Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Терминологический словарь ⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Авторская школа — образовательное учреждение, деятельность которого построена на оригинальной концепции, отражающей представления ее создателя (создателей) о новой образовательной практике. Ее видовыми признаками являются: альтернативность, системность, социально-педагогическая целесообразность, стабильность положительных результатов.
Внедрение — 1. традиционный для отечественной педагогики этап исследования инновационной деятельности, связанный с организацией целенаправленного продвижения достижений науки и передового педагогического опыта в массовую практику (устаревает); 2. один из видов инновационных процессов, содержание которого направлено на освоение и использование педагогических новшеств.
Закон развития (протекания) инновационных процессов — объективная внутренняя, существенная, устойчивая связь (и отношение), возникающая в процессе создания, освоения и использования педагогических новшеств. Н. Р Юсуфбекова сформулировала 3. необратимой дестабилизации педагогической инновационной среды, 3. финальной реализации инновационного процесса, 3. стереотипизации педагогических инноваций, 3. цикловой повторяемости, возвращаемости педагогических инноваций.
Жизненный цикл нововведения — протекание инновационного процесса во времени. Ж- ц- н. отражает основные этапы его развертывания, число которых напрямую связано как с внутренней, предметной логикой самого новшества, логикой отношений между участниками инновационного процесса, так и с логикой взаимодействия нововведения с окружающей его средой. В педагогической науке сложилась следующая последовательность этапов инновационного процесса (В. А. Сластенин, Л. С. Подымова). 1. Этап рождения новой идеи в результате упорного поиска решения проблемы. 2. Этап изобретения, т. е. воплощения идеи в конкретное новшество. 3. Этап практической реализации нового и получение устойчивого положительного результата. На этом заканчивается первая фаза жизни нововведения. Дальнейшее развитие инновационного процесса возможно лишь при условии распространения новшества. Вторая фаза — использования новшества — тоже имеет три этапа. 4. Этап распространения новшества. 5. Этап господства новшества вплоть до появления альтернативы. 6. Этап сокращения масштабов применения новшества, его замена альтернативой.
Индивидуализированное обучение — система организации образовательного процесса, обеспечивающая индивидуальное продвижение ученика по общей для данного контингента обучающихся программе. Такая организация требует не только знания индивидуальных особенностей и образовательных возможностей каждого ученика, зоны его актуального (определяемой с помощью самостоятельно решаемых задач) и ближайшего развития (которого достигает ученик при решении задач в сотрудничестве с другими учащимися или с помощью учителя), но и его субъективной позиции в обучении, способности самостоятельно выполнять функции целеполагания, планирования (выбора оптимальных способов и средств достижения цели), целеосуществления, самоконтроля, самооценки и, при необходимости, коррекции своей учебной деятельности.
Инновативность — 1. восприимчивость к новшествам; 2. характеристика педагога, отличающегося обостренным чувством нового, стремлением к творчеству.
Инноватика педагогическая — новая научная дисциплина, изучающая общие основы теории педагогических инновационных процессов (Н. Р. Юсуфбекова). Структурными компонентами И. и. являются: педагогическая неология, исследующая категориальное поле новой отрасли педагогических знаний, понятийный аппарат, классификации педагогических новшеств, меру готовности нового к использованию, критерии их оценки и т. д., педагогическая аксиология, рассматривающая особенности восприятия, освоения и оценки нового педагогической общественностью, отношение к нововведениям учителей, учащихся и их родителей и т. д., и педагогическая праксиология, раскрывающая этапы, способы и условия использования и распространения педагогических новшеств, опыт инновационной деятельности учителей, факторы, влияющие на инновационные процессы и т. д. П. и. стала активно разрабатываться за рубежом с конца 50-х, а в нашей стране — с начала 80-х годов XX века в связи с набиравшим силу массовым общественно-педагогическим движением. До этого отечественная педагогическая наука ограничивалась изучением проблем внедрения теоретических достижений в практику и распространения передового педагогического опыта. Понятие «педагогическая инноватика» обосновано и введено в научный аппарат Н. Р. Юсуфбековой.
Инноватор — педагог, осваивающий и использующий в своей педагогической деятельности новшества или отдельные новые элементы. Инновационность — 1. педагогический принцип (В. Я. Ляудис, Н. Р. Юсуфбекова); 2. направленность образовательного процесса на конструктивное изменение идеологии, содержания и технологий; 3. характеристика педагогической деятельности, выходящей за пределы нормативного уровня.
Инновация (лат. in — в, novus — новый) — введение принципиально нового, существенно меняющего сложившуюся педагогическую практику. Смысловая интерпретация этого понятия очень широка: обновление, изменение, процесс, результат и др. В «разговорном пространстве» понятие появилось еще в XIII в., обозначая придумывание чего-то нового, опережающего свое время (Ю. А. Карпова). В XIX в. оно вошло в сферу научного знания как перенос элементов одной культуры в другую. Первенство ввода понятия в научный лексикон принадлежит И. Шумпетеру и Г. Меншу.
Инновационная готовность учителя — активное состояние педагога, характеризующееся стремлением и способностью к восприятию, освоению и использованию педагогических новшеств в своей профессиональной деятельности.
Инновационная деятельность — целенаправленное преобразование педагогической практики за счет создания, освоения, использования и распространения различных педагогических новшеств (М. М. Поташник, Н. Р. Юсуфбекова). Алгоритм организации И. д.: проблемно ориентированный анализ ситуации, построение модели (концепции) И. д., осуществление И. д., оценка эффективности И. д.
Инновационная мотивация — 1. внутреннее побуждение личности, направляющее ее действия на достижение целей нововведения; 2. направленность деятельности педагога, складывающаяся по мере приобретения вводимым новшеством личностного смысла. И. м. обеспечивает успешность осуществления нововведения и раскрытие личности педагога.
Инновационная школа — образовательное учреждение, созданное на основе системных нововведений (М. М. Поташник). Ее отличают: новизна, часто в том числе и новая философия школы, более благоприятные для обучения, воспитания и развития учащихся
Инновационное движение — социокультурный феномен современности, выраженный в активном поиске, освоении, использовании и распространении педагогических новшеств в образовании с целью развития личности ученика и преобразования школьной практики.
Инновационное поведение — образ жизни и действий, в которых проявляются позитивное отношение к преобразованиям педагогической практики и собственное активное, систематическое педагогическое творчество.
Инновационное сопротивление — открытое или явное противодействие введению педагогического новшества, вызванное негативным к нему отношением; выражается в действиях, суждениях, настроениях, эмоциональных переживаниях и т. п.
Инновационный барьер — внутреннее препятствие, мешающее осваивать, использовать и распространять педагогические новшества. Инновационный климат — особая социально-психологическая обстановка, в которой педагоги чувствуют себя свободными, полностью инновационно мотивированными, готовыми к творческой работе и взаимодействию со своими коллегами в преобразовании образовательного процесса.
Инновационный массив — совокупность ряда нововведений одного уровня.
Инновационный образ жизни — своеобразный уклад жизнедеятельности педагогического коллектива и/или учителя, содержанием которого становятся постоянный поиск, освоение и использование педагогических новшеств. Формирующаяся в процессе И. о. ж. позиция содействует развитию педагогического творчества.
Инновационный потенциал — совокупность возможностей (внутренних резервов) для осуществления преобразующих изменений.
Инновационный потенциал нововведений — совокупность прогрессивных(продуктивных) изменений, которые вводимое новшество способно осуществлять в образовании в течение своего полного жизненного цикла.
Инновационный потенциал педагога — готовность и способность создавать, осваивать и использовать в своей профессиональной деятельности новшества, а также своевременно избавляться от устаревшего, педагогически нецелесообразного.
Инновационный поток — 1. множество нововведений различного уровня; 2. деятельность педагогов, несущая в практику новые идеи, новое содержание, обновляемую технологию.
Инновационный процесс — 1. комплексная деятельность по созданию, освоению, использованию и распространению педагогических новшеств в образовании (М. М. Поташник, Н. R Юсуфбекова);2. развитие образования за счет создания, освоения и распространения педагогических новшеств (В. С. Лазарев). Инновационные процессы в образовании возникали в различные исторические периоды и определяли его развитие. Наиболее широких масштабов они достигли в конце XIX — начале XX в. в США, Германии, Франции, России, отличаясь ярко выраженной творческой направленностью и нестандартностью подходов к обучению и воспитанию. В отечественной науке первенство в наиболее полном описании инновационных процессов в образовании принадлежит Н. Р. Юсуфбековой, охарактеризовавшей их структуру, типы, жизненный цикл, особенности и законы протекания и др., обогатившей понятийный аппарат педагогики.
Инновационный барьер — 1. сопротивление педагогическим нововведениям; 2. внутреннее препятствие, мешающее принять и успешно выполнять действия, направленные на изменение привычной педагогической практики. Освоению нового могут препятствовать личностная тревожность, ригидность мышления, склонность к конформизму, страх обнаружить собственную некомпетентность, заниженная самооценка, предвзятое отношение к новшествам, угроза потери статуса, неспособность принимать решения, требующие риска, и т. п. Способы преодоления И. б.: совместная разработка и планирование инновационной деятельности, постепенное «обращение в инновационную веру», сотворчество, развитие инновационной мотивации, научно-методическая учеба, саморазвитие и самосовершенствование и др.
Компетентностный подход — способ рассмотрения и конструирования всех элементов образовательного процесса: его цели, содержания, методов, средств, результатов.
Компетентность — уровень образованности личности, определяющийся степенью овладения средствами теоретической и практической деятельности. Это мотивационная, когнитивная и инструментально-операционная способность и готовность к деятельности. Компетенции— способности человека реализовать на практике свою компетентность (Э. Ф. Зеер). Компетенции широкого спектра использования, обладающие определенной универсальностью, называются ключевыми. Модернизация образования — изменения в системе образования с целью достижения его соответствия современным требованиям и повышения его эффективности без коренных изменений, присущих реформированию.
Мониторинг педагогических нововведений — длительное наблюдение за изменениями, происходящими в образовательном процессе, его субъектах или его отдельных аспектах в результате введения педагогических новшеств. Новшество, новация — сконструированные, разработанные не известные ранее процессы, объекты, способы, средства или не использованное ранее известное в новом качестве, в существенно изменившихся условиях.
Нововведение — 1. инновация, новшество; 2. процесс введения новшества в образовательную практику; 3. целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения новые стабильные элементы (А. И. Пригожий). Парадигма — общее представление о целях и сущности образования, общая нормативная модель образования. Ведущий подход к выбору содержания, форм образования, способов обучения и воспитания (Т. Кун).
Педагогическая поддержка — 1. принцип гуманистически ориентированного образования, педагогическое кредо людей, работающих с детьми; 2. способ организации взаимодействия педагога пучащихся по выявлению, анализу реальных и потенциальных проблем и проектированию возможного выхода из них(Н. Н. Михайлова, С. М. Юс-фин). Назначение П. п. — стимулирование проявлений активности ребенка, его собственных усилий во имя построения своей жизни. Виды П. п. — соучастие, сопереживание, инициирование, принятие, помощь, сопровождение и др.
Педагогическая помощь — система мер, направленных на содействие учащимся в преодолении трудностей, возникающих у них в процессе обучения и общения. П. п. — гуманистическое ядро педагогической деятельности, средство практического приложения теории личностно ориентированного образования, направленного на развитие у учащихся субъектных новообразований, активности, самостоятельности, инициативы, творчества, рефлексивности и др.
Педагогическое сопровождение ученика — постоянное взаимодействие с ребенком с целью оказания ему содействия в личностном росте и самостоятельном преодолении возрастных, учебных и личностных затруднений. Оно организуется на основе реализации идей развивающего взаимодействия субъектов обучения и воспитания, педагогики сотрудничества, педагогической помощи и поддержки. Содержание деятельности педагога включает диагностирование существа возникшей проблемы, информирование о проблеме и возможных путях ее решения, консультирование на этапе принятия решения и выработки плана его реализации, оказание первичной помощи на этапе реализации плана решения.
Полипарадигмальность — представление о множестве парадигм, положенных в основу современного образования, среди которых одна или несколько могут сыграть ведущую, системообразующую роль (например, гуманистическая). Риск педагогический — 1. возможность, большая вероятность неблагоприятного исхода педагогических усилий ввиду действия негативных факторов; 2. компонент профессиональной деятельности педагога, атрибут его творческого поиска. Р. оправдан лишь при условии точного, безошибочного педагогического расчета, учета особенностей конкретной ситуации, предвидения негативных последствий принятых педагогических решений. Стратегия развития образования — определение и реализация перспективных целей и средств развития образовательной системы.
Стратегия обучения — Основанный на прогнозе общий план (программа) совместных действий учителя и ученика, определяющих ближайшую перспективу его интеллектуального и личностного развития в процессе индивидуального изучения выбранного им предмета или какой-либо предметной области при поддержке комплекса дидактических средств и оказании психолого-педагогической помощи.
Тактика — совокупность средств и приемов для достижения целей образования.
Технология педагогическая — алгоритмизированная последовательность педагогических действий (процедур), гарантированно обеспечивающая достижение запланированных образовательных результатов.
Экспериментальная площадка —- .1. экспериментальное образовательное учреждение; 2. звание (статус), присваиваемое образовательным учреждениям, ведущим серьезную экспериментальную работу.
Экспериментальная школа — образовательное учреждение, осуществляющее практическую проверку эффективности теоретически найденных решений какой-либо педагогической проблемы.
|