Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Интеракция и регулятивная функция общенияТак же, как существует терминологическая неясность в определении коммуникации и общения, есть она и в понимании общения и взаимодействия, между которыми некоторые исследователи ставят между ними знак равенства. Здесь следует остановиться несколько подробнее на терминах. Мы вслед за отечественными авторами будем понимать под общением всю совокупность межличностных и общественных отношений. Понятие же взаимодействия в дальнейшем мы будем употреблять как обозначающее иной, в сравнении с коммуникацией, аспект процесса общения. Структура межличностных, или интериндивидных, отношений так же, как и структура личности, включает в себя три компонента: ♦ когнитивный; ♦ аффективный; ♦ поведенческий. Система факторов, влияющих на формирование межличностных отношений, включает в себя следующие характеристики, или особенности личности: 1) тендерные — полоролевые; 2) возрастные; 3) национальные; 4) религиозные; 5) профессиональные — в результате совместной трудовой деятельности; 6) социальные — статус; 7) соматические: ♦ состояние здоровья; ♦ внешний облик; 8) психические: ♦ темперамент; ♦ самооценка и т. д. Коммуникативный процесс, возникающий в рамках межличностных отношений на почве совместной деятельности, сопровождается, как мы отметили, обменом информацией. Такой обмен происходит, в том числе и по ходу, и по поводу самой деятельности, что приводит к реализации новых попыток ее развития и организации. Причем для участников деятельности обмен информацией сочетается с обменом действиями, естественно, требующим планирования и организации. Именно планирование, когда планы одного из участников взаимодействия регулируют действия другого, и придает их деятельности характер совместной. Отсюда становится понятным невозможность, с одной стороны, отождествления коммуникации с взаимодействием, с другой — их разрыва. Какова же, исходя из вышеизложенного, структура взаимодействия как одного из аспектов общения? На этот счет существует несколько подходов. 1. Подход в рамках теории социального действия М. Вебера, Т. Пар-сонса, решавшей задачу поиска доминирующих факторов мотивации действий во взаимодействии, где их система складывается из актов, схема которых следующая: ♦ деятель; ♦ другой; ♦ нормы; ♦ ценности; ♦ ситуация. 2. Подход, описывающий структуру взаимодействия через ступени его развития, которая расчленяла действие не на акты, а на стадии [96], где последовательно осуществляются следующие действия: ♦ пространственный контакт; ♦ психический контакт; ♦ социальный контакт; ♦ взаимодействие; ♦ социальное отношение. 3. Подход, представленный транзактным анализом, предлагающим регулирование действий через позиции с учетом характера ситуаций и взаимодействия [8], где каждый участник взаимодействия занимает одну из трех позиций с характерной для нее стратегией взаимодействия: ♦ родитель; ♦ взрослый; ♦ ребенок (дитя). Таким образом, о продуктивности взаимодействия мы можем говорить тогда, когда транзакции носят комплементарный, взаимодополняющий характер; участники общения адекватно понимают ситуацию; адекватно действуют в рамках ситуации. Известные классификации стилей взаимодействия включают: официальные события, случайные встречи, формальные контакты [100]; или ритуалы, полуритуалы и игры [8]. Наиболее интересной представляется отечественная классификация в соответствии с направленностью: социально-ориентированные, предметно-ориентированные и личностно-ориентированные [44, 45]. Стили действий специфичны в зависимости от ситуации и разделяются на следующие три основных: ♦ ритуальный, задающийся культурой; ♦ манипулятивный, предполагающий психологическое воздействие; ♦ гуманистический, имеющий развивающий характер. Виды взаимодействий в соответствии с разными подходами подразделяются чаще всего по знаку на положительные и отрицательные. То есть, в сущности, на способствующие или препятствующие совместной деятельности, используемые при этом определения подчеркивают оппозицию: согласие-конфликт, ассоциация-диссоциация и, наконец, кооперация-конкуренция. Последнюю пару, представляющуюся нам наиболее интересной, мы и рассмотрим подробнее. 1. Кооперация — как координация, упорядочивание и кумуляция сил участников взаимодействия. Средством соединения индивидуальных результатов деятельности участников с общим конечным результатом становятся развившиеся в ее ходе отношения. 2. Конкуренция — в наиболее яркой ее форме рассматриваемая как конфликт, описание которого включает четыре основные характеристики [57]: ♦ структуру — ситуацию, позиции, объект, инцидент, развитие, разрешение; ♦ типологию — конструктивный и деструктивный; ♦ динамику; ♦ функцию. Надо сказать, что при анализе различных типов взаимодействия принципиально важна проблема содержания деятельности, вне общего контекста которой ни один из видов взаимодействия не может быть рассмотрен. Представляющаяся наиболее интересной в контексте делового общения типология взаимодействий была предложена Р. Бейлсом, который свел все образцы взаимодействий в категории и выделил четыре области, в которых фиксировались проявления групповой деятельности: 1) позитивных эмоций: ♦ солидарность; ♦ снятие напряжения; ♦ согласие; 2) решения проблем: ♦ предложение; ♦ мнение; ♦ ориентация других; 3) постановки проблем: ♦ просьба об информации; ♦ просьба высказать мнение; ♦ просьба об указании; 4) негативных эмоций: ♦ несогласие; ♦ создание напряженности; ♦ демонстрация антагонизма. Основная претензия, предъявляемая к этой схеме, гласит, что в ней не учитывается содержание общей групповой деятельности, т. е. она достаточно формальна. Однако существует еще одно важное направление в социальной психологии — интеракционизм, полагающее взаимодействие отправной точкой любого социально-психологического анализа. Его основоположник, Г. Мид связывал становление самосознания и системы «Я» с взаимодействием, в процессе которого, согласно его взглядам, только и формируется личность человека. Опираясь на представления В. Джемса о двух началах «Я» и используя идею Ч. Кули о зеркальном «Я», Г. Мид пришел к выводу о формировании личности в процессе деятельности и ее осознания. Главной идеей его концепции стала идея о том, что личность человека формируется во взаимодействии с другими личностями, причем основным механизмом этого процесса выступает контролирование действий личности представлениями о ней, имеющимися у окружающих. Эта позиция подтверждается, в частности, и нашими последними исследованиями детерминант становления личности ребенка, когда прослеживается прямая связь между уровнем развития его самосознания, формирования «Я-концепции» и стилем родительско-детских отношений в его семье. Тем не менее, концепция Г. Мида имеет явный дефект: приравнивая коммуникацию к интеракции, он не дифференцировал в общении таких его аспектов, как обмен информацией и организация совместной деятельности. И тут на помощь приходит характерный для отечественной психологии деятельностный подход, который и в социальной психологии раскрывает смысл взаимодействия через включенность его в общую деятельность. Так, в качестве конкретного содержания различных форм деятельности выступает соотношение вкладов в нее участников. В одной из схем [84] выделяются при этом следующие возможные формы или модели: ♦ совместно-индивидуальная деятельность — исполнение участниками своей работы независимо от других; ♦ совместно-последовательная деятельность — выполнение общей задачи участниками последовательно; ♦ совместно-взаимодействующая деятельность — одновременное взаимодействие участника со всеми. Еще одним существенным вопросом является взаимосвязь между системами взаимодействия и отношений. Межличностные отношения определяют как тип взаимодействия, так и его выраженность, при этом эмоциональная основа отношений порождает оценки, ориентации и установки участников, окрашивая отношения и делая их экспрессивными. Надо заметить, что если стратегия взаимодействия зависит от характера и особенностей общественных отношений, то его тактика предопределена представлениями участников друг о друге. Поэтому для выявления механизма взаимодействия следует определить, каким образом намерения, мотивы и установки участников сочетаются между собой и как они проявляются при принятии ими решений, что в конечном итоге сводится к вопросу о принципах формирования образа партнера по общению и взаимодействию, а значит, к рассмотрению такого аспекта общения, как перцепция.
|