Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Предназначение и функции интеллигенцииСоциокультурная миссия интеллигенции необычайно сложна и разнообразна. Она охватывает различные сферы культуры - от нравственной и художественной, до политической. Это - образование и просвещение, художественное творчество и идейная борьба. Следует выделить несколько основных функций интеллигенции.[17]
Глава 2. Интеллигенция и интеллигентность. Интеллигенция как гносеологический и социальный феномен. В настоящее время, как и в XIX веке, существуют различные мнения по поводу сущности и функций интеллигенции. Причины этого следует искать в период становления термина. Любое явление возникает, развивается. Значит, меняется отношение к нему. Это произошло и с интеллигенцией. Обратимся к истокам возникновения термина. Немецкий филолог О.В.Мюллер проследил эволюцию семантики слова «интеллигенция» в различные исторические периоды и в разных языках1. По его мнению, это понятие существовало в античности. В латинский язык это слово введено Цицероном как литературный перевод греческого философского термина «dia-noesis». Этот термин употреблял Аристотель для характеристики познавательного процесса с помощью разума. Этому понятию противостоит «noesis», т.е. интуитивное познание. Познавательный процесс, по Аристотелю, направлен человеком не только на объективный мир природы, но и на самого себя. Высшее благо и счастье, доступное человеку, состоит в совершенствовании себя, как человека, т.е. в активности, отличающей его от других существ. В чем отличие человека? В своих трудах Аристотель вводит деление на «душу вегетативную», «душу чувственную» и «душу рациональную». Функция «души рациональной» интеллектуального характера — познание, установление, выбор — то, что присуще только человеку. Итак, активность разума - цель, достойная человека. Совершенствование рациональной души - добродетель дианозтическая или мыслительная (т.е. мудрость и рассудительность). Эта добродетель возникает и возрастает преимущественно благодаря обучению и именно поэтому нуждается в долгом упражнении. Рассудительность заключается в установлении того, что является благом или злом для человека, в правильном выборе. Мудрость состоит из ума и знания, ее задачей является познание объективной реальности (первоначал и последующих доказуемых вещей). Таким образом, интеллигенция в трактовке Цицерона - это мыслительная способность рациональной души человека, направленная на самосовершенствование и познание окружающего мира. На исходе античности понятие «интеллигенішя» теологизировалось: смысл слова "intelligentia" стал пониматься, прежде всего, как Ум Божеский, как высший разум, творящий в самом себе многообразие мира. В средневековой перипатетической философии и космологии «интеллигенции» -вечные неподвижные духовные сущности, двигатели небесных сфер, передающие движение от Перводвигателя - бога через небесные тела вещам земного, подлунного мира (онтологизация интеллигенции). Богословское значение этого слова постепенно переосмысливается средневековыми мыслителями, в человеческом сознании начинают отыскиваться элементы сопричастности божественной «intelligentia». Так, П.Помпонацци, рассуждая о материальности души человека, отмечает, что «интеллигенция... есть и интеллект, и душа...». Обе эти трактовки (божественной и человеческой интеллигенции) сохранились в эпоху Реформации и Просвещения. Как синтез богословской и гуманистической -линий в содержании данного понятия стало его рассмотрение немецкой классической философией. В трудах И.Канта можно найти несколько подходов к понятию «интеллигенция». Под интеллигенцией философ понимает божество, Бесконечное существо, как высшую интеллигенцию3 и интеллигенцию (рациональность) как способность субъекта, при помощи которой он в состоянии представить себе то, что недоступно чувствам4. Кроме того, по мысли И.Канта, человек нуждается в моральной интеллигенции5 - внутреннем голосе судьи, требующем отчета при нарушении нравственного долга человеком. И.Г.Фихте указывал, что самополагание «я» неотделимо от его самопознания. Для мыслящего «я» характерная деятельность — это созидательная («практическая») и познавательная («теоретическая»). «Я» является теоретическим или интеллигенцией6. Интеллигенция — это способность к познанию - способ деятельности человеческого духа, сутью которого является сила воображения, представление, рефлексия. Воображение человека для И.Г.Фихте остается тайной, он надеется, что эта способность будет вскоре раскрыта, осознана. Высшее действие интеллигенции, по мысли И.Г.Фихте, - самополагание, но по времени это не первое действие. На первом этапе смутные чувства руководят человеком. Только через слепое хождение человеческий дух приходит к рассвету. Интеллигенция проходит путь к познанию от смутных чувств. В «Системе трансцендентального идеализма» Ф.В.И.Шеллинг также употребляет термин «интеллигенция» По его мнению, интеллигенция противостоит природе, она есть сознательное в противоположность бессознательному. «Всякая философия должна исходить из того, что либо природа создается интеллигенцией, либо интеллигенция природой»7. Таким образом, поднимается вопрос, что первично: дух или материя. Интеллигенция соответствует духу не только в глобальном смысле, но и на субъективном уровне. Ф.В.И.Шеллинг выделяет несколько этапов самосознания Я. От первоначального ощущения до творческого созерцания, от созидающего созерцания до рефлексии, от рефлексии до абсолютного акта воли. Наиболее детально разработано понятие «интеллигенция» в работе Г.В.Ф.Гегеля «Философия духа» в главе о субъективном теоретическом духе, разделе «психология». Интересно в этой связи лирическое отступление Гегеля: язык достаточно рассудителен, чтобы слово «сердце» употреблять для обозначения отваги, и слово «голова» для интеллигенции, а не так, чтобы словом «сердце» обозначать интеллигенцию. Разум, по Гегелю, образует субстанциональную природу духа. Дух объемлет субъективность и объективность, субъективность духа и есть интеллигенция. Иными словами, интеллигенция - это деятельность субъективного духа. По мысли Г.В.Ф.Гегеля, «всякая деятельность духа есть только постижение им самого себя, и цель всякой истинной науки состоит только в том, что дух во всем, что есть на небе и на земле, познает себя». Тогда действительность интеллигенции - познание. Интеллигенция - это «теоретический дух», деятельность которого была названа познаванием, но который также созерцает, вспоминает, представляет, воображает и т.д. Интеллигенция - форма духа, в которой сам он изменяет предмет и посредством его развития развивает и себя самого по направлению к истине.
Становление понятия интеллигенции в русской культуре. Традиционно появление слова «интеллигенция» в русском языке связывают с именем П.Д.Боборыкина. В статье «Русская интеллигенция» так описывается его возникновение: «Тут я позволю себе открыть маленькую скобку и публично повиниться в том, что, около сорока лет тому назад, в 1866 году, в одном из своих критических этюдов, я пустил в обращение в русский литературный язык или жаргон, как угодно, это самое слово «интеллигенция», придав ему то значение, какое оно из остальных европейских литератур и пресс приобрело только у немцев: интеллигенция, т.е. самый образованный, культурный и передовой слой общества известной страны. Тогда же я присоединил к нему одно прилагательное и одно существительное, которые получили точно такое же распространение... «интеллигент» и «интеллигентный»...»15. Итак, П.Д.Боборыкин считает, что введение нового слова — исключительно его заслуга. Но, например, В.Л. Жуковский, обучавший будущего императора Александра IT, в своих дневниках употреблял этот термин, не задумываясь над его происхождением, как слово, давно вошедшее в литературный язык. Более того, В.Л.Жуковский впервые употребляет это понятие с этической нагрузкой. В конце XIX века появляется социально-этическое направление в понимании феномена «интеллигенции», в XX веке нравственность личности является одной из основных составляющих интеллигентности. В.Л.Жуковский впервые высказал мысль о том, что интеллигентный человек должен не только иметь хорошее образование, но и быть нравственной личностью. Это в идеале, а в реальной жизни совмещение этих двух черт бывает не всегда. Эту особенность интеллигенции он и отмечает в своих дневниках. В.А.Жуковский описывает пожар, в результате которого сгорели 300 человек. Л рядом устроили бал. «Осветился великолепный Энгельгардтов дом... к нему потянулись кареты, все наполненные лучшим петербургским дворянством, тем, которое у нас представляет всю русскую европейскую интеллигенцию»16. В данном случае понятие "интеллигенция" употреблено в отрицательном смысле. Автор отмечает аморальность интеллигенции. Эти записи относятся к периоду между 1827 и 1840 годом. Следовательно, уже к этому времени слово вошло в употребление. В дневниках этого времени даются наставления великому князю. По.чтению В.А.Жуковского, вера и вытекающая из нее нравственность поступков являются важнее образования. Автор наставлений говорит о том, каким должен быть правитель и просто человек: «Твой целитель - твоя душа и тот, кто ее создал... Если человек сбился с пути, то он сбился весь, и талант, и ум не спасут его от той грязи, в которую он должен упасть, потеряв достоинство при всем уме и таланте. Потому-то и нужно более всего у нас беречь свое нравственное достоинство: ибо оно наша единственная опора»17. Высказывается мнение о том, каким должен быть любой человек, что в человеке главное. По мнению В.А.Жуковского, просвещение важно и необходимо для дел государственных, для каждого человека в отдельности, в том числе и для государя, важно также для его души, ее «способности возвышаться». Это является для него смыслом жизни. Необходимо обратить внимание на представления В.А.Жуковского об идеальном человеке, поскольку при развитии термина «интеллигенция» в содержание этого слова вкладываются кроме образованности, моральные качества, и они, по мнению некоторых мыслителей, являются главной, определяющей чертой «интеллигентного человека». Эти наставления формируют идеал личности, к которому должен стремиться каждый человек. В.Л.Жуковский, как внимательный учитель, уделяет большое внимание не только словам, но даже помыслам своего ученика, объясняет, чем может обернуться привычка не обращать внимания на кажущиеся мелочи, говорит о важности искоренения зависти, лицемерия и других отрицательных черт в человеке. Все дневниковые записи проникнуты мыслью о необходимости развития и совершенствования нравственных качеств личности, постоянной работы над своими помыслами. Таким образом, В.А.Жуковский слово «интеллигенция» употребляет применительно к образованным людям, «лучшему петербургскому дворянству». Вера и нравственное развитие личности, по его мнению, должны быть свойственны любому человеку, независимо от образования или положения в обществе. Хотя слово «интеллигенция» употребляли еще в 30-40-е годы XIX века, но в словарях оно еще не было зафиксировано. Появление термина в толковом словаре свидетельствует о его включении в русский литературный язык. Обратимся к исследованиям филологов. Ю.С.Сорокин отмечает, что с 30-х годов XIX века до 1860-70-х включительно поток заимствований становится сильнее. Именно в эти годы определился широкий круг терминов западноевропейского происхождения, прочно усвоенных русским литературным языком и вошедших в его лексическую систему18. Несмотря на то, что В.Даль был противником заимствования слов, он включил в первое издание Толкового словаря (1863-1866) более 750 заимствованных слов, вошедших в употребление в 1820-50-х гг. Среди них было слово «интеллектуальный». Во втором гадании его словаря (1880-1882) было добавлено еще около 60 слов и среди mix появилось слово «интеллигенция». Сам факт введения этого понятия говорит о том что, несмотря на неприятие иностранных слов Далем, игнорировать его было уже невозможно. Заимствование иностранных слов не является механическим переносом отдельных слов га одного языка в другой. Судьба таких слов зависит от того, насколько их введение оправдано потребностью выражения особых понятии, новых смысловых значений и оттенков. Значение слова «интеллигенция» можно передать только описательно, этому термину сложно предложить подходяигую замену. Поэтому сам термин продолжает существовать и сейчас. Толковый словарь В.Даля так определяет содержание этого слова: «интеллигенция (ж., лат. Intelligentia), в значении собирательном, разумная, образованная, умственно развитая часть жителей». Но обратимся к толкованию этого понятия. В предлагаемом определении не говорится о нравственном развитии человека. На этой же странице словаря В.Даля дается определение слова «интеллектуальный» - духовный, умственный, разумный»19. Судя по толковому словарю В.Даля, сложно разделить эти два слова. Обратим внимание на то, что в понятие «интеллектуальный» входит представление о «духовности», а термин «интеллигенция» не подразумевает ее наличие. Это характерно для XIX века, когда духовность и религия были неразрывны. Толковый словарь отмечает эту особенность: интеллигенция не всегда связана с религией, религиозной духовностью. Эта особенность интеллигенции отмечена не только в толковом словаре, но и в художественной литературе ХТХ века. Кроме-того, в художественных произведениях мы можем найти обстоятельное рассмотрение сущностных черт интеллигенции. Какой образ интеллигентного человека был сформирован литературой ХІХ и XX веков? Ф.М.Достоевский в «Дневнике писателя» не просто критикует ЇІЛИ превозносит интеллигенцию, он рассматривает само явление «интеллигенции», его сущность, а также сравнивает интеллигенцию с другими слоями общества. Наиболее ценно для настоящей работы то, что в размышлениях Ф.М.Достоевского по поводу интеллигенции присутствуют и функциональный, и ценностный подходы. Ф.М.Достоевский говорит об интеллигенции, как высшем сословии. Это образованные люди, которые имеют свои достоинства и недостатки. Часть интеллигенции - сельские учителя, врачи - прекрасно знают нужды народа, а часть порвала с народом, отсюда и недостатки. Отсутствие религиозной веры и желание все познать разумом. «Безграмотный мужик вполне и незыблемо верует в божие единство, в то, что бог един и нет другого бога, такого, как он.
|