Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Развитие личности. Общие закономерности развитияРазвитие личности как педагогическая проблема. В педагогике и психологии по проблеме личности и ее развития существуют три основных направления: - биологическое; - социологическое; - биосоциальное. Представители биологического направления считают личность сугубо природным существом, поведение человека объясняют действием присущих ему от рождения потребностей, влечений и инстинктов. Человек вынужден подчиняться требованиям общества и при этом постоянно подавлять естественные потребности. Чтобы скрыть эту постоянную борьбу с самим собой, он неудовлетворение естественных потребностей замещает занятиями каким-либо видом деятельности. Представители социологического направления считают, что хотя человек рождается как существо биологическое, однако в процессе своей жизни он постепенно социализируется благодаря влиянию на него тех социальных групп, с которыми он общается. Чем ниже по уровню развития личность, тем ярче и резче проявляются у него биологические черты, прежде всего инстинкты обладания, разрушения, половые и др. Представители биосоциального направления полагают, что психические процессы имеют биологическую природу, а психические свойства формируются как явления социальные. Такое деление личности не способствует объяснению ее поведения и развития. Современная педагогическая наука рассматривает личность как единое целое, в котором биологическое неотъемлемо от социального. Изменения в биологии личности сказываются не только на особенностях ее деятельности, но и на образе жизни. Однако решающую роль играют те мотивы, интересы, цели, т.е. результаты социальной жизни, которые определяют весь облик личности. При таком подходе развитие личности представляет собой единый биосоциальный процесс, в котором происходят не только количественные, но и качественные изменения. Процесс этот сложный и противоречивый. К основным противоречиям развития личности можно отнести: 1) противоречие между новыми потребностями, порождаемыми деятельностью и возможностями их удовлетворения; 2) между растущими физическими и духовными возможностями молодого человека и ранее сложившимися формами его взаимоотношений с миром и видами деятельности; 3) между растущими требованиями со стороны общества, группы взрослых и наличным уровнем развития личности. Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных физических, психических и духовных изменений личности в качественные. Исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, - с другой. Длительные исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и психические свойства организма. Внешние условия – это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения, что, в свою очередь, приводит к очередному изменению. И так без конца. Познать закономерности человеческого развития – это значит получить ответ на ключевой вопрос: какими факторами обусловлено течение и результаты данного процесса? Установлено, что процесс и результаты человеческого развития детерминируются совместным воздействием трех генеральных факторов: - наследственности; - социальной среды; - воспитания. Человек, будучи биологическим существом, в процессе своей жизнедеятельности вырабатывает в себе множество социальных свойств и качеств, которые характеризуют его социальную сущность. Вот почему он рассматривается наукой как биосоциальное существо, как субъект исторической действительности. Поэтому понятие “человек” синтезирует в себе как его биологические, так и социальные (общественные) свойства и качества. Понятие “личность” включает в себя только социальные свойства и качества человека, которые делают его общественным существом. К ним относят речь, сознание, поведение и др. Биологическая характеристика человека в данное понятие не входит. Понятие “личность” характеризует общественную сущность человека и обозначает совокупность прижизненно вырабатываемых им у себя социальных свойств и качеств. У одних людей эти свойства и качества выражены более ярко, у других слабее. Встает вопрос: каковы же признаки и критерии степени развитости личности? К таким критериям обычно относятся: 1) способность обдумывать свои поступки и отвечать за них; 2) способность к автономной деятельности; 3) социальная активность и твердость взглядов, убеждений; 4) возрастная и психологическая зрелость; 5) разумность; 6) личное достоинство и свобода; 7) индивидуальность. 6. Возрастные и индивидуальные особенности развития. Развитие личности человека несет на себе печать его возрастных и индивидуальных особенностей, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания. С возрастом связаны характер деятельности человека, особенности его мышления, круг его запросов, интересов, а также социальные проявления. Вместе с тем каждому возрасту присущи свои возможности и ограничения в развитии. Так, например, развитие мыслительных способностей и памяти наиболее интенсивно происходит в детские и юношеские годы. Если же возможности этого периода в развитии мышления и памяти не будут в должной мере использованы, то в более поздние годы уже трудно, а иногда и невозможно наверстать упущенное. Многие известные педагоги (Коменский Я.А., Дж. Локк, Ж.-Ж. Руссо, а позже А. Дистервег, Ушинский К. Д., Толстой Л.Н. и другие) обращали внимание на необходимость глубокого изучения возрастных и индивидуальных особенностей учащихся в процессе обучения и воспитания. 7. Педагогическая деятельность. ЕЕ структура и содержание. Как и любой вид деятельности, деятельность педагога имеет свою структуру. Она такова: 1. Мотивация. 2. Педагогические цели и задачи. 3. Предмет педагогической деятельности. 4. Педагогические средства и способы решения поставленных задач. 5. Продукт и результат педагогической деятельности. Каждый вид деятельности имеет свой предмет, точно также и педагогическая деятельность имеет свой. Предметом педагогической деятельности является организация учебной деятельности обучающихся, направленная на освоение учениками предметного социокультурного опыта как основы и условия развития. · Средствами педагогической деятельности являются: o научные (теоретические и эмпирические) знания, при помощи и на основе которых формируется понятийно-терминологический аппарат учащихся; o "носители" знаний - тексты учебников или знание, воспроизводимое учеником при наблюдении (на лабораторных, практических занятиях и т.п.), организованном учителем, за осваиваемыми фактами, закономерностями, свойствами предметной действительности; o вспомогательные средства - технические, компьютерные, графические и др. · Способами передачи социального опыта в педагогической деятельности являются: o объяснение; o показ (иллюстрация); o совместная работа; o непосредственная практика обучающегося (лабораторная, полевая); o тренинги и др. · Продукт педагогической деятельности - формируемый у ученика индивидуальный опыт во всей совокупности аксиологических, нравственно-этических, эмоционально-смысловых, предметных, оценочных составляющих. Продукт этой деятельности оценивается на экзамене, зачетах, по критериям решения задач, выполнения учебно-контрольных действий. Результатом педагогической деятельности как выполнения ее основной цели являются развитие обучающегося: o его личностное совершенствование; o интеллектуальное совершенствование; o становление его как личности, как субъекта учебной деятельности. Структура - это взаиморасположение и связь составных частей чего-либо; строение, устройство. Начальный компонент педагогической деятельности - знание педагогом потребностей, тенденций общественного развития, основных требований, предъявляемых к человеку (т.е. учитель должен знать, какого человека надо воспитывать для общества). Второй компонент ПД - многообразные научные знания, умения, навыки (ЗУН), накопленные человеком в области производства, культуры, общественных отношений, которые в обобщенном виде передаются подрастающим поколениям. В результате освоения этих основ у человека формируется осознанное отношение к жизни - мировоззрение. Третий компонент ПД - собственно педагогические знания, воспитательный опыт, мастерство, интуиция. Четвертый компонент ПД - высочайшая гражданская, нравственная, эстетическая, экологическая и др. культура ее носителя. Профессор Н.В. Кузьмина в структуру ПД включает следующие компоненты, рассматривая ПД как цикл этапов педагогического управления: o гностический; o проектировочно-целевой; o конструктивный; o организационный; o коммуникативный.
|