Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Эпическая и лирическая позиция исполнителя ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 По-видимому, основным определяющим моментом для разграничивания литературного и музыкального материала между филармонической и эстрадной сферой концертного творчества следует считать эпичность или лиричность авторской, а вслед за ней и исполнительской позиции и соответственные этим позициям стилевые особенности литературного и музыкального языка. силами старается укрыть от посторонних, перебороть желание высказать свои собственные мысли и чувства. Лирика, наоборот, основывается на активном выявлении личных позиций, размышлений, чувствований героя, обращая тем самым его рассказы в монологи-исповеди. Поскольку словесная или музыкальная эпическая повествовательность, описательность воспринимается публикой главным образом на слух, аудитория здесь, как правило, является аудиторией слушателей. При восприятии же лирических произведений публика, естественно, заинтересовывается личностью, образом исполнителя, «присваивающего» себе личностные качества, позиции, мысли и чувства автора. Поэтому аудитория, воспринимающая лирические произведения, становится аудиторией слушающих зрителей. Стилевые особенности эпически-повествовательного языка в филармонических жанрах заключаются в высокой организации речи (словесной, музыкальной, пластической) с использованием всех, ставших классическими, языковых достижений. Эпос широко пользуется литературными тропами, соблюдает чистоту стиля и жанра, музыка может основываться на достаточно сложных, но чаще всего проверенных временем мелодических и гармонических приемах; балет использует классический арсенал пластики. Лирические, эстрадные жанры смелее нарушают сложившиеся каноны, отступая от общепринятого и «узаконенного»: ведь что ни человек, что ни автор (читай — исполнитель), то свое лицо, своя индивидуальность, свои неповторимые черты характера, своя лексика, даже свои ошибки и странности. Но именно это и способствует выявлению характера исполнителя, его личной позиции, субъективизма, а следовательно, и лиризма произведения.. Разговорность языка, а не литературная образцовая речь лежит в основе лирики, и поэтому зачастую фольклорная стихия здесь определяет многое. В классовом обществе эпические (филармонические) жанры концертного искусства, как уже говорилось выше, были прерогативой слоев населения, заранее подготовленных к их восприятию, владеющих высшими формами языка — литературного, музыкального, пластического. Такого рода публика и являлась слушателями филармонических концертов в дореволюционное время. Легко доступные пониманию, легко воспринимаемые лирические жанры, близкие к народному творчеству, издавна звучали в концертных выступлениях на ярмарках и гуляньях, в балаганах и цирках, где зрителями были люди, более сложным языком не владеющие. Именно были зрителями, поскольку зримое воспринималось народными массами легче, чем слышимое. Песню часто «играли», а не пели, совмещая словесную сторону с пластически-игровой. Среди танцевальных выступлений преобладали пляски сюжетные, насыщенные определенной драматургией. Лирические романсы тяготели к романсам «жестоким», слушая которые можно было следить за сюжетом и по поводу отдельных моментов вдосталь «переживать». Таким образом, следует сделать вывод о том, что к филармоническим концертным жанрам относятся исполняемые произведения эпического и лиро-эпического родов искусства. Лирические произведения, не требующие особой подготовки для их восприятия, «говорящие» со зрителем главным образом языком чувств и простым, всем понятным словесно-музыкальным языком, относятся к эстрадным концертным жанрам. Еще короче: эпос и лирико-эпические жанры соответствуют филармоническому концертному искусству, лирика — искусству концертной эстрады.
|