Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Выступление в деловом общении. Прежде всего, напомним самую общую модель коммуникативного процесса, одной из форм которого и является публичное выступление:Прежде всего, напомним самую общую модель коммуникативного процесса, одной из форм которого и является публичное выступление: ♦ кто (инициатор, субъект) — коммуникатор (лектор, докладчик); ♦ что (информация) — сообщение (лекция, доклад); ♦ как (средства передачи) — канал (вербальный, невербальный); ♦ кому (адресат, объект) — аудитория (сотрудники, подчиненные, слушатели, студенты); ♦ с каким результатом (критерии оценки) — эффективность (низкая, высокая). Публичное выступление (лекция, доклад и т. д.) представляет собой социально ориентированное, когда общественные отношения выражены наиболее ярко, либо групповое предметно ориентированное, когда четко обозначены отношения, обусловленные совместной деятельностью, общение. В качестве средств его используются различные знаковые системы и подсистемы, подробно рассмотренные нами в первой главе, в первую очередь вербальные. Оно предполагает, прежде всего, использование внешней устной монологической речи со следующими, характерными для нее признаками: ♦ протекание в меняющихся условиях; ♦ сокращенное количество слов; ♦ относительная простота грамматической конструкции; ♦ развернутость и связность; ♦ тщательность отбора слов и оборотов; ♦ предъявление высоких требований к выступающему. Публичная речь в деловом общении всегда сугубо прагматична и, как всякая коммуникация в общении, воздействует на слушателей не только вербальными средствами — словами, но и невербальными. К их числу относятся средства, принадлежащие к нескольким невербальным подсистемам, а именно: проксемические, визуалистические, пара- и экстралингвистические, то есть расположение, поза, визуальный контакт, интонации, паузы, темп, ритм, динамика, громкость и т. д. Все это требует от выступающего выбора адекватных средств влияния и владения соответствующими техниками, использующимися во всех видах коммуникации, о которых мы подробно говорили выше, в теоретической части. Поэтому здесь мы остановимся лишь на специфике публичного выступления в рамках деловой коммуникации. Итак, публичная речь требует в своем произнесении и подготовке соблюдения конкретных правил и следования определенной технологии, включая при этом, согласно риторическому канону, несколько этапов: ♦ инвенция — нахождение — сбор и систематизация материала, определение направленности влияния в процессе выступления; ♦ диспозиция — расположение — обдумывание, структурирование и комментирование материала, подбор средств влияния, способствующих повышению продуктивности воздействия речи; ♦ элокуция — оформление — первая редакция, стилистическое оформление, формулирование выступления и заключение, выбор конкретных техник и приемов влияния; ♦ меморио — запоминание — освоение написанного текста, в том числе и риторически, выделение мест пауз, модуляций, интонаций, определение ритма и темпа, мимики и жестикуляции; ♦ выступление — произнесение. При этом существуют различные виды речи в публичном выступлении в формате делового общения, которые могут сочетаться в рамках одного выступления. Однако при решении современных практических задач выявляется недостаточность старых подходов риторики, уделявших внимание логической выстроенное речи, убедительности аргументации и направленности на публичные выступления ораторов. Исходя из современных представлений, ситуация речевого общения выступает как сложное системное образование с многочисленными компонентами. Особенностью этого подхода следует считать принципиально важный поворот к коммуникативной стороне речи, когда именно взаимодействию коммуникаторов в процессе разговора и общения уделяется основное внимание. Основные используемые в процессе публичного выступления манипулятивные техники и виды психологического влияния — это: ♦ техника увещевания и внушения; ♦ техника введения в заблуждение и манипулирования; ♦ техника приманивания и расположения; ♦ техника лести и поощрения; ♦ техника эмоционализации и заражения; ♦ техника запугивания и понуждения. Далее мы попробуем привести имеющиеся сведения о видах и структуре выступления в деловом общении и приемах психологического влияния, адекватных для каждого из видов публичной речи. 1. Информационная — направленная на обогащение слушателей новыми знаниями и представлениями. Виды используемого психологического влияния — расположение, убеждение, внушение, заражение. Условия — актуальность темы. Цели и задачи — пробуждение интереса, удовлетворение запросов. Формы — повествование, описание, объяснение. 2. Убеждающая — направленная на доказательство или опровержение утверждения, возбуждение у слушателей новых чувств, формирование определенного отношения. Виды используемого психологического влияния — расположение, убеждение, внушение, заражение. Условия — актуальность темы и наличие интереса аудитории. Цели и задачи — удовлетворение интереса, обсуждение проблемы, демонстрация возможных путей решения, обозначение разных вариантов действий. Формы — объяснение, аргументация. 3. Призывающая — направленная на побуждение слушателей к новому действию или прекращению прежнего. Виды используемого психологического влияния — расположение, убеждение, внушение, увещевание, понуждение, заражение, манипулирование. Условия — актуальность темы и быстрота ее изменения вслед за событиями. Цели и задачи — отождествление представлений оратора и слушателей, актуализация мотивов и потребностей слушателей, пробуждение активности. Характеристики — краткость, эмоциональность, экспрессивность, конкретность. 4. Протокольная — направленная на представление, приветствие, выражение благодарности, признательности. Виды используемого психологического влияния — расположение, убеждение, внушение. Цели и задачи — представление, приветствие, выражение благодарности. Характеристики — формальность, краткость, лаконичность. 5. Торжественная — направленная на создание психоэмоционального подъема, повышение настроения. Виды используемого психологического влияния — расположение, убеждение, внушение, заражение. Характеристики — формальность, краткость, лаконичность. 6. Траурная — направленная на побуждение слушателя к переживанию чувства скорби, возникновение ощущения утраты. Виды используемого психологического влияния — внушение, заражение. Характеристики — формальность, краткость, эмоциональность. 7. Неформальная — направленная на объединение слушателей на неформальной основе, повышение групповой сплоченности. Виды используемого психологического влияния — расположение, убеждение, внушение, заражение, манипулирование. Характеристики — эмоциональность, оригинальность, экспрессивность, конкретность, благожелательность. Таким образом, основными правилами публичного выступления считаются следующие: ♦ ориентация на слушателей с учетом их личностных или групповых особенностей; ♦ наблюдение и контроль за невербальными сигналами слушателей, дающих обратную связь; ♦ использование в выступлении широкого спектра средств влияния, вербальных, невербальных, экстра- и паралингвистических; ♦ использование в выступлении широкого спектра видов психологического влияния, техник и приемов; ♦ конструирование речи, создание оптимальной структуры, содержащей вступление (почему выступаю), основную часть (что было, есть, будет, должно быть, как добиться) и заключение (побуждение к действию и изменению ситуации). Надо заметить, что выступление перед большой аудиторией имеет свою специфику (см. эффекты и феномены группового восприятия). Как мы уже упоминали выше, особенностями восприятия большой группы являются: ♦ безразличие к противоречию, связанное с «автоматичностью» мышления, наполненного стереотипами и клише; ♦ чувствительность к актуальности предлагаемых идей, проявляющаяся в реакции лишь на то, что вызывает ее непосредственный интерес; ♦ необходимость многократного воспроизведения, превращающего идею-понятие в идею-действие, когда люди не в состоянии рассуждать, а лишь подвергаются внушающим воздействиям. Понятно, что деловое межличностное общение не сводится только к взаимодействиям массового характера, а представлено и межперсональным общением, в рамках которого рассматриваются факты и приводится логическая аргументация.
|