Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Показатели состояния экономики муниципального образованияВ соответствии со статьей 49 ФЗ № 131 экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований (рис. 4). Рис. 4 «Структура имущественных и финансовых ресурсов муниципального образования» Состояние финансовых ресурсов муниципального образования наиболее полно отражено в местном бюджете. Бюджет муниципального образования есть форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для выполнения функций и решения задач, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления. Местный бюджет - это централизованный фонд финансовых ресурсов отдельного муниципального образования, который выполняет следующие функции: · формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти; · распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства; · контроль над финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций, учреждений, подведомственных указанным органам власти. Для аналитической работы потребуется часть основных показателей местного бюджета. Информационная база необходимая для расчетов, консолидируется и предоставляется территориальному органу Росстата в годовой форме федерального статистического наблюдения № 1-МБ «Сведения об исполнении бюджета муниципального образования (местного бюджета) (см. приложение 3)» в целях реализации Указа Президента Российской Федерации от 28.04.2008 № 607 «Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов». На основании принципа прозрачности в соответствии со статьей 36 Бюджетного Кодекса, по решению представительного (законодательного) органа муниципального образования, местная администрация в обязательном порядке публикует утвержденные бюджеты и отчеты об их исполнении. Поэтому данные по бюджету можно найти, на официальных сайтах администраций муниципальных образований. Вторым источником информации может служить сайт Федеральной службы государственной статистики (www.gks.ru), в разделе муниципальная статистика формируется паспорт муниципального образования, с возможным указанием широкого перечня данных, в частности и местного бюджета. Однако, стоит учитывать тот факт, что данные представляются с запозданием, и их срочность может не соответствовать периоду по которому проводится исследовательская работа. При рассмотрении показателей в динамике, рациональней использовать данные по 2008 год используя сайт ФСГС, с 2009 - сайты администраций. Теперь перейдем непосредственно к интересующему нас перечню показателей, необходимых для анализа, при этом детально рассмотрим их смысловую нагрузку и значение в работе. 1) структура и объем доходов местного бюджета - совокупность налоговых и неналоговых поступлений в бюджет, безвозмездные поступления. Показатель выражен в млн. рублей. Сумма содержится в строке № 1 формы 1-МБ;
2) объем расходов местного бюджета - расходы на решение общегосударственных вопросов, финансирование таких областей как образование, культура, здравоохранение, ЖКХ и др. (подробнее структура указана в приложении). Показатель выражен в млн. рублей. Сумма содержится в строке № 29 формы 1-МБ;
3) отношение доходов и расходов - следует рассматривать абсолютное и относительное отношение, в первом случае показатель рассчитывается как «значение строки № 1 (доходы) минус значение строки № 29 (расходы)», во втором случае как «значение строки № 1 делённое на значение строки № 29». Эти показатели носят разную смысловую нагрузку, если абсолютное отношение позволяет определить фактическую сбалансированность бюджета (профицит или дефицит) и объем экономики, то относительный показатель (в виде коэффициента обеспеченности) будет свидетельствовать о достаточности доходной части бюджета для финансирования расходов и уровне задействованности средств, в случае преобладания доходов над расходами. Если говорить о результатах расчетов, то для абсолютного отношения положительным считается профицит, однако и дефицит, не превышающий установленный норматив (по показателю «отношение бюджетного дефицита к доходам») не является угрожающим стабильности местной экономике, в силу возможного выравнивания незначительной диспропорции. При анализе динамики показателя, оптимальным считается его стремление к нулю. Что касается расчета уровня обеспеченности, то его нормативное значение «>=1», что свидетельствует о необходимости балансировать доходы и расходы. К примеру, если коэффициент равен 1,25 - это указывает на то, что 25% денежных средств в виде доходов, не задействованы в экономике и рациональней было бы наращивание расходных статей бюджета в среднем на 15% путем финансирования социальных программ, капитального инвестирования, развития спорта и других направлений входящих в компетенцию местной власти. Можно также ослабить фискальное воздействие на реальный сектор экономики, для последующего увеличения налоговой базы. Если коэффициент равен 0,85 - значит расходы не обеспечены доходами на 15%, что требует, либо увеличения налоговой нагрузки на физических и юридических лиц, либо сокращение статей расходов. Диспропорции также могут выравниваться при помощи неналоговых поступлений, а именно безвозмездных трансфертов в виде дотаций, субсидий, субвенций. При потребности могут использоваться внешние заимствования (перечень содержится в структуре долга, показатель №6).
4) отношение бюджетного дефицита к доходам (без учета безвозмездных поступлений) - это относительный показатель, рассчитывается как «значение строки №69» (дефицит) деленное на «значение строки №1 (доходы) минус значение строки №19 (безвозмездные поступления)». Отражает величину дефицита к объему бюджетных доходов за минусом безвозмездных поступлений. Нормативное значение <=0,1», т.е объем дефицита не должен превышать 10% «собственных» доходов бюджета муниципального образования. Невыполнение нормативного значения, является сигналом, указывающим на неэффективную бюджетную политику местных властей. 5) уровень дотационности муниципального образования - относительный показатель, представляет особый интерес при изучении самостоятельности муниципального образования, рассчитывается как «значение строки №19» (безвозмездные поступления) деленное на «значение строки №29» (расходы). Показатель характеризует уровень зависимости муниципальной экономики от государственной поддержки с одной стороны, и способность развивать экономику собственными финансовыми силами с другой. Уровень дотационности неоднозначный показатель, и выводы по нему следует делать с учетом динамики налоговых поступлений. Неопределенность в оценке исходит из функциональной полезности государственной финансовой помощи, т.к. зачастую наблюдается искажающий эффект от такого рода воздействия, приводящий к «иждивенчеству», экономической стагнации, и поступательному укреплению взаимосвязи - «рост расходов- рост поддержки). Однако если безвозмездные поступления способствуют росту налоговой базы и диверсификации налоговых доходов, в таком случае помощь стоит воспринимать как стимулятор и их единовременное/кратковременное увеличение можно оценивать положительно. Для объективности целесообразно анализировать и структуру безвозмездных поступлений, так если государственная поддержка не стимулирует рост экономики, то рациональней для федеральных и краевых властей будет сокращать объем дотаций в пользу увеличения субсидий и субвенций, которые имеют целевое назначение. 6) долг муниципального образования- может существовать в виде обязательств по: a. ценным бумагам муниципального образования; b. бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; c. кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций; d. гарантиям муниципального образования. В соответствии со статьей 107 Бюджетного Кодекса, о предельном объеме муниципального долга, последний не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Если в течении 2-3 лет доля межбюджетных трансфертов из бюджетов субъектов РФ превышает 70% объема собственных доходов местных бюджетов предельный объем муниципального долга не должен превышать 50% процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Если не выполняются требования, то орган местного самоуправления в соответствии со статьей 112 не вправе принимать новые долговые обязательства, за исключением принятия долговых обязательств в целях реструктуризации долга. Муниципальная власть чаще всего прибегает к внутренним и внешним заимствованиям для балансирования бюджета. Данные по объему долга содержатся в отчете органов местного самоуправления в разделе «источники финансирования дефицита бюджета»
7) обслуживание долга муниципального образования- показатель содержится в строке №33 местного бюджета, данный объем денежных средств является составляющим расходов направленных на решение общегосударственных вопросов, строка №31. Фактически обслуживание долга – это оплата финансовых ресурсов, привлеченных на основе платности, срочности и возвратности (процент за пользование средствами) Нормативное значение показателя «0»
7.1) объем просроченных обязательств муниципального образования- неисполнение или ненадлежащего исполнение в установленный срок долговых обязательств муниципального образования. Показатель свидетельствует о платежеспособности муниципальной экономики. Нормативное значение «0» 8) расходы на развитие и поддержку малого предпринимательства - для анализа адаптивной способности экономики монопрофильного муниципального образования, является одним из основны показателей. Развитие малого предпринемательства- это первый и необходимый шаг, к формированию диверсифицированной экономики и к сокращению риска связанного с ухудшением хозяйственной деятельности градообразующего предприятия. Поддержка малого предпринемательства - приоритетное направление государственной антикризисной политики, поэтому увеличение данного показателя может наблюдаться в связи с увеличением безвозмездных поступлений. Сумма расходов по поддержанию и развитию малого предпринимательства содержится в строке №74 в структуре местного бюджета.
8.1) число субъектов малого предпринимательства в расчете на 10000 человек населения - Единица измерения – единиц на 10 000 человек населения. Расчет показателя: Чсмп = A * 10000/ Н, где: Чсмп - число субъектов малого предпринимательства на 10000 человек населения; A – общее количество субъектов малого предпринимательства, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования; Н - численность постоянного населения (среднегодовая). При этом показатель А рассчитывается следующим образом: А = Амп + Аип, где: А - число субъектов малого предпринимательства; Амп – количество малых предприятий, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования; Аип – количество индивидуальных предпринимателей осуществляющих деятельность без образования юридического лица на территории муниципального образования (по данным межрайонной налоговой инспекции на 1 января текущего года).
8.2) Доля среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций Единица измерения – процент. Рассчитывается по формуле:
где: Пср – доля среднесписочной численности работников малых предприятий в среднесписочной численности работников всех предприятий и организаций (процент); Пм – среднесписочная численность работников (без внешних совместителей) малых предприятий, включая микропредприятия (человек); П – среднесписочная численность работников организаций городского округа (муниципального района) (человек) Показатели (8.1 и 8.2) рассматриваются в совокупности с показателем расходов бюджета муниципального образования на развитие и поддержку малого предпринимательства (8), в том числе в расчете на одно малое предприятие муниципального образования и одного жителя муниципального образования, и характеризуют уровень развития малого предпринимательства и его роль на рынке труда, включая решение проблемы безработицы, а также позволяют дать оценку эффективности и достаточности мер, принимаемых органами местного самоуправления, по стимулированию предпринимательской активности широких слоев населения. Показатели 8.1 и 8.2 входят в перечень показателей утвержденный указом Президента РФ от 28 апреля 2008 г. N 607 для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Источник информации: органы местного самоуправления городских округов и муниципальных районов. Совокупность указанных выше показателей, оказывает существенное влияние на формирование образа экономики муниципального образования. Информация, содержащаяся в отчете органов местного самоуправления, имеет высокий уровень чувствительности к внешним и внутренним изменениям, что позитивно сказывается на эффекте обратной связи и дает возможность своевременно фиксировать данные востребованные при разработке аналитических и прогнозных проектов, при этом создавая фундамент для адекватного реагирования властей на ситуацию, складывающуюся на рынке. Исходя из основной задачи, которая заключается в обоснованной фильтрации наиболее уязвимых экономик, для осуществления целевой поддержки, представляет интерес Приказ от 30.10.08 №536 о проведении отбора муниципальных образований для распределения субсидий на реформирование муниципальных финансов, содержащий ряд дисквалификационных критериев и нормативов по которым отбираются экономики. В методике указана большая часть показателей из семи, обозначенных в Приказе. Государственная поддержка осуществляется через бюджетные трансферты за счет средств специализированных фондов. Основные характеристики фондов указанны ниже в таблице 1. Таблица 1 Основные характеристики фондов
Для более полного восприятия информации относительно функциональной значимости указанных фондов, целесообразно помимо характеристик указать структуру и объем межбюджетных трансфертов в динамике за 2008 - 2011 года (2010 г., 2011 г.- плановые), указанные в таблице 2
Таблица 2 Объем межбюджетных трансфертов (млрд. руб.)
Источник: данные Федерального бюджета за 2008 г., 2009-2011 г. Объем Фонда реформирования региональных и муниципальных финансов, а также Инвестиционного фонда РФ, представлен ниже в таблице 3 (в млрд. руб.). Таблица 3 Объем ФРРМФ и ИФ (млрд. руб.)
Источник: данные Федерального бюджета за 2008 г., 2009-2011
|