Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Тема 6. Развитие высшего педагогического образования в России в первой половине XX векаПосле Октябрьской социалистической революции Советское правительство уже в первых своих декретах наметило конкретную программу действий по борьбе с неграмотностью и бескультурьем, за всеобщее образование и коммунистическое воспитание подрастающего поколения. Государство взяло курс на максимальное развертывание подготовки и переподготовки преподавательских кадров, на развитие педагогического образования. Существовала острая нехватка учителей, и прежде всего учителей начальных школ. Стоял вопрос о привлечении учителей на сторону советской власти.- Создан первый руководящий орган в области просвещения Государственная комиссия по народному просвещению. Одновременно с привлечением старого учительства предпринимаются усилия по выращиванию молодых специалистов -- «красных советских педагогов». Принципы народного образования получили отражение в следующих документах: • декрет Совнаркома от 2 августа 1918 г. «О правилах приема в высшие учебные заведения», в котором отменялась плата за обучение и провозглашалось, что высшие учебные заведения открыты для всех, без различия пола; • декрет Совнаркома от 30 мая 1918 г. «Об объединении учебных и образовательных учреждений и заведений всех ведомств в ведомстве Народного Комиссариата по просвещению». • декрет Совнаркома РСФСР 26 июня 1918 г. «Положение об организаци] дела народного образования в Российской Республике». • постановление Совнаркома от 2 августа 1918 г. «О преимущественнол приеме в высшие учебные заведения представителей пролетариата и беднейшеп крестьянства»; • декрет ВЦИК от 16 октября 1918 г. «Положение о единой трудовое школе» и др. Документами, определявшими новые цели и задачи советского учительстве и школы, явились «Положение о единой трудовой школе» и опубликованная одновременно с ним «Декларация о единой трудовой школе», подписанна5 А.В.Луначарским. Летом 1918 г. во всех губерниях было организовано большое количество различных педагогических курсов и намечено в последующие три-четыре года охватить всех учителей краткосрочными курсами. В каждой губернии стали организовываться показательные школы. Учителя командировались в высшие учебные заведения для усовершенствования в области общеобразовательных и педагогических наук. Под руководством заместителя наркома просвещения М.Н.Покровского в 1921 г. был создан Институт красной профессуры. Многие выпускники этого института работали в педагогических вузах. Во главе учреждений педагогического образования в первые годы революции шли университеты. В январе 1919 г. Совет Народных Комиссаров принял решение о создании в стране шести новых университетов. По инициативе Нарком-просса РСФСР была разработана и осуществлена целая программа мер по подготовке учительства в специальных педагогических учебных заведениях. На первом Всероссийском съезде по просвещению, состоявшемся в конце августа 1918 г., М.Н.Покровский выступил с докладом о реформе высшего образования, П.Н.Лепешинский - об основных принципах строительства высшей школы, К.Н.Левин - о подготовке учителей. Государственная комиссия по просвещению утвердила новый устав педагогических институтов, статья первая ког торого гласила, что педагогические институты суть высшие автономные учебные заведения, имеющие целью дать педагогическую и научную подготовку лицам, желающим посвятить себя педагогической деятельности и единой трудовой школе. Указывалось, что институты находятся в непосредственном ведении Нарком-проса. После ликвидации институтов народного образования и практических институтов высшее педагогическое образование стали давать в основном два типа учебных заведений - педагогические институты и педагогические факультеты государственных университетов. Пединституты до 1930 г. строили свою работу на основе «Положения о высших учебных заведениях» от 2 сентября 1921 г., а затем положения о вузах, утвержденного совнарком РСФСР 3 июля 1922. Итак, в конце 20-х годов система педагогического образования СССР включала следующие типы учебных заведений: 1) средние педагогические учебные заведения: педтехникумы со школьными, дошольными и политико-просветительными отделениями; 2) высшие педагогические учебные заведения: пединституты и педфаки университетов; 3) педагогические курсы: высшие и обычные краткосрочные. Первые создавались при технических, сельскохозяйственных и социально-экономических институтах, вторые - при средних специальных учебных заведениях и при других учреждениях системы просвещения; 4) педагогические классы в школах II ступени. В 1930 г. проведена реформа в управлении высшим образованием. В 1930-31 гг. все педфаки университетов реорганизуются в пединституты. А педагогические институты в соответствии с решением совещания ректоров педвузов разделяются на три группы: • Агропедагогические, готовившие учителей для школ крестьянской молодежи (ШКМ) и сельских девятилеток; • Индустриально-педагогические, готовившие учителей для фабрично-заводских семилеток (ФЗС) и городских средних учебных; • Психолого-педагогические, готовившие преподавателей педагогических дисциплин для техникумов, рабфаков, школ ФЗУ, дефектологов, работников по охране детства, инспекторов. В 1932 г. принято новое положение о пединститутах, в составе которых созданы дневные и вечерние отделения, а также заочно-курсовые секторы. С разрешения народных комиссаров просвещения союзных республик в пединститутах могли создаваться научно-исследовательские центры. Так называемее агропедин-ституты и индустриально-педагогические институты были вновь преобразованы в обычные пединституты с четырехгодичным сроком обучения. В 1934-1935 гг. в связи с введением всеобщего семилетнего обучения и острой нуждой в кадрах для неполных средних школ в стране были организованы учительские институты. Военная обстановка потребовала внесения корректив в планы, программы и и во всю организацию работы учебных заведений. Следует обратить внимание, что в тяжелых условиях было приложено максимум усилий для сохранения и укрепления системы педагогического образования в стране. Внесены изменения в области заочного обучения в стране. Для восполнения педагогических кадров проводилась организация 6-10 месячных курсов, факультативная подготовка учителей начальных классов из числа учащихся десятых классов средней школы и т.д. В 1943 г. организована Академия педагогических наук РСФСР, законспектируйте соответствующее постановление. При подготовке данных тем проработать литературу: 1. Народное образование в СССР / Под ред. М.А.Прокофьева и др. - М., 1967. 2. Паначин Ф.Г. Педагогическое образование в СССР. Важнейшие этапы истории и современное состояние. -М.: Педагогика, 1975. 3. Цирульников А.М. История образования в портретах и документах: Учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений. - М.ВЛАДОС, 2000.
|