Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
И начинает понемногуМоя Татьяна понимать Теперь яснее ¾ слава богу ¾ Того, по ком она вздыхать Осуждена судьбою властной; Чудак печальный и опасный, Созданье ада иль небес, Сей ангел, сей надменный бес, Что ж он? Ужели подражанье, Ничтожный призрак, иль еще Москвич в Гарольдовом плаще... (А. Пушкин) Когда в товарищах согласья нет, На лад их дело не пойдет. (И. Крылов) 129. Укажите, какой звук, [о] или [э], произносится под ударением в приведенных ниже словах. Отметьте допустимые варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику. Акушер, атлет, афера, безнадежный, белесый, блеклый, бытие, гололед, гололедица, гренадер, грубошерстный, дебелый, длинношерстный, дрема, желчный, желчь, истекший, маневр, планер, поблекнуть, холеный, шлем. 130.Дайте нормативно-стилистическую характеристику следующих произносительных вариантов: Озлобленный ¾ озлобленный, новорожденный ¾ новорождённый, нагруженный ¾ нагружённый, осведомленный ¾ осведомлённый, проведенный ¾ проведённый, углубленный ¾ углублённый, разгромленный ¾ разгромлённый, разгруженный ¾ разгружённый, раздробленный ¾ раздроблённый, обделенный ¾ обделённый, напоенный ¾ напоённый, настороженный ¾ насторожённый, одновременный ¾ одновременный, недосоленный ¾ недосоленный, новоиспеченный ¾ новоиспечённый, обыденный ¾ обыдённый, первоочередной ¾ первоочерёдный. 131.Укажите в произношении приведенных ниже слов допустимые варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику. 1) Конечно, скучно, яичница, пустячный, скворечник, прачечная, горчичный, подсвечник, нарочно, Ильинична, Саввична, булочная, молочный, копеечный, порядочный, двоечник, сливочный, подсолнечный, конечный, маскировочный. 2) Доносчик, подписчик, заказчик, рассказчик, грузчик; счастье, считать; исчерпать, расчистить, бесчеловечный; мужчина, перебежчик. 3) Вожжи, визжать, позже, жужжать, разжать, безжалостный, изжога, сжег, разжирел. 4) Почта, мечта, прочту, уничтожить, ни за что, чтобы, ничто, нечто. 132.Прочитайте данные ниже слова, соблюдая орфоэпические нормы. Укажите, совпадает ли произношение согласных в конце русских и соответствующих им белорусских слов. Семь, восемь, дробь, степь, голубь, сыпь, полынь, пыль, зверь, дичь, печь, снег, берег, луг, бог. 133.Какие отклонения от литературных норм в произношении русских согласных наблюдаются в условиях белорусско-русского билингвизма? Приведите примеры. 134.Исправьте ошибки в звуковом составе следующих слов: инциндент, биллютенъ, прецендент, константировать, компентентный, компроментироватъ, скурпулёзный, друшлаг, явства. 135.Укажите, как произносится в приведенных ниже словах согласный перед е. При наличии вариантов дайте их нормативно-стилистическую характеристику. Образец выполнения задания: анемия [н'э], антитеза [тэ и допустимо т'э], депо [д'э, устаревает дэ]. Аннексия, агрессор, альтернатива, апартеид, атеист, бандероль, бассейн, берет, бизнес, бифштекс, гантели, дебаты, дегенерат, деградация, дезорганизация, декан, деквалификация, демаскировать, демилитаризация, демобилизация, дефект, дефис, дефицит, деформировать, интенсивно, интервал, интервент, кодекс, конденсация, корректный, музей, нетто, Одесса, пионер, пюре, резерв, резервуар, рейс, реквием, реле, сессия, тезис, темп, тенденция, теннис, тире, тоннель, фонема. Определите тенденцию в развитии нормы произношения согласных перед е в иноязычных словах. 136.Поставьте ударение в данных словах. Чем можно объяснить отступление в речи от современных акцентологических норм? Километр, дециметр, миллиметр, сантиметр; аэрометр, дозиметр, спидометр. Диалог, каталог, монолог, мартиролог, некролог; этимолог, мифолог, лексиколог. Бензопровод, газопровод, мусоропровод, электропровод. 137. Сопоставьте акцентологические варианты, определите, в каком направлении происходит изменение литературной нормы и чем оно обусловлено. Искриться ¾ искрúться, вúхриться ¾ вихрúться, кéдровый ¾ кедрóвый, тúгровый ¾ тигрóвый, тóрмозный ¾ тормознóй. 138.Отметьте среди приведенных ниже слов а) равноправные акцентологические варианты и б) допустимые (разговорные), профессиональные, просторечные, устаревшие или устаревающие варианты. Агония, апоплексия, асимметрия, атомный, баржа, гренки, договор, заговор, иначе, индустрия, инсульт, искра, комплексный, кулинария, мельком, металлургия, мышление, пережитый, петля, пимы, ракурс, рапорт, ржаветь, творог, тефтели, феномен, ханжество, шасси. 139.Прочитайте данные слова, соблюдая нормы современной русской акцентологии. Укажите причины отступлений от принятых норм в речевой практике. Алфавит, арест, аристократия, афиняне, бюрократия, диспансер, документ, квартал, кремень, ломоть, магазин, мастерски, медикамент, мизерный, наверное, надолго, облегчить, осведомить, отчасти, плесневеть, приговор, приданое, процент, свекла, силос, сироты, статуя, стенография, столяр, таможня, усугубить, ходатайство, хозяева, цемент, центнер, черпать, щавель, эксперт. 140.Укажите акцентологические варианты и дайте их нормативно-стилистическую характеристику. Вычисление, назначение, намерение, изобретение, обнаружение, обеспечение, опошление, плавление, сосредоточение, упрочение. Маркировать, маршировать, маскировать, нормировать, пломбировать, премировать, формировать, аккомпанировать, асфальтировать, дирижировать, информировать, блокировать, газировать, дозировать. 141.Переведите данные слова на белорусский язык и определите, совпадают ли акцентологические нормы в русском и белорусском языках. Арест, баловать, баловаться, валенки, верба, волосы, глиняный, детьми, десятеро, доска, дочка, кедровый, крапива, кремень, некоторый, ненависть, одиннадцать, ремень, смешной, шестьдесят. Наблюдаются ли в вашем произношении данных выше слов отклонения от норм современного русского языка? В каких словах? Внять, донять, занять, нанять, отнять, понять, принять; начать, начаться. Выбрать, выжить, вырвать, выгнать, вызвать, вылить, выплыть. 142.Образуйте краткие страдательные причастия прошедшего времени, поставьте ударение. Выделите формы, в произношении которых наблюдаются колебания. Чем они обусловлены? Взять, начать, понять, придать, принять, продать, раздать, собрать, созвать; ввезти, заключить, заслужить, наградить. 143.Соответствует ли ударение в выделенных словах современной литературной норме? Чем можно объяснить несоответствие современным акцентологическим нормам в приведенных примерах? Меня предчувствия томят В век кибернетики бесстрастной: Котлы атóмные дымят Не в преисподней ¾ это ясно! (Л. Куклин) Завели старейшины, А нам они ¾ примеры, Пó две, пó три женщины По двé, по трú пещеры. (В. Высоцкий) Неправда, над нами не бездна, не мрак, Катáлог наград и возмездий. Любуемся мы на ночной зодиак, На вечное танго созвездий. (В. Высоцкий) Историческая симмéтрия. Свет рассветный ¾ закатный снег. Человечья доля смиренная ¾ быть как век. (А. Вознесенский) 144.Выделите среди данных слов а) ацентологические варианты и б) слова, отличающиеся друг от друга своей семантикой, стилистической окраской или грамматической принадлежностью. Составьте с каждым из таких слов словосочетания. Автозаводскóй ¾ автозавóдский, áтлас ¾ атлáс, брóня ¾ броня, грýженный ¾ гружёный, даренный ¾ дарёный, дéвица ¾ девúца, заводскóй ¾ завóдский, зáнятый ¾ занятóй, запáсный ¾ запаснóй, лáвровый ¾ лаврóвый, мáрганцевый ¾ марганцóвый, мóлодец ¾ молодéц, нáжитый ¾ нажитóй, нáлитый ¾ налитóй, обжúтый ¾ обжитóй, óбщина ¾ общúна, призывный ¾ призывнóй, рáзвитый ¾ развúтый ¾ развитóй, ýгольный ¾ угóльный, харáктерный ¾ характéрный, шёлковый ¾ шелкóвый, языковóй ¾ языкóвый. 145.Образуйте краткие формы прилагательных, поставьте ударение, укажите акцентологические варианты. Определите наметившуюся в современном произношении этих форм тенденцию. Образец: белый ¾ бел, белá, бéло и белó, бéлы и белы Бледный, быстрый, верный, высокий, глубокий, гневный, голодный, далекий, дешевый, долгий, дряхлый, зеленый, жалкий, желтый, полный, правый, старый, широкий. 146.Образуйте формы прошедшего времени глаголов. Поставьте ударение; отметьте формы, в произношении которых наблюдаются отклонения от литературной нормы. Объясните причины отклонений. Образец: сорвать ¾ сорвáл ¾ сорвалá ¾ сорвáло ¾ сорвáли. Брать, врать, гнать, дать, жить, звать, лить, плыть, спать, быть, взять, вить, гнить, драть, ждать, клясть, лгать, пить, рвать, слыть, ткать. Выбрать, добрать, набрать, собрать, избрать, отобрать, выбраться, забраться, отозвать, отозваться, призвать, пригнать, вогнать, отогнать. Приведите другие примеры отступлений от акцентологических норм в современной поэзии. Чем их можно объяснить? 147.Поставьте ударение в данных формах слов. Укажите причины отступлений от норм современной русской акцентологии в русской речи белорусов. Бороду, голову, доску, ногу, зиму, гору, борозду, спину, щеку; звала, рвала, спала, брала; звонят, позвонишь; красивее. 148.На основании упражнений 136¾147 сделайте вывод об исторической подвижности и колебаниях акцентологических норм. Укажите основные причины изменения и нарушения литературных норм в речевой практике.
|