Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности зарубинецкого субстрата славянУже во второй половине I в. до н.э. пшеворское население догерманского периода начинает продвигаться в юго-восточном направлении: памятники пшеворской культуры распространяются на верхнем Днестре и в западноволынских землях. В середине I в. н.э. пшеворское население этих регионов смешивается с зарубинецкими и липицкими племенами, в результате образуется особая культурная группа — волыно-подольская (вторая половина I — II в. н.э.). Она характеризуется сочетанием характерной пшеворской керамики раннеримского времени с лепными горшками, мисками и дисками-сковородками, свойственными зарубинецким древностям, а также гончарной и лепной посудой, обычной для липицкой культуры. Вхождению населения зарубинецкой культуры в состав славянского этноса способствует то, что образовались зарубинецкие племена примерно в тот же период, что и славяне-пшеворцы и возможно по причине переселения тех же восточных кельтов. Анализ материалов наиболее ранних погребений из зарубинецких могильников Припятского Полесья показывает, что формирование рассматриваемой культуры здесь было в основном результатом расселения среди скифского населения пришлых групп из Повисленья с территории лужицко-подклешевой культуры. Скифское население этого региона в своей основной массе вошло в состав зарубинецкого. Зарубинецкая культура в Среднем Поднепровье не могла быть результатом простого эволюционного развития местных древностей, так как произошла смена погребальной обрядности и возник ряд новых элементов культуры. Верхнеднепровский регион зарубинецкой культуры в предшествующее время был занят племенами милоградской культуры, одной из периферийных групп балтов. Некоторая преемственность, наблюдаемая между милоградской культурой и зарубинецкими древностями этого региона, также указывает на то, что аборигенное население в процессе становления новой культуры смешалось с пришельцами. Импульсом перемещения отдельных групп населения из Повисленья в Днепровский регион несомненно послужила экспансия восточных кельтов. Кельтское культурное проникновение в период формирования зарубинецкой культуры достигло днепровских земель. Здесь выявлены не только отдельные находки кельтских бронзовых украшений и предметов личного убора, но и комплексы, прямо свидетельствующие о проникновении далеко на восток отдельных небольших групп кельтского населения. Все зарубинецкие могильники бескурганные. Господствовал обряд кремации умерших. Трупосожжения осуществлялись несколько в стороне от могильника; остатки кремации собирались и ссыпались прямо на дно могильной ямы или помещались в глиняные сосуды-урны, которые ставились в ямы. Большинство поселений состояло из 7—12 жилищ, но известны и более крупные селения. В среднеднепровском регионе около половины исследованных захоронений содержали кости домашних животных (свиньи, овцы, коровы) — остатки положенной в могилы ритуальной пищи. Это наследие ритуала местного скифского населения. В V— III вв. до н.э. в Среднем Поднепровье напутственная пища помещалась скифами почти во все могилы. В среднеднепровском регионе нередкими находками были также конические крышки, оканчивающиеся высокой полой ручкой. Подобные крышки имели хождение среди скифского населения в IV—III вв. до н.э. Основой экономики населения рассматриваемой культуры было земледелие, на что указывает и тяготение поселений к наиболее плодородным участкам, и находки серпов, зернотерок, а также обнаружение отпечатков злаковых растений. Нужно полагать, что почвы обрабатывались деревянными ралами простейшего устройства. Подобные рала найдены и в некоторых местах Поднепровья и все они относятся к скифской культуре. В кузнечном деле использовалось низкосортное кричное железо. В южных районах Среднего Поднепровья кузнецы знали сталь. Как полагают специалисты, ее получение восходит к скифскому ремеслу. В этом же регионе выявлены технологические приемы («пакетирование» изделий, цементация лезвий с последующей закалкой), свидетельствующие о восприятии зарубинецкими кузнецами кельтской (латенской) железообработки. Еще в I в. до н.э. в жизни зарубинецкого населения Среднего Поднепровья происходят заметные перемены, вызванные экспансией сарматов в западном направлении. Укрепления раннее функционировавших городищ усиливаются (Пилипенкова Гора, Монастырек), возникают новые (Бабина Гора, Ходосовка и др.). Часть населения перемещается в труднодоступные места, а крупные массы его уходят в глухие районы Подесенья и на Южный Буг. В глиняной посуде ряда поселений проявляются отчетливые пшеворские особенности, получают хождение среднеевропейские фибулы. Появление новых элементов может быть объяснено только притоком сюда пришлых групп населения из пшеворского ареала. При этом наблюдаются и другие изменения — меняется топография поселений и характер домостроительства, прекращают функционировать прежние могильники. На смену характерной зарубинецкой керамике распространяются грубые лепные сосуды, среди которых немалую часть составляют формы, свойственные пшеворской культуре. Классическая зарубинецкая культура в Среднем Поднепровье, таким образом, прекращает свое развитие, формируются новые культурные группы, именуемые в археологической литературе позднезарубинецкими. В верхней части бассейна Южного Буга, зарубинецкое население появилось в I в. до н.э. В середине I в. н.э. число зарубинецких поселений здесь заметно увеличивается. Изменяется и облик культуры, что было обусловлено, инфильтрацией в этот регион населения пшеворской культуры. Формы лощеной и грубой посуды Побужья продолжают традиции керамики среднеднепровского варианта классической зарубинецкой культуры. Однако весьма распространенные сосуды баночных форм бесспорно имели пшеворское происхождение. В середине I в. н.э. зарубинецкое население, не смешавшееся с пришлым пшеворским, полностью покидает Припятское Полесье. Уход зарубинецкого населения с Припяти связан с движением в восточном направлении пшеворского населения. Переселялись носители зарубинецкой культуры в основном на северо-восток, преимущественно в бассейн Десны. В Брянском Подесенье носители зарубинецкой культуры впервые появились в I в. до н.э. Здесь они расселились среди племен юхновской культуры, принадлежащих к днепровской группе балтов. В первое время в культуре деснинских памятников пришлые элементы сочетались с юхновскими В конце I в. н.э. археология фиксирует в Брянском Подесенье новый крупный приток зарубинецкого населения. Заметно увеличивается число поселений, отмечается значительный рост их размеров (площади селищ достигают 15—20 тысяч кв.м). Приток новых групп населения исходил в основном из Припятского Полесья и был довольно мощным. В южных регионах Поднепровья и на Южном Буге зарубинецкое население и его потомки в значительной степени смешались с пшеворским. Итак, катализатором появления зарубинецкой культуры также как и пшеворской стало переселение в этот регион кельтов на рубеже III и II в. до н.э. Кроме того на территорию зарубинецкой культуры в I в. до н.э стали активно переселяться пшеворские племена догерманского времени, находящиеся в стадии формирования первых славян из восточных кельтов и лужичан. Таким образом, примерно в одно и то же время (II- I в. до н.э.) началось формирование пшеворцев из кельтов и лужичан и племен зарубинецкой культуры из кельтов, лужичан, балтов и скифов. Общность славянских племен пшеворской культуры и нового образования зарубинецкой культуры привело к их полному смешению во II в. н.э. На Певтингеровой таблице — карте мира,восходящей к позднеримскому времени (III в. н.э.), — венеды обозначены в двух местах: в верховьях Вислы и Днестра и между Дунаем и Днестром. Надпись на карте «венеды» между Днестром и Дунаем говорит о перемещении к III в. н.э. части славян-венедов на юг от прежнего региона их расселения.
|