Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Логический аспект риторикиКультура оперирования понятиями. Многозначность слов, значимость определения понятий слов в дискуссии. Выделение понятия, определение его вида и отношения с другими понятиями, используемыми в высказывании. Определение ключевого понятия, отражающего концепцию автора высказывания. Составление научно грамотных классификаций, планов текстов. Логический аспект риторики. Мысль как предмет и риторики, и логики. Взаимосвязь риторики и логики. Понятие - мысль о предметах и явлениях действительности, отображающая их общие и существенные признаки, связи и отношения; закрепляется и выражается в виде слова или словосочетания (группы слов). Слово = форма понятия, а понятие выражает смысловое содержание слова. Логическая структура понятия состоит из двух элементов: 1. Содержание понятия - совокупность существенных признаков предмета или класса однородных предметов, отраженных в понятии (содержание понятия „человек" составляет совокупность существенных признаков: способность к производству орудий труда, абстрактному мышлению и др., а не свойство „иметь мягкую мочку уха"). 2. Объём понятия - множество предметов, каждому из которых принадлежат признаки, относящиеся к содержанию понятия (в объем понятия „человек" входят все люди, живущие в настоящем, жившие в прошлом, и те, кто будет жить в будущем). Деление понятий (классификация) - логическая операция, раскрывающая объем понятия путем перечисления всех его видов с учетом какого-л. признака. = делимое понятие, виды - члены деления, признак - основание деления. Деление понятий должно соответствовать правилам: 1. Деление должно быть соразмерным - объем делимого понятия должен совпадать с суммой объемов членов деления. Нарушение этого правила ведет к двоякой ошибке: а) ошибке неполного деления = деление произведено узко и некоторые члены деления не названы: „Видами искусства являются живопись, художественная литература, музыка" – не названы архитектура, кино, театр; б) ошибке деления с излишними членами = помимо всех членов деления названы не соответствующие признаку виды. 2. Деление = только по одному основанию. Животные делятся на домашних, хищных и млек-щих, Щукарь: „Уваж-е граждане и старушки!" 3. Члены деления должны исключать друг друга. Несоблюдение этого правила приводит к перекрестному делению. 4. Деление должно быть непрерывным. Нарушение -> к логической ошибке „скачок в делении": СМИ делятся на республиканские, местные и военные". „Население России делится на мужчин, женщин и детей". Определение понятия должно следовать следующим правилам: 1. Определение должно быть соразмерным: объем определяемого понятия должен быть равен объему определяющего понятия, т.е. они должны находиться в отношении тождества (А=Вс). Ошибки: слишком широкого определения - А < Вс, слишком узкого определения - А > Вс. 2. Определение не должно заключать в себе круга. Разновидность круга – тавтология: „Идеалист - человек идеалистических убеждений". 3. Определение должно быть ясным. Логическая ошибка - определение неизвестного через неизвестное: Гегель определяет государство: „Государство есть политическое проявление мирового духа". 4. Определение положительных понятий не должно быть отрицательным. Отношения между понятиями. По отношению друг к другу понятия делятся на сравнимые и несравнимые. В логических отношениях могут находиться только сравнимые (совместимые и несовместимые). Существуют три вида отношений совместимости: равнозначность, перекрещивание (пересечение), подчинение (следование) и три вида отношений несовместимости: соподчинение (координация), противоположность (контрарность), противоречие (кон-традикторность). Отношения между понятиями по объему в логике изображаются с помощью круговых схем (кругов Эйлера). Культура оперирования аргументами. Декларативное или аргументированное высказывание. Выстраивание цепочки логически связанных суждений в стройную систему аргументов, подтверждающих тезис. Построение умозаключений разного типа, понимание различия между убеждением и доказыванием, определение структуры доказательства в чужом высказывании и выстраивание своей линии нападения или защиты с аргументами в руках. Аргумент [лат.] - основание, довод, приводимые для доказательства тезиса. Отвечает на вопрос: „Чем надо доказывать тезис?" Виды аргументов: факт, определение, аксиома, ранее доказанное положение, закон науки. В процессе доказательства всегда следует помнить правила о том, что аргументы должны быть: а) истинными суждениями; б) доказаны самостоятельно, независимо от тезиса; в) достаточными для тезиса. При несоблюдении этих правил возникают логические ошибки: „ ложность оснований " (основное заблуждение) - когда в качестве аргументов берутся не истинные, а ложные суждения, выдаваемые за истинные. Эпизод сдачи экзамена по географии из книги „Старик Хоттабыч"; „ предвосхищение оснований" - когда в качестве аргумента используется положение, которое хотя и не является заведомо ложным, но само нуждается в доказательстве; „ порочный круг " (круг в доказательстве) возникает при стремлении тезис обосновывать аргументами, аргументы обосновывать этим же тезисом. Диалог Маленького принца с пьяницей: Пьяница: пьет потому, что ему совестно, а совестно ему потому, что он пьет - заколдованный круг. Способ демонстрации аргумента - выбор формы умозаключения для показа логической связи аргументов с тезисом. Демонстрация отвечает на вопрос: „Как связать аргументы с тезисом?" имеет форму умозаключения: дедуктивную, индуктивную, по аналогии. Несоблюдение правил умозаключений приводит к логическим ошибкам в форме доказательства: „ Мнимое следование " (не следует) - логическая ошибка - в качестве аргументов используются истинные положения, которые либо недостаточны для доказательства (опровержения) тезиса, либо с тезисом не связаны. „От сказанного условно к сказанному безусловно "- верное в конкретных условиях рассматривается как верное при любых условиях. „ После этого, значит, по причине этого"- за причину явления выдается какое-л. предшествующее явление только на том основании, что оно произошло раньше его. (причиной появления дня = утро, а день=вечера)
|