Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Обособление истории в самостоятельную научную дисциплинуИзменения в жизни российского общества в эпоху петровских преобразований касались не только политической, административной, экономической, военной сфер, но и идеологии, культуры, образования, науки. Активизация общественной жизни в России, развитие светского рационалистического мышления, более широкое знакомство с европейской цивилизацией изменили мироощущение общества и предопределили качественные изменения в общественном и историческом сознании людей, породили новые явления в исторической мысли. Прошлое становилось мерилом настоящего. Оно должно было исторически обосновать происходящие изменения, объяснить их причины. Древность становилась «хранителем самобытного духовного опыта». В обществе формировалось убеждение о политическом и идеологическом значении истории. Изучение прошлого признавалось общественно-полезным делом. «В истории, - писал церковный и политический деятель петровского времени Г.Бужинский, - обращи откуда себе и обществу пользу сотвориши»1. Она рассматривалась как хранилище опыта, необходимого для решения политических, идеологических и практических проблем настоящего, как пример для подражания. Осознавалось значение истории для укрепления власти и для утверждения России в западноевропейском мире. Требовалось развенчать распространенное в Европе мнение о варварстве и отсталости России, тенденциозное представление о ее прошлом в сочинениях иностранных авторов ХУ1-ХУП в. Для этого, писал один из сподвижников Петра 1 Ф.Салтыков, следует «сделать историю Российского государства» и перевести ее на иностранные языки, распространить за границей, «чтоб они знали об этом подробно и на оборону». Эпоха Просвещения усилила внимание к воспитательной роли истории, возможности просвещения, утверждению «гражданской добродетели», высоких моральных и нравственных убеждений. В начале ХУШ в. история стала государственным делом. Государство выступало как заказчик исследований прошлого, что нашло выражение в проблематике исторических исследований, характере осмысления и представления исторического материала. Государство являлось и организатором изучения прошлого, формируя социальные институты, осуществляя подготовку кадров, способствуя распространению исторических знаний в обществе. Оно осуществляло идеологическое, политическое руководство и контроль за историческими исследованиями.
|