Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Введение. Коммерческое право РоссииКоммерческое право России Пугинский Борис Иванович — доктор юридических наук, профессор, заведующий кафедрой коммерческого права МГУ им. М.В. Ломоносова В учебнике в систематизированном виде изложены основные проблемы российского коммерческого права: особенности правовой отрасли, отличительные черты предмета регулирования, развитие структуры и инфраструктуры товарного рынка как условия осуществления коммерческой деятельности. Значительное внимание уделено рассмотрению системы торговых договоров и применению договора как главного регулятора торгового оборота и экономики в целом. С учетом отраслевого общедозволительного метода регулирования, присущего коммерческому праву, вместо комментирования норм и институтов предпочтение уделено показу ценного практического опыта правовой деятельности в торговой сфере. Учебник написан в соответствии с современными требованиями, предъявляемыми к учебной литературе, и Государственным стандартом высшего юридического образования. Учебник предназначен для студентов, аспирантов, преподавателей юридических вузов. Может быть рекомендован руководителям и специалистам коммерческих организаций, сотрудникам государственных и муниципальных органов. Содержание Введение. 6 Принятые сокращения. 9 Программа учебной дисциплины «Коммерческое право». 10 1. Организационно-методологический раздел. 11 2. Содержание дисциплины.. 12 Раздел I. Общие положения. 12 Тема 1. Коммерческое право как учебная дисциплина. 12 Тема 2. Коммерческое право — отрасль частного права. 12 Тема 3. Торговое законодательство. 13 Тема 4. Задачи и содержание науки коммерческого права. 14 Раздел II. Общие положения коммерческого права. 14 Тема 5. Участники коммерческой деятельности. 14 Тема 6. Объекты торгового оборота и способы их индивидуализации. 15 Тема 7. Регулирование обращения отдельных видов товаров. 15 Тема 8. Правовое содействие развитию структуры и инфраструктуры товарного рынка 16 Тема 9. Конкуренция в товарном обращении. 16 Раздел III. Договоры в товарном обращении. 17 Тема 10. Система договоров коммерческого права. 17 Тема 11. Заключение торговых договоров. 18 Тема 12. Изменение условий и расторжение договоров. 19 Тема 13. Видовые различия договоров на реализацию товаров. 19 Тема 14. Структура договорных связей. 20 Тема 15. Применение договора для улучшения ассортимента и качества товаров 21 Тема 16. Место и сроки исполнения договора на реализацию товара. 22 Тема 17. Регулирование доставки товаров. 23 Тема 18. Определение цены товара и порядка расчетов. 23 Тема 19. Посреднические договоры в торговле. 24 Тема 20. Договоры, содействующие торговле. 25 Тема 21. Организационные договоры в торговом обороте. 26 Тема 22. Ответственность за нарушение торговых договоров. 27 Раздел IV. Послеторговые отношения. 27 Тема 23. Приемка товаров по количеству и качеству. Экспертиза качества 27 Тема 24. Возврат и повторное использование тары.. 28 Тема 25. Претензии и рекламации. 28 Тема 26. Государственный контроль за соблюдением правил торговой деятельности 29 3. Рекомендуемые темы курсовых и дипломных работ. 30 Глава 1. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА КУРСА КОММЕРЧЕСКОГО ПРАВА.. 33 1.1. Понятие коммерции и коммерческого права. 33 1.2. Коммерческое право как наука и как учебная дисциплина. 34 1.3. Предмет регулирования коммерческого права. 37 1.4. Содержание курса коммерческого права. 39 1.5. Соотношение со смежными юридическими и иными дисциплинами. 40 Литература. 42 Глава 2. ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТОРГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 43 2.1. История развития торгового права. 43 2.2. Современные тенденции развития торгового права. 44 2.3. Проблема дуализма частного права. 49 2.4. Становление торгового права России. 50 2.5. Характеристика современного торгового законодательства России. 52 2.6. Задачи кодификации российского торгового законодательства. 54 Литература. 58 Глава 3. СУБЪЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 59 3.1. Понятие участников торговой деятельности. 59 3.2. Виды субъектов коммерческого права. 60 3.3. Организаторы товарного рынка. 63 3.4. Оптовые торговые и посреднические организации. 66 3.5. Основания выбора видов организаций. 69 Литература. 73 Глава 4. ОБЪЕКТЫ ТОРГОВОГО ПРАВА.. 74 4.1. Понятие объектов торгового права. 74 4.2. Виды объектов торгового права. 75 4.3. Классификация товаров. 80 4.4. Правовой режим товаров. 81 4.5. Способы обособления товаров. 84 Литература. 86 Глава 5. ФОРМИРОВАНИЕ СТРУКТУРЫ И ИНФРАСТРУКТУРЫ ТОВАРНОГО РЫНКА.. 87 5.1. Понятие товарного рынка и его структуры.. 87 5.2. Пути развития структуры рынка. 88 5.3. Особенности развития субъектов — организаторов рынка. 93 5.4. Формирование инфраструктуры рынка. 97 Литература. 99 Глава 6. КОНКУРЕНЦИЯ В КОММЕРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 100 6.1. Понятие и социально-экономическая роль конкуренции. 100 6.2. Способы создания конкурентной среды.. 101 6.3. Защита конкуренции. 105 Литература. 108 Глава 7. ДОГОВОРЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ТОРГОВЫЙ ОБОРОТ. 109 7.1. Сущность договора. 109 7.2. Отличительные черты коммерческих договоров. 111 7.3. Классификация коммерческих договоров. 113 7.4. Составные обязательства. 115 Литература. 117 Глава 8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ, ИЗМЕНЕНИЕ И РАСТОРЖЕНИЕ ТОРГОВЫХ ДОГОВОРОВ 118 8.1. Правовое регулирование заключения договоров. 118 8.2. Способы заключения торговых договоров. 122 8.3. Заключение договоров в сети Интернет. 129 8.4. Изменение и расторжение договоров. 132 Литература. 137 Глава 9. ДОГОВОРЫ НА РЕАЛИЗАЦИЮ ТОВАРОВ.. 138 9.1. Оптовая торговля и обеспечение интересов потребителей. 138 9.2. Договор оптовой купли-продажи. 141 9.3. Купля-продажа и поставка. 144 9.4. Договор контрактации сельскохозяйственной продукции. 148 9.5. Поставка для государственных нужд. 150 Литература. 152 Глава 10. СТРУКТУРА ДОГОВОРНЫХ СВЯЗЕЙ.. 152 10.1. Сущность и виды договорных связей. 152 10.2. Выбор структуры реализационных связей. 154 10.3. Особенности отдельных видов связей. 157 Литература. 160 Глава 11. ВЫРАБОТКА УСЛОВИЙ ТОРГОВЫХ ДОГОВОРОВ.. 161 11.1. Порядок определения условий договоров. 161 11.2. Предмет договора, ассортимент, сроки и порядок отгрузки. 163 11.3. Определение качества товаров. 172 11.4. Условия о цене и способе расчетов. 180 Литература. 189 Глава 12. ПОСРЕДНИЧЕСКИЕ ДОГОВОРЫ В ТОРГОВЛЕ. 189 12.1. Торговое посредничество и представительство. 189 12.2. Правовое регулирование посредничества и представительства. 191 12.3. Договор коммерческой комиссии. 193 12.4. Коммерческое поручение и агентирование. 199 12.5. Другие виды посреднических договоров. 205 Литература. 207 Глава 13. ДОГОВОРЫ, СОДЕЙСТВУЮЩИЕ ТОРГОВЛЕ. 208 13.1. Виды договоров, содействующих торговле. 208 13.2. Договоры на проведение маркетинговых исследований. 208 13.3. Договоры на распространение рекламы и на передачу информации 212 13.4. Договоры хранения товаров. Договоры страхования. 220 13.5. Договор коммерческой франшизы.. 225 13.6. Договор транспортной экспедиции. 229 Литература. 231 Глава 14. РЕГУЛИРОВАНИЕ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ.. 232 14.1. Определение условий перевозки. 232 14.2. Согласование объемов и организации перевозок. 234 14.3. Договор перевозки грузов. 237 14.4. Ответственность транспортных организаций. 243 Литература. 244 Глава 15. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ДОГОВОРЫ В ТОРГОВОМ ОБОРОТЕ 245 15.1. Сущность организационных договоров. 245 15.2. Основные виды организационных договоров. 247 15.3. Особенности отдельных организационных договоров. 249 Литература. 252 Глава 16. ИМУЩЕСТВЕННАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В ТОРГОВОМ ОБОРОТЕ 252 16.1. Сущность ответственности. 252 16.2. Виды ответственности. 256 16.3. Условия применения ответственности. 260 16.4. Основания освобождения от ответственности. 262 Литература. 265 Глава 17. ПРИЕМКА ТОВАРОВ И ЭКСПЕРТИЗА ИХ КАЧЕСТВА.. 266 17.1. Правовое регулирование приемки товаров. 266 17.2. Порядок приемки во внутреннем обороте. 268 17.3. Приемка импортных товаров. 274 17.4. Экспертиза качества товаров. 276 Литература. 277
Введение Коммерческой право — одна из новых дисциплин для современного российского правоведения. Его преподавание было возобновлено в России после длительного перерыва в 1992 г. на юридическом факультете МГУ им. М.В. Ломоносова. Одной из первых работ в этом направлении стал учебник «Коммерческое право России», опубликованный в 1999 г. Настоящая книга представляет собой новое издание этого учебника, дополненное и существенно переработанное с учетом изменений законодательства, наработок активно развивающейся теории коммерческого права и накопленного опыта преподавания. В России обучение коммерческому праву велось уже со второй половины XIX в. В соответствии с императорским Уставом университетов 1884 г. в каждом университете были образованы кафедры торгового права. Эта мера резко усилила внимание правовой науки и образования к вопросам правового регулирования торгового оборота, способствовала расширению подготовки юридических кадров для этой сферы экономики. После революции 1917 г. преподавание торгового права было прекращено, а само понятие торгового права изъято из употребления. Сделано это было по идейным соображениям, поскольку марксистская доктрина провозглашала отказ от частной собственности, отвергала использование товарно-денежных отношений. Данная теория оказалась очередной утопией, которыми наполнена история политических учений. В связи с изменением экономического строя возникла необходимость построения в России нормальных рыночных отношений. Этот важный процесс потребовал своего научного и кадрового обеспечения. Согласно утвержденному Министерством образования РФ стандарту изучение коммерческого права в настоящее время предусмотрено во всех юридических вузах и на юридических факультетах. Стали издаваться различные учебники по коммерческому праву. Не все они равноценны по качеству и полноте изложения материала, однако уже можно говорить об обеспеченности студентов учебной литературой. Все чаще появляются научные труды по коммерческому праву. Чтение этой литературы полезно для освоения проблематики коммерческого права. В странах Запада более трех столетий наряду с гражданским преподается коммерческое право. Существует мощное научное обеспечение торговой деятельности, в огромных количествах издается учебная и методическая литература. В последнее десятилетие на русский язык переведено несколько интересных книг, написанных зарубежными коммерциалистами. Однако надо учитывать, что западное торговое законодательство и правовая наука отражают особенности торговой деятельности в условиях развитого товарного рынка. В России же товарный рынок только формируется. Поэтому переводная литература может использоваться нашими юристами с соответствующими коррективами. Представленный курс по основным идеям, направленности и содержанию носит самостоятельный характер, является авторским. Это связано со следующими обстоятельствами. Нашим юристам приходится действовать в совершенно особой обстановке: во-первых, разрушен единый народнохозяйственный комплекс, звенья которого были жестко связаны административно-плановыми регуляторами, и, во-вторых, пока малоуспешны попытки создать рыночный уклад экономики. Это уникальная, не имеющая аналогов ситуация, причем, по-видимому, долгосрочная. В силу названных обстоятельств коммерческое право в России — это не возобновление или реконструкция прежнего торгового права после 80-летнего перерыва. Это новая дисциплина, формирующаяся на новых принципах, с новым содержанием и даже с изменившимся названием. Причем имеется необходимость с учетом объективного процесса развития торговли и экономики в целом периодически вносить соответствующие изменения в содержание излагаемого материала. Высока значимость коммерческого права для решения стратегической задачи построения рыночных отношений в стране, определения целей и методов деятельности различных хозяйственных и управленческих структур в этом направлении. На обломках обнаружившей свою неэффективность социалистической системы хозяйства предстоит создать современный рыночный уклад, что невозможно без конкретных мер, которые должны осуществлять законодатель, органы управления и — главное — руководители и юридические службы фирм, чтобы производить необходимые товары и успешно сбывать их, эффективно налаживать договорно-хозяйственные связи. В настоящем курсе подробно разбираются эти вопросы. Имеется также необходимость в систематизированном виде изложить правовое регулирование торгового оборота. Само по себе это не простое дело. Трудности здесь не только в традиционной для России множественности нормативных актов и низком их качестве. Основная беда — бессистемность, отсутствие единых подходов и целостной последовательно проводимой концепции. В курсе дается по мере возможности обобщенное представление об отечественном торговом праве. Обращая внимание на просчеты в законодательстве, регулирующем торгово-предпринимательскую деятельность, а главное — на серьезнейшие их отрицательные последствия для страны, автор обосновывает необходимость системного решения соответствующих вопросов в кодифицированном акте типа Торгового кодекса России. Десятилетний период применения ГК, на который возлагались большие надежды, наглядно выявил существенную неполноту и дефектность решения в нем многих первостепенных задач, начиная от способов заключения договоров и заканчивая мерами ответственности. На данном этапе представляется важным привлечь внимание общества к этим проблемам, инициировать их активную теоретическую разработку для достижения позитивных изменений в российской экономике, улучшения жизни населения. Излагаемый курс призван решить ещё одну немаловажную задачу. В настоящее время основное требование к юристу предъявляется на конкретное знание, на умение правовыми средствами решать практические проблемы. Поэтому в курсе наряду с изложением теории каждого вопроса, знание которой необходимо для квалифицированного подхода и принятия решений, предлагаются также практические рекомендации, освещается положительный опыт. В соответствии с требованиями, предъявляемыми к современной учебной литературе, в состав книги включена подготовленная автором программа курса «Коммерческое право», с учетом которой написан и сам учебник. Для проведения практический (семинарских) занятий и иных видов учебной и методической работы по изучению коммерческого права целесообразно использовать также подготовленный авторским коллективом кафедры коммерческого права юридического факультета МГУ «Практикум по коммерческому праву» под ред. проф. Б.И. Пугинского (М., 2005) и пособие «Коммерческое право. Нормативные акты» (состав. канд. юрид. наук Г.Б. Леонова. М., 2002). В них наряду с материалами, необходимыми для проведения аудиторной и внеаудиторной работы по коммерческому праву, включена примерная тематика курсовых и дипломных работ по данной дисциплине.
|