Главная
Случайная страница
Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Приложения. Успешное преодоление конфликта предполагает выбор адекватной технологии управления как единства стратегии и тактики
Успешное преодоление конфликта предполагает выбор адекватной технологии управления как единства стратегии и тактики. Основными показателями конструктивного развития педагогических конфликтов являются: устранение объективных и субъективных причин; гармонизация общения на основе позиционного сближения сторон; повышение эффективности предметного взаимодействия за счет усиления положительной мотивации. Для того, чтобы не допускать педагогических ситуаций, целесообразно соблюдать следующие правила педагогического общения: 1. В своих замечаниях обсуждайте конкретный поступок учащегося, а не его личность. Ваше представление о нем как о человеке оставьте при себе. 2. Говорите о своих наблюдениях, а не о своих мыслях по поводу увиденного. 3. Лучше всего обсуждать недавние поступки, не возвращаясь к прошлым и невыясненным претензиям. 4. Советы эффективнее оформлять в виде некоторых ожиданий насчет возможного поведения учащегося, в форме сообщения некоторой информации о вариантах действий. Например, тип: "Я ожидал, что ты придешь на мой урок или хотя бы поставишь в известность, что не получается". 5. Не старайтесь давить на учащегося словами и эмоциями. Главное - помочь понять, как его поступок воспринимается окружающими, одним из которых являетесь вы. 6. Бессмысленно говорить о том, на что человек в данное время повлиять не может. Лучше обсуждать то, что может быть исправлено. 7. Необходимо учитывать время, место и форму, в которой обсуждается поступок. Неудачно выбранная ситуация или способ изложения могут принести вред. 8. Обязательно помните о том, что большой процент успеха зависит от того, умеете ли вы уважать себя и своего ученика и хотите ли вы, чтобы он вас понял. Одной из распространённых причин конфликтов наблюдаемых между педагогами и учащимися является критика. Учащиеся не любят критику: после неё у них, как правило, появляется желание действовать "назло". Но возможна критика, которая позволит не дойти до конфликта: 1. Критиковать учащегося в присутствии других людей лишь в исключительных случаях, когда испробованы все другие меры индивидуального воздействия. 2. Критика должна быть корректной, не унижающей достоинства личности. 3. Критику целесообразно использовать в сочетании с положительной оценкой. 4. Критиковать можно в том случае, если у вас есть эмоциональный контакт с учеником. 5. Надо больше всего опасаться перебора в критике. Любой человек привыкает ко всему, в том числе и к критике. Поэтому хороши такие замечания, в которых звучит минимальная сила осуждения, необходимая и достаточная для исправления личности. 6. Уместно говорить лишь о тех недостатках учащегося, которые вы видели собственными глазами. Любой человек не любит, когда его критикуют с чужих слов. 7. Критикуя учащегося, нельзя сравнивать его с другими членами коллектива, что-то делающими лучше. Разделение учащихся на "хороших" и "плохих" разобщает коллектив. 8. Критика должна вестись с позиции интересов дела. Корректное общение между педагогом и учащимися подразумевает следующее: 1. Если вы задаете вопрос, то подождите, когда ваш собеседник ответит на него. 2. Если вы высказываете свою точку зрения, то поощряйте ученика к тому, чтобы он высказал свое отношение. 3. Если вы не согласны, формулируйте аргументы и поощряйте поиск таковых самим учеником. 4. Делайте паузы во время беседы. Не разрешайте себе захватывать все «коммуникативное пространство». 5. Чаще смотрите в лицо школьнику, своему собеседнику. 6. Чаще повторяйте фразы: «Как ты сам думаешь?», «Мне интересно твое мнение», «Почему ты молчишь?», «Ты не согласен со мной? Почему?», «Докажи, что я не прав!». правила поведения в конфликтных ситуациях. Если же конфликтная ситуация все же возникла, то полезными для учителя могут оказаться следующие правила: 1. Работайте с конфликтами в момент их возникновения. Не ждите, пока они станут излишне поляризованными. 2. Найдите время для беседы с ребёнком. 3 Придумайте как можно больше вариантов решения. Отберите наиболее эффективные. 4. Будьте честны — нападайте не на личность, а на проблему. 5. Во время диалога воздерживайтесь от запугиваний, угроз или давления, чтобы не прийти к результату выигрыш-проигрыш. Раздражённый тон, личные выпады и оскорбления, унижение достоинства не способствуют решению вопроса, а загоняют его вглубь личности. 6. Следите за продолжительностью диалога. Если он затягивается, вы рискуете говорить сами с собой; если он прерывается раньше, чем ребёнок поймёт ваши слова, то он становится бессмысленным, проведённым для проформы. 7. Содержание разговора желательно сохранять в тайне. Сплетни только разожгут конфликт и отдалят успех. 8. Дайте знать, что понимаете детей. Подводим итоги. Педагогический конфликт возникает в разнообразных ситуациях общения как результат межличностных противоречий учителя и учащихся. Его основными структурами компонентами являются субъект, объект, предмет, инцидент, конфликтные действия, поступки и отношения. Профилактика конфликтогенности педагогического общения обеспечивает гармонизацией стиля учебно-воспитательного взаимодействия.
1.3 Формирование педагогического общения учителя. Для формирования полноценного педагогического общения учитель должен обладать определенными знаниями и уметь совершать определенную деятельность, направленную на развитие и формирование полноценного педагогического общения. Эти знания и умения заключаются в следующем: 1. Учитель должен способствовать формированию группы. 2. Учитель должен учитывать социально-психологические факторы в ходе учебно-воспитательного процесса. 3. Учитель должен постоянно повышать свою квалификацию. 4. Учитель должен постоянно оценивать свою деятельность в ходе учебно-воспитательного процесса. 5. Учитель должен постоянно корректировать свою деятельность, исходя из педагогической ситуации. 6. Учитель должен тщательно анализировать выбранный им индивидуальный стиль руководства коллективом. 7. Учитель должен использовать при работе с коллективом невербальные средства общения и взаимодействия. 8. Учитель должен повышать свой коммуникативный уровень используя в работе невербальные средства общения. 9. Учитель должен уметь просчитывать способы решения проблемных ситуаций общения на модели. 10. Учитель должен конструктивно подходить к решению педагогических проблем. 11. Учитель должен уметь использовать навыки, полученные при работе с моделью, в ходе решения реальных педагогических ситуаций. 12. Учитель должен уметь детально просчитать пути решения конфликтной ситуации на модели. Успешное протекание учебно-воспитательного процесса зависит от компетентности учителя и высокого уровня его профессионализма. Только выполняя эти требования можно говорить о полноценности педагогического общения.
|