась в горнице, где проходила Тайная Вечеря, а закончилась перед тем, как перейти нужно было Спасителю и ученикам Кедронский поток, чтобы взойти на Масличную гору. Эта замечательная беседа начинается с утверждения Спасителя о том, что пришел час Его славы: «Ныне прославился сын человеческий, и Бог прославился в нем». О какой же славе Бога, о какой собственной славе говорит Спаситель? Что такое слава Спасителя, Что такое слава Божия? Ведь Господь накануне своих страданий, и эти страдания Он связывает с явлением Божиеи славы. А что же лежало в основе этих страданий? Почему Бог принимает образ человеческий, принимает плоть человеческую, соединяется со страданиями мира, и сам становится жертвой неправды? Почему Бог идет на страдания, какая сила движет Им? Только одна сила — сила любви к роду человеческому. Поэтому явление Божией славы — это явление любви Бога к людям. Именно поэтому, свидетельствуя о том, что наступил час Его славы, Господь сразу переходит к другой теме, к этой теме любви. Обращаясь к ученикам, он говорит: «Заповедь Новую даю вам: да любите друг друга, как Я возлюбил вас, так и вы любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой». Когда в свое время мы разбирали с вами Нагорную Проповедь Спасителя, то я говорил о том, что в Заповедях Блаженств, составляющих сердцевину той Нагорной Проповеди, Спаситель уже высоко-высоко поднял планку нравственных требований по отношению к тому уровню, который был отмечен десятью заповедями, полученными Моисеем на горе Синай от Бога. А вот в этих словах планка подымается еще выше: «Заповедь Новую даю вам: да любите друг друга». По сути это ведь не новая Заповедь. Уже в Ветхом Завете Господь говорил: «Любите ближнего своего, как самого себя», и слушатели Спасителя прекрасно знали о том, что Заповедь любви уже дана была в Ветхом Завете. Почему же Он называет эту Заповедь Новой? Да потому, что эта заповедь поставляется Спасителем в центр нравственных требований, в центр всей системы нравственных и духовных координат, в которых должно жить человечество. «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собой». То есть любовь друг к другу есть отличительная особенность, самая важная характерная черта, отличающая христианина от нехристианина: будете любить друг друга, иметь такую любовь, будете Моими учениками... Не будете иметь любви, не будете Моими учениками. Каждый знает, как тяжело любить по-настоящему. Той любовью, которую требует от нас Господь, любить близких, самых близких родных людей и то трудновато. Когда все хорошо и просто, мы вроде как и любим друг друга. А вот началась пора неудач, болезней, а сохрани Бог, каких-то несчастных случаев, и как часто эти внешние физические обстоятельства жизни вдруг подрывают любовь, ибо любовь исчезает, как облако под натиском ветра. Любить трудно, любить очень, трудно, что означает — иметь огромную внутреннюю силу. Откуда же такая сила? И как бы помогая ученикам ответить на этот вопрос, Спаситель тут же и говорит: «Да не смущается сердце ваше, веруйте в Бога и в Меня веруйте!». Он связывает нравственное требование о любви к ближнему с верой в Бога, с верой в Него. Нужно сказать, что многие из наших современников вот этой связи между нравственностью и верой не сознают, не видят, не понимают. Некоторые считают, что нравственность может быть совершенно автономна от веры. И часто в быту можно встретиться с таким утверждением: «Ну совсем не обязательно верить, чтобы быть хорошим человеком. Вот мой сосед, неплохой человек, а ни в какого Бога не верит». И когда церковь настаивает на том, что есть некая внутренняя органическая весьма значительная связь между нравственностью и верой, то нередко такую проповедь отвергают, от нее отмахиваются. И вот ведь почему это происходит. Дело в том, что в утверждении о том, что не обязательно верить, чтобы быть нравственным человеком, есть доля правды. Почему? Да потому, что сам Бог вложил нравственное начало в природу человека, нравственность есть часть человеческой природы, присущая изначально человеку, роду человеческому. Как человек имеет способность видеть, слышать, осязать, обонять, имеет вкус, точно так же по природе своей он имеет способность отличать добро от зла, имеет нравственную природу. И нравственная природа действительно в этом смысле как бы автономна от убеждения людей. И в самом деле, сколько ни убеждай, что врага убить нужно, что это хорошо, что за этим убийством последует некая общая польза, человек, поддающийся таким убеждениям и убивающий другого человека, непременно испытает угрызение совести. Даже будучи уверенным в том, что это убийство во благо. Можно ведь притупить слух, вкус, зрение, обоняние, осязание. Сделать это не просто: нужно просто повредить своей человеческой природе. Вот так же и нравственность: тоже можно притупить, разрушить нравственное чувство. Но нравственное чувство куда более хрупкий инструмент, чем наши физические свойства. Нужно сильно повредить организму, чтобы притупилось зрение. А вот разрушить нравственное чувство очень просто: убедил себя один раз, что ты поступаешь правильно, хотя голос совести тебе говорит другое, второй раз убедил себя, третий раз убедил себя — и нравственное чувство притупляется. А при чем же тут вера? А вера вот при чем. Вера не позволяет человеку притупить нравственное чувство. Вера есть такое умозрение, есть такое убеждение, которое постоянно воспитывает нравственное чувство, укрепляет его в человеке. «Да не смущается сердце ваше». Пусть оно не смущается. Да, любить тяжело, любить друг друга очень тяжело: это высочайшее нравственное требование. «Но не смущайтесь, — говорит Господь в прощальной беседе с учениками, — это можно осуществить в жизни, если вы будете верить в Меня, если вы будете верить в Бога». Итак, вера есть непременное условие сохранения нравственного чувства, есть непременное условие сохранения способности человека — любить другого человека. И если любовь исчезает из нашей жизни, если мы перестаем быть способными протянуть другому человеку свою руку и свое сердце, то это означает, что вера ушла из нашей жизни. Будем верить в Бога и в посланного Им Иисуса Христа, чтобы обладать самым высочайшим нравственным чувством, чтобы иметь, счастье — любить другого человека. Печатается по стенограмме выступления Мирополита Кирилла на телевидении. — 3 февраля 1996 г. Мень Александр Книга «Православное богослужение» протоиерея А. Меня, трагически погибшего от руки так и не найденного на сегодняшний день убийцы, написана для непосвященных в православие, для тех, кто хотел бы вернуться к вере отцов, если они были православными. В предлагаемом отрывке три раздела, соответственно которым и подготовлены три группы заданий. Задания
|