Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Рыночной системыТема 13 Общее равновесие и экономическая эффективность рыночной системы
Цель темы – анализ рыночной экономики как целого, исследование взаимодействия и взаимозависимости ее частей. При этом решаются три основных вопроса: 1. Способствует ли рыночный механизм достижению общего равновесия и каким образом? 2. Является ли эффективное равновесие единственным или возникает ряд вариантов цен, которые отвечают этому требованию? 3. Будет ли это эффективное общее равновесие устойчивым?
1. Анализ частичного и общего экономического равновесия. 2. Эффективность распределения благ в обмене на конкурентных рынках и равновесие потребителей на диаграмме Эджоурта. 3. Анализ эффективности производства товаров на конкурентных рынках по диаграмме Эджоурта. 4. Общая эффективность конкурентной экономики и оптимум по Парето. Причины несостоятельности реальных рынков. Литература: 1. Курс экономической теории: учебник – 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание – Киров: «АСА», 2005 г. Гл.15. 2. Нуреев Р. М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов / Р. М. Нуреев. М.: Норма, 2000. Гл. 11. 3. Пиндайк Р. С. Микроэкономика: пер. с англ. / Р. С. Пиндайк, Д. Л. Рубинфельд. М.: Дело, 2000. Гл. 15. 4. Тарасевич Л. С. Микроэкономика: Учебник для вузов /Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский. М.: Юрайт-Издат, 2006. Гл.7. 1. В предыдущих темах мы изучали различные аспекты рыночной экономики: поведение потребителя и деятельность фирмы, рынки потребительских товаров и рынки факторов производства. Отдельно взятый конкурентный рынок обеспечивает максимизацию потребительского излишка и производство продукции наиболее эффективным способом, если речь идет о рынке факторов, распределяет производственный ресурс так, что отдача от него максимальна. При этом в центре внимания было частичное равновесие (partial equilibrium) – равновесие, складывающееся на отдельном рынке. Однако в реальной действительности рынки взаимосвязаны, цены одних экономических благ влияют на цены других. Предметом исследования данной темы является общее равновесие (gепеrаl equilibrium) – равновесие, возникающее в результате взаимодействия всех рынков, когда изменение спроса или предложения на одном рынке влияет на равновесные цены и объемы продаж на всех рынках. Модель общего равновесия включает в себя оба типа рынков – благ и факторов производства – в общем кругообороте, при этом равновесие достигается тогда, когда оба типа рынков – благ и факторов – будут находиться в состоянии равновесия. В условиях свободной конкуренции совокупность цен на товары соответствует состоянию общего равновесия, если удовлетворяются три условия: 1) все потребители максимизируют свою полезность при данных бюджетных ограничениях; 2) все фирмы максимизируют свою прибыль при данной технологии; 3) для каждого товара предложение равно спросу. Из анализа производства и потребления следует, что основа функции спроса на рынке благ и предложения на рынке факторов – функции полезности потребителей, а основа функции предложения на рынке благ и функции спроса на рынке факторов – производственные функции и запасы факторов производства. Поэтому элементами модели всего рыночного хозяйства являются: - функция полезности потребителей; - производственная функция; - наличные запасы факторов производства; - условия равновесия на рынках. Модель общего равновесия статична и исходит из совершенной конкуренции, тогда как в реальной действительности гораздо чаще встречаются диспропорции и дисбалансы, вызванные влиянием НТП, факторов неопределенности в экономике, изменением институциональных условий развития. Достижение общего равновесия – результат воздействия изменения на одном рынке на все другие рынки, в том числе и на тот рынок, с которого началось движение. Равновесные цены и количества определяются с учетом эффекта обратной связи (feedback effect), отражающего изменение частичного равновесия на данном рынке в результате изменений возникающих на сопряженных рынках под влиянием первоначальных изменений на данном рынке. Уменьшение предложения и соответствующий рост цен на некотором рынке приводят к падению спроса на дополняющие товары и его росту на товары-субституты. Например, цена на автомобили поднялась, это вызовет уменьшение продаж, падение спроса на автомобили отразится на спросе на бензин, который тоже сократится, что приведет к падению цены бензина. Рост цен на автомобили заставит многих отказаться от покупки нового автомобиля и обратить свои взоры на товары-заменители. Не исключено, что высокая цена на автомобили расширить спрос на мотоциклы и старые автомобили. Это поднимет цену мотоциклов и приведет к росту цен услуг по ремонту старых автомобилей, т.к. спрос на данные услуги возрастет. В результате более широкого использования старых машин и расширения спроса на мотоциклы спрос на новые автомобили упадет, что заставит производителей снизить цену. Естественно, такое изменение равновесной цены вызовет новую реакцию на рынках взаимодополняющих и взаимозаменяющих товаров, которая приведет к установлению новых равновесных цен и объемов на всех рынках. Строительство и цемент 2. Допустим, в отношения обмена вступают два субъекта Антон и Борис, которые имеют 11 шил и 9 кусков мыла. Трансакционные издержки их взаимодействия равны нулю. Распределяются эти блага неравномерно: у Антона 8 шил и 2 мыла, у Бориса – 3 шила и 7 кусков мыла. Поскольку у Антона много шил и мало мыла, то он заинтересован в обмене, допустим, что предельная норма замены (MRS) шила мылом для Антона равняется 1/3, т.е. для получения одного куска мыла он готов отдать 3 шила, тогда для Антона 1 кусок мыла = 3 шилам. Наоборот, Борис предпочитает шило, за которое готов отдать 3 куска мыла (MRS мыла шилом равно 3). В условиях разных предпочтений между ними возможна сделка. Для Антона Для Бориса Эффективность означает ценность результата к ценности затрат. Для обоих участников эффективность сделки определяется их собственными оценками. Если в ходе сделки удается обменять 1 шило на 1 мыло (1Ш=1М), то выигрывают оба, т.к. готовы пожертвовать большим для достижения цели, тогда сделка эффективна. Следовательно, возможность взаимовыгодного обмена и повышения эффективности существует до тех пор, пока различаются между собой предельные нормы замещения у участников сделки. Если предельные нормы замещения равны для всех пар обмениваемых товаров: Английский экономист Фрэнсис Эджоурт (1845-1926) предложил в своей книге «Математическая психология. Эссе о применении математики к моральным наукам» (1881) следующий подход, получивший название «коробки Эджоурта».
9М ОБ
E UА4 UБ1 D UА3 UБ2 C UА2 UБ3 В UА1 UБ4 F А кривая контрактов
ОА 11Ш Рис. 1. Эффективность обмена
Возьмем прямоугольник, в котором левый нижний угол будем считать началом системы координат Антона, а верхний правый угол – началом системы координат Бориса (рис. 1). Длина осей определяется общим количеством шил и мыла. По нижней горизонтальной оси откладываем количество шил для Антона, по верхней горизонтальной – Бориса, по левой вертикальной – кусков мыла Антона, по правой – кусков мыла Бориса.
|