Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Как начинать лепитьСтр 1 из 2Следующая ⇒ Теория. Может ли вообще лепить и рисовать такая кроха. Даже у самых маленьких ползунков есть огромный интерес к тому, что физики называют количеством и плотностью вещества. Это знает любая мама, которая хоть раз пробовала дать своему малышу есть пюре или кашу самостоятельно. Больше всего они любят возюкаться и размазывать все, что хоть как-то пригодно к размазыванию. Как правило им это не разрешают, а если и разрешают, то без особого восторга. Только очень продвинутая мама отчетливо понимает, как это размазывание полезно для общего развития малыша в целом, и для интеллектуального развития в частности. А материалы для лепки — это то, что официально разрешено размазывать. У городского ребенка, растущего без личной песочницы, в нашем климате, где полгода на дворе слякоть, а полгода снежная крупа накапливается значительный сенсорный, осязательный голод. Ребенку мегаполиса страшно не хватает того, что можно щупать и перебирать, пересыпать и размазывать руками. Поэтому я считаю, что лепить просто необходимо. И не менее полезно играть с крупой. Но об этом чуть позже. Главное практическое препятствие для начала лепки простое — малыш ведь все тянет в рот. И сделать с этим ничего нельзя. Даже и пытаться отучить ребенка тянуть в рот все, что попало ему в руки вредно. Для его интеллектуального развития. Дело в том, что начиная с 3,5-4 месяцев и фактически до 2 лет (т.е. до того времени, когда у ребенка сформируется фразовая речь) рот — это главный инструмент исследования и познания ребенком окружающего мира. Он не поймет, что это за вещь, если основательно ее не оближет и обсосет. Обычно после полутора лет, когда появляются отдельные слова, с этим становится чуть спокойней. Но тем не менее каждую новую и действительно интересную вещь малыш обязательно потянет в рот. То есть, давая тесто, пластилин или глину вы должны быть абсолютно готовы к тому, что первым делом все это окажется во рту. И этот факт не препятствие для начала лепки. Вообще, маме полугодовалого младенца следует разобраться со своим отношением к «грязи». Маленькие детки от 6 месяцев до 3 лет — это маленькие поросятки. И то, что малыш обожает влезть руками во всякую бяку, совершенно не означает, что он вырастет неопрятным и неаккуратным. Более того, существует закон в психологии развития. Закон таков: если какая-либо базовая потребность развития ребенка полностью и вовремя удовлетворена — она проходит, не оставив следа. А вот если на пути удовлетворения этой базовой потребности были какие-то преграды — то она закрепится, останется и пойдет с человеком во взрослую жизнь. Либо может возникнуть травмирующий, невротизирующий страх запрещаемого. Приведем примеры:
Такой ребенок не станет с радостью лепить и рисовать. Всегда по отношению малыша к своим ручкам, испачканным красками, можно судить о том, насколько строго ребенка приучают к чистоте. Большая строгость — меньшая спонтанность и способность к творчеству. Запомните, пожалуйста, что возраст приучения к чистоте, которая не во вред, а на пользу наступит позже — между 2 и 3 годами. Тогда ребенок легко и с радостью усвоит многие социальные нормы — и эту в частности — что нужно есть чисто и аккуратно, и вообще не пачкаться. В голове у него сформируется к тому времени соответствующая интеллектуальная категория, и ему вообще будет приятно и интересно многое делать как все. В общем — «каждому овощу свое время». В год вопрос собственной чистоты и аккуратности малышу еще не интересен и просто недоступен. Хотите — верьте, хотите — нет. Условия занятий и настрой мамы: А для того, чтобы начать заниматься с ребенком лепкой или любым другим прикладным занятием нужно настроиться на то, что будет много грязюки. Если вы морально к этому не готовы — то можно и не начинать. Невротическая установка по отношению к чистоте может на многие годы отбить у ребенка охоту к творчеству. Уж лучше подождать, когда найдется какой-нибудь специалист по раннему развитию, спокойно относящийся к творческому беспорядку. Даже нанимая няню к малышу от полугода до 3, очень рекомендую в точности узнать, какие у нее взгляды на чистоту. И если няня — сторонник стерильности- нужно очень хорошо подумать, чего от этой установки будет больше — вреда или пользы. 1) В общем, выбирая место для занятий с ребенком, нужно прежде всего думать о том, где вам будет проще всего устранять побочные последствия его творчества. В стандартной квартире лучше всего подходит кухня. 2) Все то, что вам может понадобиться при рисовании, лепке и других занятиях, а также то, что нужно для устранения последствий должно лежать под рукой, а не на десятой полке в пятом шкафу. Особенно всякие тряпки и влажные салфетки. 3) Очень важно с маленьким ребенком аккуратно встраивать все занятия и мероприятия в его режим дня. Тут правильно подобранный момент — половина успеха. Малыш должен быть сыт и не слишком утомлен. А что касается мамы — то она не должна никуда спешить и опаздывать. Если вам через 15 минут выходить на прогулку — то лучше ничего и не начинать, так как вы и сами станете дергаться, и ребенка задергаете. 4) Нельзя сердиться на малыша, если он по ходу занятий делает что-нибудь не то! Ребенок лучше всего воспринимает даже не содержание занятий, а настроение мамы. И если он запомнит, что когда мы лепим — мама сердится, он не будет любить лепку, так как это занятие станет ассоциироваться у него с плохим маминым настроением. Очень важно с большим вниманием и благоговением относиться к работам малыша. Понятно, что то, что малыш сотворил своими маленькими и не очень умелыми руками может не вызывать у родителей никакого восторга. Особенно папы по началу никак не могут включиться в специфику детских работ. Могу вам сказать, что если родительского восторга не будет, то и успехов в творчестве у малыша будет немного. Именно родительским восторгом движутся детские начинания. Поэтому, если хотите, чтобы ребенок действительно любил рисовать и лепить — постарайтесь увлечься этим занятием сами. На своих семинарах я подбираю техники так, чтобы и малышу было доступно, а главное, чтобы маме нравилось. Если какая-то из техник понравится маме — дело почти сделано. Такая мама обязательно дома захочет попробовать еще раз сделать ту же поделку, ну и конечно ребенка рядом с собой посадит. Спокойное отношение к грязи: очень спокойное отношение к грязи! Да это и не грязь вовсе — это следствия творческого процесса. Ребенок познает мир руками — и чем, на взрослый взгляд, грязнее, тем ребенку интереснее и полезней для общего интеллектуального развития. Если, понимая все сказанное выше, вы все равно переживаете с необъяснимой для самих себя силой — значит дело скорее всего в вашем собственном детстве, и отношении к грязи тех людей, которые вас воспитывали. Если вы действительно очень расстраиваетесь, когда пачкается сам ребенок, или то, что на нем надето — попробуйте поработать со своими детскими воспоминаниями, а если ничего не вспомнится — лучше передоверьте рисование и лепку кому-нибудь более в этом отношении спокойному. Для маленького ребенка без грязи нет творчества, и более всего годовалые дети уважают боди-арт. Так что для занятий с ребенком точно не подойдет гостиная с белым ковром и кремовым диваном — ее ведь потом так сложно отмывать, что мама уж точно не будет спокойна. Есть замечательный автор — Елена Макарова. В своих книгах «В начале было детство», «Освободите слона» она мастерски описала процесс детского творчества. Тем, кому действительно интересна данная тема, очень советую эти книги найти и прочитать. Итак:
• Удобное место для занятий • Раздетый или одетый в то, что не жалко малыш • Отсутствие нервозности и спешки со стороны мамы • Живая заинтересованность в «продуктах творчества» • Бережное отношение к поделкам • Внимание со стороны других взрослых в семье. • Помните, что ребенок в этом возрасте совсем не понимает критики. • Настрой мамы. Мамино отношение ко введению любых новшеств в жизнь годовалого и двухлетнего ребенка вообще должно быть очень спокойное — ребенку вполне может ваша затея не понравиться или показаться неинтересной. И это ничего не значит. Лучше всего попробовать снова через несколько дней. Приступая к любым занятиям с ребенком младше 3 лет, не забывайте о том, как недолго он может оставаться сосредоточенным. Как правило, малыши в возрасте от года до полутора способны концентрировать внимание на 2-3 минуты. Всего на 2-3 минуты! Так что, если вы очень старательно готовились к тому, чтобы с ребенком порисовать или полепить, а он удостоил вас и ваши приготовления своим вниманием на 2-3 минуты — не расстраивайтесь — ваше занятие состоялось. Чем старше будет ребенок, тем дольше сможет он заниматься одним и тем же делом. Например, трехлетний ребенок вполне может с интересом чем-то заниматься 10-15, а то и 20 минут. Хотя, конечно же, существуют исключения. И бывают дети, которых просто невозможно оторвать от красок или лепки. Таких, как правило, не больше 10-15 процентов. Крайне важно не удерживать ребенка силой. Помните — убегая от стола с пластилином, ваш ребенок не капризничает и не вредничает. Он просто не может еще надолго концетрировать внимание. И важно тут не принуждение, а тренировка способности сосредотачиваться на чем-то одном. Причем, желательно, чтобы тренировка эта была каждодневная. Если вы стараетесь, а ребенок ваш все-таки убегает и решительно не желает втыкать крупу в пластилин, самый надежный способ продолжать заниматься этим полезным и развивающим делом самой. Дети так устроены, что им интересно все, во что действительно вовлечена мама. — Не надо перегружать. Дети быстро устают. Продолжительность занятий будет постепенно сама расти — когда нервная система малыша дозреет. Основные принципы: — Каждый ребенок выбирает из предложенного то, к чему он более способен. Кто то не любит лепить, зато от рисования не оторвешь. — Для ребенка все его прикладные занятия, в хорошем случае, неотрывны от понимания мира и являются одним из главных средств (помимо игры) для отражения того, что он понял и прожил. Только в этом случае достигается цель. НО до появления фразовой речи во всех прикладных занятиях малыш только знакомится с материалом, так же как и со всем миром вокруг. Любое занятие в этом возрасте — развивающее. — Ранний академизм вреден: дети склонны перенимать шаблоны, и на многое готовы ради маминого одобрения. — Творческие способности развиваются, когда нет единственно заданного способа что-либо сделать, но сам материал подталкивает к экспериментированию. — Нужно подчеркивать своеобразие работ ребенка, говорить: смотри, как у всех по-разному. Но потом, ближе к 4 годам наступает возраст, когда пора отдавать в ученики. — Нужно хорошо представлять себе возрастные возможности ребенка и не требовать от него недостижимого. Чего детки не могут в этом возрасте (как минимум до 3-х): Долго фиксировать внимание. Делать 2 дела одновременно (не сформировано 2-х канальное внимание) Сидеть спокойно на месте, долго удерживать одну позу. Понимать то, что непосредственно не относится к их личному опыту. Все должно быть наглядно. Действовать полностью целенаправленно, достигать какого-то результата. Рисовать по замыслу. Материалы, из которых можно лепить с маленьким ребенком: Разные пластические материалы, их преимущества, особенности и трудности в обращении с ними. Есть разные материалы для лепки. Мы с вами, родители, по нашему детсадовскому детству, знакомы только с пластилином (может быть, кому-то и повезло, и был хороший педагог на студии, и лепили из глины). Перечислим их: пластилин, мягкий пластилин, глина, соленое тесто, воск, пластика. У каждого из этих материалов есть свои достоинства и недостатки, а вернее, у каждого материала своя специфика. На мой взгляд, лучший материал для начала лепки с маленьким ребенком — соленое тесто. Преимущества: данный материал абсолютно экологичен. Его спокойно можно брать в рот. Кроме того, тесто — самый мягкий и пластичный материал. Ведь у годовалого ребенка ручки достаточно слабые, и твердый пластилин ему очень сложно разминать. Соленое тесто: Рецепт: 2 части муки, 1 часть мелкой соли, 2-4 столовые ложки растительного масла, горячая вода. Соль растворить в минимальном количестве горячей воды. Замесить солевым раствором крутое тесто, положив муки «сколько тесто возьмет», добавить растительное масло. Такое тесто может храниться в холодильнике в закрытом пластиковом контейнере до 3 недель. Но есть одна тонкость — после нескольких часов стояния оно становится более жидким, и муки соответственно надо добавить. Очень важно, чтобы соленое тесто не прилипало к рукам. Испачканные ручки могут отбить охоту лепить. После работы с соленым тестом нужно хорошо промыть руки ребенка водой или влажными салфетками. Тесто содержит большое количество соли, и следы соли на ладошках могут возбуждающе действовать на ребенка. Детям-аллергикам соленое тесто может не подходить — на ладони большое количество рецепторов, и чувствительная кожа рук детей-аллергиков, скорее всего быстро раздражится. С такими детьми лучше начинать лепить из мягкого пластилина. Соленое тесто можно сделать и цветным, подкрасив его либо пищевыми красителями, либо, что еще лучше — фруктовыми или овощными соками. Например, клюквенный сок дает приятный розовый цвет теста, свекольный сок — буроватый, вишневый сок (от мороженной вишни) — красный, а если добавить крепко заваренный чай каркадэ, то вы получите нежный сиреневый цвет.Желтый цвет лучше всего получается при добавлении в тесто шафрана или куркумы — это все пряности, для ребенка безвредные.Коричневый цвет получается при добавлении какао, при условии, что у малыша нет аллергии на данный продукт. А можно просто подкрашивать тесто просто гуашевыми красками. Этот способ годится, если ваш малыш уже не очень тянет в рот все, что попадается ему под руку. Пластилин: Выбирая пластилин для самого маленького ребенка нужно учитывать несколько позиций: Первое: пластилин должен быть максимально мягким Второе: пластилин должен легко отлепляться от пола (иначе маме придется очень трудно). Пластилин отечественного производства надо подогревать около батареи или класть на 5-10 минут в миску с горячей водой. Помните, пластилин должен быть мягким, как хорошее дрожжевое тесто, чтобы маленький ребенок мог с удовольствием из него лепить. Лучше всего подбирать пластилин, цвета которого хотя бы немного похожи на цвета, встречающиеся в живой природе. Занимаясь художественным творчеством с маленьким ребенком, мы формируем у него вкус. И если цвета пластилина будут неестественными, флюоресцирующими, малыш поймет, что мама считает такие цвета красивыми. Мягкий пластилин: Мягкий пластилин продается в пластиковых контейнерах, и по своим качествам представляет нечто среднее между соленым тестом и обычным пластилином. Пластилин для самых маленьких может даже обладать фруктовым запахом. Я считаю, что это лишнее, так как увеличивает вероятность того, что ребенок станет усердно пробовать этот яркий и вкусно пахнущий материал на вкус. Мягкий пластилин нельзя использовать повторно — поделки, полежав на открытом воздухе. быстро засыхают. Мягкий пластилин считается нетоксичным и гипоаллергенным материалом. Глина: Глину для детского творчества сейчас просто купить в магазине. Она бывает коричневая и голубая. Детям-аккуратистам может больше понравиться голубая глина. По мягкости и ковкости глина не уступает соленому тесту, но она не цветная. В принципе, хорошо если в хозяйстве имеются и тесто и глина. Тогда эти материалы можно чередовать. Хранить глину можно в холодильнике, завернув во влажную ткань и положив в пакет. Чтобы лепка из глины доставляла малышу удовольствие, ее должно быть много — не менее 2-3 килограмм. Очень рекомендую использовать глину зимой, когда на улице невозможно играть с песком. Занятия с глиной хорошо сочетаются с добавлением природных материалов — веточек, камней, шишек, листочков. Если руки, испачканные глиной тревожат малыша — присмотритесь, не слишком ли строго вы приучаете его к чистоте. Нужно спокойно объяснять, что глина — это не кака. Воск: Воск для лепки — интересный материал, но он достаточно быстро затвердевает, и потому детям младше 3-3,5 лет с ним работать достаточно трудно. С этим материалом можно просто познакомить ребенка, что называется, для общего развития. Перед тем, как лепить, воск согревают в миске горячей воды.
Приемы лепки: чему мы учим малыша в первую очередь. Самое первое — это знакомство с материалом. Кусок теста или глины должен быть достаточно большим, не умещаться в ладошках. Помните, что начиная лепить, ребенок прежде всего знакомится с объемом и количеством вещества. Первый прием: мять и отрывать большие куски. • Далее — хлопать ладошкой и стучать кулачком по этому большому куску теста • Тыкать в большой кусок пальчиками, оставляя дырки-отверстия. • Можно тыкать незаточенным карандашом или любой другой палочкой • В образовавшиеся отверстия можно вставлять крупную крупу или сырые макароны, или любой другой природный материал.
Это упражнение как нельзя лучше развивает так называемый «пинцетный захват» ребенка — согласованное движение большого и указательного пальцев. Это первое упражнение, на котором проверяется сила рук ребенка. Как начинать лепить Теория. Может ли вообще лепить и рисовать такая кроха. Даже у самых маленьких ползунков есть огромный интерес к тому, что физики называют количеством и плотностью вещества. Это знает любая мама, которая хоть раз пробовала дать своему малышу есть пюре или кашу самостоятельно. Больше всего они любят возюкаться и размазывать все, что хоть как-то пригодно к размазыванию. Как правило им это не разрешают, а если и разрешают, то без особого восторга. Только очень продвинутая мама отчетливо понимает, как это размазывание полезно для общего развития малыша в целом, и для интеллектуального развития в частности. А материалы для лепки — это то, что официально разрешено размазывать. У городского ребенка, растущего без личной песочницы, в нашем климате, где полгода на дворе слякоть, а полгода снежная крупа накапливается значительный сенсорный, осязательный голод. Ребенку мегаполиса страшно не хватает того, что можно щупать и перебирать, пересыпать и размазывать руками. Поэтому я считаю, что лепить просто необходимо. И не менее полезно играть с крупой. Но об этом чуть позже. Главное практическое препятствие для начала лепки простое — малыш ведь все тянет в рот. И сделать с этим ничего нельзя. Даже и пытаться отучить ребенка тянуть в рот все, что попало ему в руки вредно. Для его интеллектуального развития. Дело в том, что начиная с 3,5-4 месяцев и фактически до 2 лет (т.е. до того времени, когда у ребенка сформируется фразовая речь) рот — это главный инструмент исследования и познания ребенком окружающего мира. Он не поймет, что это за вещь, если основательно ее не оближет и обсосет. Обычно после полутора лет, когда появляются отдельные слова, с этим становится чуть спокойней. Но тем не менее каждую новую и действительно интересную вещь малыш обязательно потянет в рот. То есть, давая тесто, пластилин или глину вы должны быть абсолютно готовы к тому, что первым делом все это окажется во рту. И этот факт не препятствие для начала лепки. Вообще, маме полугодовалого младенца следует разобраться со своим отношением к «грязи». Маленькие детки от 6 месяцев до 3 лет — это маленькие поросятки. И то, что малыш обожает влезть руками во всякую бяку, совершенно не означает, что он вырастет неопрятным и неаккуратным. Более того, существует закон в психологии развития. Закон таков: если какая-либо базовая потребность развития ребенка полностью и вовремя удовлетворена — она проходит, не оставив следа. А вот если на пути удовлетворения этой базовой потребности были какие-то преграды — то она закрепится, останется и пойдет с человеком во взрослую жизнь. Либо может возникнуть травмирующий, невротизирующий страх запрещаемого. Приведем примеры:
Такой ребенок не станет с радостью лепить и рисовать. Всегда по отношению малыша к своим ручкам, испачканным красками, можно судить о том, насколько строго ребенка приучают к чистоте. Большая строгость — меньшая спонтанность и способность к творчеству. Запомните, пожалуйста, что возраст приучения к чистоте, которая не во вред, а на пользу наступит позже — между 2 и 3 годами. Тогда ребенок легко и с радостью усвоит многие социальные нормы — и эту в частности — что нужно есть чисто и аккуратно, и вообще не пачкаться. В голове у него сформируется к тому времени соответствующая интеллектуальная категория, и ему вообще будет приятно и интересно многое делать как все. В общем — «каждому овощу свое время». В год вопрос собственной чистоты и аккуратности малышу еще не интересен и просто недоступен. Хотите — верьте, хотите — нет. Условия занятий и настрой мамы: А для того, чтобы начать заниматься с ребенком лепкой или любым другим прикладным занятием нужно настроиться на то, что будет много грязюки. Если вы морально к этому не готовы — то можно и не начинать. Невротическая установка по отношению к чистоте может на многие годы отбить у ребенка охоту к творчеству. Уж лучше подождать, когда найдется какой-нибудь специалист по раннему развитию, спокойно относящийся к творческому беспорядку. Даже нанимая няню к малышу от полугода до 3, очень рекомендую в точности узнать, какие у нее взгляды на чистоту. И если няня — сторонник стерильности- нужно очень хорошо подумать, чего от этой установки будет больше — вреда или пользы. 1) В общем, выбирая место для занятий с ребенком, нужно прежде всего думать о том, где вам будет проще всего устранять побочные последствия его творчества. В стандартной квартире лучше всего подходит кухня. 2) Все то, что вам может понадобиться при рисовании, лепке и других занятиях, а также то, что нужно для устранения последствий должно лежать под рукой, а не на десятой полке в пятом шкафу. Особенно всякие тряпки и влажные салфетки. 3) Очень важно с маленьким ребенком аккуратно встраивать все занятия и мероприятия в его режим дня. Тут правильно подобранный момент — половина успеха. Малыш должен быть сыт и не слишком утомлен. А что касается мамы — то она не должна никуда спешить и опаздывать. Если вам через 15 минут выходить на прогулку — то лучше ничего и не начинать, так как вы и сами станете дергаться, и ребенка задергаете. 4) Нельзя сердиться на малыша, если он по ходу занятий делает что-нибудь не то! Ребенок лучше всего воспринимает даже не содержание занятий, а настроение мамы. И если он запомнит, что когда мы лепим — мама сердится, он не будет любить лепку, так как это занятие станет ассоциироваться у него с плохим маминым настроением. Очень важно с большим вниманием и благоговением относиться к работам малыша. Понятно, что то, что малыш сотворил своими маленькими и не очень умелыми руками может не вызывать у родителей никакого восторга. Особенно папы по началу никак не могут включиться в специфику детских работ. Могу вам сказать, что если родительского восторга не будет, то и успехов в творчестве у малыша будет немного. Именно родительским восторгом движутся детские начинания. Поэтому, если хотите, чтобы ребенок действительно любил рисовать и лепить — постарайтесь увлечься этим занятием сами. На своих семинарах я подбираю техники так, чтобы и малышу было доступно, а главное, чтобы маме нравилось. Если какая-то из техник понравится маме — дело почти сделано. Такая мама обязательно дома захочет попробовать еще раз сделать ту же поделку, ну и конечно ребенка рядом с собой посадит. Спокойное отношение к грязи: очень спокойное отношение к грязи! Да это и не грязь вовсе — это следствия творческого процесса. Ребенок познает мир руками — и чем, на взрослый взгляд, грязнее, тем ребенку интереснее и полезней для общего интеллектуального развития. Если, понимая все сказанное выше, вы все равно переживаете с необъяснимой для самих себя силой — значит дело скорее всего в вашем собственном детстве, и отношении к грязи тех людей, которые вас воспитывали. Если вы действительно очень расстраиваетесь, когда пачкается сам ребенок, или то, что на нем надето — попробуйте поработать со своими детскими воспоминаниями, а если ничего не вспомнится — лучше передоверьте рисование и лепку кому-нибудь более в этом отношении спокойному. Для маленького ребенка без грязи нет творчества, и более всего годовалые дети уважают боди-арт. Так что для занятий с ребенком точно не подойдет гостиная с белым ковром и кремовым диваном — ее ведь потом так сложно отмывать, что мама уж точно не будет спокойна. Есть замечательный автор — Елена Макарова. В своих книгах «В начале было детство», «Освободите слона» она мастерски описала процесс детского творчества. Тем, кому действительно интересна данная тема, очень советую эти книги найти и прочитать. Итак:
• Удобное место для занятий • Раздетый или одетый в то, что не жалко малыш • Отсутствие нервозности и спешки со стороны мамы • Живая заинтересованность в «продуктах творчества» • Бережное отношение к поделкам • Внимание со стороны других взрослых в семье. • Помните, что ребенок в этом возрасте совсем не понимает критики. • Настрой мамы. Мамино отношение ко введению любых новшеств в жизнь годовалого и двухлетнего ребенка вообще должно быть очень спокойное — ребенку вполне может ваша затея не понравиться или показаться неинтересной. И это ничего не значит. Лучше всего попробовать снова через несколько дней. Приступая к любым занятиям с ребенком младше 3 лет, не забывайте о том, как недолго он может оставаться сосредоточенным. Как правило, малыши в возрасте от года до полутора способны концентрировать внимание на 2-3 минуты. Всего на 2-3 минуты! Так что, если вы очень старательно готовились к тому, чтобы с ребенком порисовать или полепить, а он удостоил вас и ваши приготовления своим вниманием на 2-3 минуты — не расстраивайтесь — ваше занятие состоялось. Чем старше будет ребенок, тем дольше сможет он заниматься одним и тем же делом. Например, трехлетний ребенок вполне может с интересом чем-то заниматься 10-15, а то и 20 минут. Хотя, конечно же, существуют исключения. И бывают дети, которых просто невозможно оторвать от красок или лепки. Таких, как правило, не больше 10-15 процентов. Крайне важно не удерживать ребенка силой. Помните — убегая от стола с пластилином, ваш ребенок не капризничает и не вредничает. Он просто не может еще надолго концетрировать внимание. И важно тут не принуждение, а тренировка способности сосредотачиваться на чем-то одном. Причем, желательно, чтобы тренировка эта была каждодневная. Если вы стараетесь, а ребенок ваш все-таки убегает и решительно не желает втыкать крупу в пластилин, самый надежный способ продолжать заниматься этим полезным и развивающим делом самой. Дети так устроены, что им интересно все, во что действительно вовлечена мама. — Не надо перегружать. Дети быстро устают. Продолжительность занятий будет постепенно сама расти — когда нервная система малыша дозреет. Основные принципы: — Каждый ребенок выбирает из предложенного то, к чему он более способен. Кто то не любит лепить, зато от рисования не оторвешь. — Для ребенка все его прикладные занятия, в хорошем случае, неотрывны от понимания мира и являются одним из главных средств (помимо игры) для отражения того, что он понял и прожил. Только в этом случае достигается цель. НО до появления фразовой речи во всех прикладных занятиях малыш только знакомится с материалом, так же как и со всем миром вокруг. Любое занятие в этом возрасте — развивающее. — Ранний академизм вреден: дети склонны перенимать шаблоны, и на многое готовы ради маминого одобрения. — Творческие способности развиваются, когда нет единственно заданного способа что-либо сделать, но сам материал подталкивает к экспериментированию. — Нужно подчеркивать своеобразие работ ребенка, говорить: смотри, как у всех по-разному. Но потом, ближе к 4 годам наступает возраст, когда пора отдавать в ученики. — Нужно хорошо представлять себе возрастные возможности ребенка и не требовать от него недостижимого. Чего детки не могут в этом возрасте (как минимум до 3-х): Долго фиксировать внимание. Делать 2 дела одновременно (не сформировано 2-х канальное внимание) Сидеть спокойно на месте, долго удерживать одну позу. Понимать то, что непосредственно не относится к их личному опыту. Все должно быть наглядно. Действовать полностью целенаправленно, достигать какого-то результата. Рисовать по замыслу. Материалы, из которых можно лепить с маленьким ребенком: Разные пластические материалы, их преимущества, особенности и трудности в обращении с ними. Есть разные материалы для лепки. Мы с вами, родители, по нашему детсадовскому детству, знакомы только с пластилином (может быть, кому-то и повезло, и был хороший педагог на студии, и лепили из глины). Перечислим их: пластилин, мягкий пластилин, глина, соленое тесто, воск, пластика. У каждого из этих материалов есть свои достоинства и недостатки, а вернее, у каждого материала своя специфика. На мой взгляд, лучший материал для начала лепки с маленьким ребенком — соленое тесто. Преимущества: данный материал абсолютно экологичен. Его спокойно можно брать в рот. Кроме того, тесто — самый мягкий и пластичный материал. Ведь у годовалого ребенка ручки достаточно слабые, и твердый пластилин ему очень сложно разминать. Соленое тесто: Рецепт: 2 части муки, 1 часть мелкой соли, 2-4 столовые ложки растительного масла, горячая вода. Соль растворить в минимальном количестве горячей воды. Замесить солевым раствором крутое тесто, положив муки «сколько тесто возьмет», добавить растительное масло. Такое тесто может храниться в холодильнике в закрытом пластиковом контейнере до 3 недель. Но есть одна тонкость — после нескольких часов стояния оно становится более жидким, и муки соответственно надо добавить. Очень важно, чтобы соленое тесто не прилипало к рукам. Испачканные ручки могут отбить охоту лепить. После работы с соленым тестом нужно хорошо промыть руки ребенка водой или влажными салфетками. Тесто содержит большое количество соли, и следы соли на ладошках могут возбуждающе действовать на ребенка. Детям-аллергикам соленое тесто может не подходить — на ладони большое количество рецепторов, и чувствительная кожа рук детей-аллергиков, скорее всего быстро раздражится. С такими детьми лучше начинать лепить из мягкого пластилина. Соленое тесто можно сделать и цветным, подкрасив его либо пищевыми красителями, либо, что еще лучше — фруктовыми или овощными соками. Например, клюквенный сок дает приятный розовый цвет теста, свекольный сок — буроватый, вишневый сок (от мороженной вишни) — красный, а если добавить крепко заваренный чай каркадэ, то вы получите нежный сиреневый цвет.Желтый цвет лучше всего получается при добавлении в тесто шафрана или куркумы — это все пряности, для ребенка безвредные.Коричневый цвет получается при добавлении какао, при условии, что у малыша нет аллергии на данный продукт. А можно просто подкрашивать тесто просто гуашевыми красками. Этот способ годится, если ваш малыш уже не очень тянет в рот все, что попадается ему под руку. Пластилин: Выбирая пластилин для самого маленького ребенка нужно учитывать несколько позиций: Первое: пластилин должен быть максимально мягким Второе: пластилин должен легко отлепляться от пола (иначе маме придется очень трудно). Пластилин отечественного производства надо подогревать около батареи или класть на 5-10 минут в миску с горячей водой. Помните, пластилин должен быть мягким, как хорошее дрожжевое тесто, чтобы маленький ребенок мог с удовольствием из него лепить. Лучше всего подбирать пластилин, цвета которого хотя бы немного похожи на цвета, встречающиеся в живой природе. Занимаясь художественным творчеством с маленьким ребенком, мы формируем у него вкус. И если цвета пластилина будут неестественными, флюоресцирующими, малыш поймет, что мама считает такие цвета красивыми. Мягкий пластилин: Мягкий пластилин продается в пластиковых контейнерах, и по своим качествам представляет нечто среднее между соленым тестом и обычным пластилином. Пластилин для самых маленьких может даже обладать фруктовым запахом. Я считаю, что это лишнее, так как увеличивает вероятность того, что ребенок станет усердно пробовать этот яркий и вкусно пахнущий материал на вкус. Мягкий пластилин нельзя использовать повторно — поделки, полежав на открытом воздухе. быстро засыхают. Мягкий пластилин считается нетоксичным и гипоаллергенным материалом. Глина: Глину для детского творчества сейчас просто купить в магазине. Она бывает коричневая и голубая. Детям-аккуратистам может больше понравиться голубая глина. По мягкости и ковкости глина не уступает соленому тесту, но она не цветная. В принципе, хорошо если в хозяйстве имеются и тесто и глина. Тогда эти материалы можно чередовать. Хранить глину можно в холодильнике, завернув во влажную ткань и положив в пакет. Чтобы лепка из глины доставляла малышу удовольствие, ее должно быть много — не менее 2-3 килограмм. Очень рекомендую использовать глину зимой, когда на улице невозможно играть с песком. Занятия с глиной хорошо сочетаются с добавлением природных материалов — веточек, камней, шишек, листочков. Если руки, испачканные глиной тревожат малыша — присмотритесь, не слишком ли строго вы приучаете его к чистоте. Нужно спокойно объяснять, что глина — это не кака. Воск: Воск для лепки — интересный материал, но он достаточно быстро затвердевает, и потому детям младше 3-3,5 лет с ним работать достаточно трудно. С этим материалом можно просто познакомить ребенка, что называется, для общего развития. Перед тем, как лепить, воск согревают в миске горячей воды.
Приемы лепки: чему мы учим малыша в первую очередь. Самое первое — это знакомство с материалом. Кусок теста или глины должен быть достаточно большим, не умещаться в ладошках. Помните, что начиная лепить, ребенок прежде всего знакомится с объемом и количеством вещества. Первый прием: мять и отрывать большие куски. • Далее — хлопать ладошкой и стучать кулачком по этому большому куску теста • Тыкать в большой кусок пальчиками, оставляя дырки-отверстия. • Можно тыкать незаточенным карандашом или любой другой палочкой • В образовавшиеся отверстия можно вставлять крупную крупу или сырые макароны, или любой другой природный материал.
Это упражнение как нельзя лучше развивает так называемый «пинцетный захват» ребенка — согласованное движение большого и указательного пальцев. Это первое упражнение, на котором проверяется сила рук ребенка. Обязательно каждому действию ребенка в лепке надо давать названиие, звуковую опору. Причем слово это должно быть короткое и достаточно легко произносимое. Для данного действия лучше всего подходит словечко «щип»
Возможна ли лепка по замыслу и в каком возрасте: Замысел сам по себе появляется, не раньше, чем у малыша созревает функция предвидения и планирования. Средний возраст появления такой возможности — 3 года. Варианты сюжетных заданий для лепки (годятся для детей, старше 2,5 лет):
Потом можно побеседовать. Для детей, старше 2,5-3 лет, которые уже говорят и хорошо понимают сказки очень хорошо, если занятия лепкой вписаны в игровой сюжет:
|