Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Саногенное мышление и автоматизмы мышления
Автоматизмы играют двоякую роль: с одной стороны они облегчают решение умственных задач, а с другой - способствуют возникновению эмоционального стресса. Хорошие умственные привычки делают наше мышление эффективным и точным. Плохие привычки порождают конфликт и стресс. Первая задача самосовершенствования состоит в том, чтобы научиться различать в себе привычки, ведущие к патогенному мышлению, от привычек саногенного мышления и, соответственно, сознательно сдерживать первые и культивировать вторые. Но для этого нужно уметь их различать, а это предполагает обучение интроспекции. Отделение эмоции от Я (интроспекция) Чтобы мыслить эмоцию, а не просто её переживать, нужно уметь совершать две операции: отделить эмоцию от своего Я и сделать её объектом восприятия. Я-включение - это на жаргоне психологов означает отождествление себя с тем, что происходит. Если я отождествляю себя с некоторым ходом мысли, чувством, то эти мысли и чувства при этом заряжаются энергией и программируют моё поведение. Если же я отделяю от себя чувство или мысль, то это похоже на то, что я передал управление по выполнению программы чувства или мысли другому. Получается, что чувствует и мыслит другой, а не я. Если это получилось хорошо, чувства и мысли, перестав быть моими, теряют свою энергию. Это нетрудно проверить. Стоит вам начать говорить о себе в третьем лице, как ваше эмоциональное состояние меняется. Передав мысли и чувства другому, я одновременно передаю ему и энергетические ресурсы для них. Сказанное делает понятным следующее. Когда я делаю объектом интроспекции свою эмоцию, происходит отделение этой эмоции от моего Я. Та деятельность, на которой сосредоточено внимание, втягивает энергию в себя. Поэтому деятельность интроспекции отнимает энергию от эмоции, ослабляет её и делает возможным объективное размышление над ней. Одним из главных навыков саногенного мышления является интроспекция, которая проявляется в умении "отделять мысли и чувства от себя". Когда предметом интроспекции становится умственный акт, то это ещё именуется объективацией. Те умственные упражнения, которые разработаны нами, делают возможным эффективное обучение интроспекции. Отделить мысль от себя - значит сделать её объектом восприятия. Мы можем воспринимать предметы только потому, что заранее имеем образы этих предметов. Когда я ищу иголку в стоге сена, я её найду, так как видел и знаю, что ищу. Но чтобы созерцать свою эмоцию, я должен иметь образцы тех умственных операций, которые порождают эмоцию. Объективация эмоции предполагает предварительное приобретение представления о том, как эмоция устроена, то есть какие умственные операции её порождают. Следовательно, для того чтобы мы могли наблюдать эмоции, то есть прослеживать программы умственных действий, которые порождают эмоцию, мы должны знать "устройство" этих эмоций. Мы можем получить знание об этом из современной научной психологии, которая исследовала все основные умственные акты точными методами. Этих методов не было во времена З.Фрейда, К.Г.Юнга и тем более во времена святых отцов христианства, которые разрабатывали "умное делание", нужное для овладения стихиями чувства. Знание любого поведения предполагает знание программ, образующих это поведение. Человек, знающий, как устроены умственные программы, приобретает небывалую способность к интроспекции собственных эмоций. Именно изучение этих программ и составляет суть обучения саногенному мышлению.
|