Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Психология воспитания детей с нарушением зрения__семейной жизни, ориентирование, труд в коллективе, умения и навыки восприятия всех видов искусства, включая живопись, графику и др., рассчитанных на зрительное восприятие. К сожалению, тифлология и ее дидактика в значительной степени являются «книжными», а ее средствами или инструментами является письменная и устная речь, что приводит к интеллектуализму и форма-лизмуусвоения знаний.детьми. Анализ трагедии Чернобыля, с позиций тифлопсихолога, показал, что в поведении и организации деятельности специалиста, работающего на атомной станции, и в поведении незрячего в жизненных ситуациях имеется много общего. Эта общность связана, в первую очередь, с невозможностью видеть воочию весь процесс, происходящий вокруг него. Он может и должен судить о нем по косвенным, отдельным признакам. Для этого ему нужно обладать не просто суммой представлений, а знанием законов, характеризующих развивающийся процесс, и на основе логически и структурно организованной теоретической концепции, закономерностей развития ситуации включить в нее воспринимаемые признаки, оценить их и организовывать свою деятельность в соответствии с этим. Анализ действий руководящего и работающего персонала на Чернобыльской атомной электростанции в период аварии имеет не только значение для профессиональной подготовки физиков-атомщиков, но и для педагогов и психологов, работающих в различных отраслях деятельности. В первую очередь, встает вопрос о системе обучения и воспитания специалистов узкого профиля, а также обучение и воспитание детей в семье и школе. События, произошедшие на Чернобыльской АЭС, поведение и действия технического и медицинского персонала в первые часы аварии показывают недостаток общего и профессионального образования, отсутствие в нем наиважнейшего звена, а именно умения анализировать ситуацию. Дети, оканчивающие школы слепых, едва ли будут работать в области эксплуатации атомных реакторов на АЭС, но сам принцип экстремальной ситуации, в которых чаще, чем зрячий, находится слепой и слабовидящий в реальной будничной жизни, требует от педагогов и психологов подготовки незрячих учащихся к действиям в чрезвычайных ситуациях. Причины, приведшие к тяжелейшей аварии, не только в Глава б. Формирование у m фубейшем нарушении всех инструкций и правил эксплуатации. Вся система работы персонала заключалась в том, что люди обучались, как действовать после объявления ситуации аварийной. Нужно ли это? Па, но в первую очередь необходимо было научить прогнозировать свою деятельность, анализировать и определять характер ситуации и ее последствия. Это основной тезис и условие осуществления любой деятельности. А этому незрячих детей как раз не учили ни дома, ни в общеобразовательной, ни в профессиональной школе. Ни в математике, ни в физике, ни в ориентировке в пространстве, ни в физическом воспитании. Практика технических высокооснащенных производств показала, что теория деквалификации рабочего в высокоавтоматизированном производстве ушла в прошлое, поскольку именно работа на таком производстве требует от любого специалиста знания всей системы организации производства, законов и процессов, в нем происходящих, умения самостоятельно определять и диагностировать ситуацию и действовать в соответствии с ее характером. «Думаю, что после этой аварии должно закончиться средневековое мышление... Это должно переформировать наше мышление, в том. числе мышление любого человека, кем бы он ни был — рабочим или ученым... Хочешь жить в атомном веке — создавай новую культуру, новое мышление»98. Тем самым мы подходим к психолого-педагогической проблеме подготовки незрячих детей к жизни в семье и школе, к овладению профессиональными знаниями. Необходимо создавать у детей психологическую направленность на развитие именно тех психических качеств, которые могут обеспечить в каждой жизненной ситуации возможность ее анализа и способность выбрать оптимальные средства и методы ее решения. Из этого следует, что в семье и школе необходимо больше внимания обращать на формирование умения анализировать бытовые, учебные, игровые ситуации, представляющие из себя сложные системы, на формирование вариативности мышления на любом материале, 98 Воробьев А.И. Цит. по: Медведев Дм, Чернобыльская тетрадь // Новый мир. — 1989. — № 6. — С. 105.
создание психологической направленности на развитие таких психических качеств, на которые ранее меньше обращалось внимание. Например, не только увеличивать объем памяти, но и создавать ее готовность; не только расширять объем внимания, но и формировать способность его переключения, распределения, не говоря уже о быстроте реакции и развитии комбинаторных способностей слепых детей. Все это позволяет более адекватно реалиям воспринимать мир и действовать в конкретной ситуации. Очень важным качеством психических процессов является гибкость, подвижность динамических систем, включенных в процесс осуществления деятельности, что предполагает более широкое и глубокое знание окружающего и соотнесение с уровнем своей собственной активности. Таким образом, современная система обучения и воспитания должна включать целые разделы, которые до настоящего времени не являлись заботой тифлопедагогов и тифлопсихологов. И это еще раз свидетельствует о социальной обусловленности тифлопедагогической науки в каждый из отрезков истории. Расширенное понимание задач тифлопсихологии требует иного подхода и к теории получения новых знаний и воспитания мышления. Это заставляет обратиться к внутренним причинам, стимулирующим развитие человека. Естественно, что необходимо опираться на учение Л.С. Выготского о зоне ближайшего развития и соотношения ее с актуальным развитием. Следует проанализировать также и иерархическое развитие структуры деятельности и, в частности, структуру, состоящую из нескольких уровней. Следует особенно отметить уровень, характеризующий разрешение внутренних противоречий, возникающих при анализе любого рода ситуаций, т.е. двойную связь, двойную детерминацию, альтернативу, которую должен, анализируя ситуацию, разрешить ребенок. В связи с этим зона ближайшего развития Л.С. Выготского выступает как дистанция между настоящим, сегодняшним, ежедневными действиями индивида и исторически новыми формами социальной активности, которые могли быть созданы только коллективно, в жизненной ситуации; как решение проблемы «двойной детерминации», потенциально существующих возможностей, реализующихся в имеющихся способах действий. Таким образом, речь идет о принятии решения, об изменении или борьбе разных мотивов, возникновении внутренних противоречий и о их разрешении, т.е. о том, что характерно для поведения человека в целом, его личности как единой системы. Уровень решения любой конкретной ситуации зависит не только от полноты и системности знаний об окружающем, но и от воспитания идейных, морально-этических устоев личности. Однако зона ближайшего развития представляется не только как спонтанная ситуация, в которой используются объективно новые формы деятельности, развертывается внутренняя активность человека, но и как взаимодействие с другими людьми, коллективом. Формирование новых форм активности детей начинает осуществляться в совместном и разделенном действии со взрослым, как это показал А.И. Мещеряков в работе со слепоглухими детьми, и именно это создает зону ближайшего актуального развития незрячего ребенка. Они появляются как результат коллективной активности в решении практической жизненной ситуации. Современные условия жизни, более тесная связь и зависимость человека от общества вызывают и необходимость появления типичного для нашего времени типа обучения и воспитания, соответствующего современному этапу развития общества и человеческой истории, а именно формированию у учащихся концепции. Это относится также и к инструментарию осуществления и принятия этого типа обучения, то есть теории мышления, образования понятий. Если проанализировать классическую линию стадиального развития мышления от конкретного до абстрактного, то можно проследить некоторую линейность представлений в формировании мышления, последовательность его стадий (Жан Пиаже), можно увидеть слабость именно в неисторическом подходе и лишь попытках понять историческую трансформацию мышления. Основным недостатком являются противопоставление форм «простого», примитивного и более совершенного мышления, показ строгой последовательности форм и теорий мышления от опыта к анализу и стремление использовать старые методы из других отраслей науки для формирования нового, на основе формальной логики. Современный анализ условий развития теории психологии получения новых знаний в значительной степени должен меняться, так как комплексность и сложные системы взаимосвязей теории и практики требуют перехода от формальной к диалектической логике как
форме познания законов развития современного общества. А.В. Брущ. линский" говорил о том, что строящийся мыслительный прогноз предстает как творчески развивающееся понятийное обобщение по своей природе — конструктивное, не просто облекающее в новую форму готовое знание, а насыщающее его новым содержанием. Исследование Э. Ильенкова диалектической логики на примере формирования понятия «пролетариата» показывает, что суть понятия нельзя вывести из конкретных фактов, а лишь из анализа системы обобщенных экономических условий жизни общества и его роли в истории. Примером такого подхода является также создание Д.И. Менделеевым периодической системы, позволяющей на ее теоретической основе открывать новые (неизвестные) элементы. Инструментами диалектической логики в современных условиях являются новые виды теоретического мышления, соответствующие вновь возникшим и существующим историческим новым типам и комплексной деятельности. Создание концепции, генеральной идеи понимания событий и явлений как процесса перехода от абстрактного к конкретному, которая может выражаться в нескольких типах, например в виде модели или системы более или менее аналогичной по структуре и конфигурации развитию реального явления, — рациональный путь получения новых знаний, отражающих основные закономерности развития природы и общества. Это положение четко согласуется с исследованием слепых детей младшего дошкольного возраста, а именно первоначального накопления ими значительного количества понятий, не имеющих под собой конкретного содержания, и последующего наполнения их реальными образами, т.е. путь от общего к частному. Создание концепции необходимо начинать с раннего детства, формируя глобальные, малодифференцированные структуры сознания, являющиеся основой для детского экспериментирования как одного из важнейших видов мыслительной и творческой деятельности детей, позволяющей им, используя «двойную детерминацию», противоречие между четко дифференцированными и глобальными структурами, разрешить это противоречие и создать четкую обобщенную систему образов представлений об окружающем, соответствующую реалиям жизни. " Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование (логико-психологический анализ). — М.: Мысль, 1979. Г268 Глава 7. Практические приемы и средства воспитания детей с нарушением зрения 7.1. Организация условий жизни слепого и слабовидящего ребенка в семье «Вопреки широко распространенному мнению ужас слепоты состоит не в отсутствии восприятий и даже не в практических затруднениях, создаваемых отсутствием зрения, которые, правда достаточно велики, но в значительной степени могут быть ослаблены целесообразной организацией жизни, а главным образом в том, что слепой выпадает из обычного коллектива»100. Организация жизни незрячего и слабовидящего ребенка в семье, руководство его поведением, создание пространства, в котором он мог бы чувствовать себя свободно в коллективе семьи, дают возможность родителям успешно проводить воспитательную работу. Благоприятные условия жизни и психологический климат, в котором он растет, обеспечивают формирование умений и навыков, позволяющих ему преодолевать трудности освоения окружающего внешнего мира, чувствовать себя, как и члены его семьи, способным к самостоятельному выполнению семейных обязанностей. В этой воспитательной работе значительная роль принадлежит знанию родителями и воспитателями специфических приемов и средств работы со слепыми и слабовидящими детьми, создающих У ребенка ощущение любви, комфорта и, что очень важно, чувство безопасности. Родители должны быть сами достаточно организованными и соблюдать все те требования быта, которые они предъявляют к ребенку, начиная с квартиры, в которой живет слепой и слабовидящий ребенок. Всем членам семьи следует соблюдать специфические требования, 100 Щербина A.M. Необходимость социального подхода при изучении слепых // Вопросы дефектологии. — 1927. — № 4. Психология воспитания детей с нарушением зрения связанные с облегчением трудностей ориентировки и невозможностью незрячего дистантно обозревать пространство. Квартира для ребенка с глубокими нарушениями зрения должна быть безопасной, насколько это возможно, т.к. для незрячего и слабовидящего ребенка вероятность набить себе шишку (а, возможно, и получить более серьезную травму) гораздо выше, чем для зрячего. Уже когда ребенок начнет ходить, а в дошкольном возрасте особенно, он начнет обследовать окружающее пространство, используя все открывшиеся для него возможности. Для его безопасности необходимо освободить как можно больше площади в квартире или в той ее части, где ребенок больше всего движется. Различные предметы могут оказаться на его пути непредвиденным препятствием. В проходах из комнаты в комнату, в коридоре нельзя оставлять вещи, о которые может споткнуться ребенок во время своего движения. Как правило, слепые и слабовидящие дети прекрасно осваивают пространство своей квартиры и знают в ней каждый уголок, но это требует терпеливого воспитания и обучения со стороны родителей. Освоение пространства квартиры позволяет ему самому выбирать маршруты движения. Поэтому любой предмет, сдвинутый со своего привычного места или переставленный на другое место, может стать неожиданным препятствием на его пути. Члены семьи и сам ребенок должны неукоснительно соблюдать правило: всякий предмет, каждую вещь необходимо возвращать на постоянное свое место после использования. Этот навык должен стать привычкой также и у ребенка, формируя необходимое ему качество личности — организованность. Именно это качество позволяет взрослым инвалидам по зрению организовать свой быт так, чтобы не тратить время на поиски вещей. Двери должны быть постоянно или открыты, или закрыты. Постоянство окружающего мира и предметов обеспечивает ребенку с глубоким нарушением зрения чувство безопасности, уверенности, и поэтому обо всех изменениях, происходящих в квартире, ребенок не только должен знать, но, обследовав их, включить их в свои представления о пространстве квартиры. Тем самым родители предупреждают у ребенка появление страха, неуверенности в своем самочувствии в домашних условиях. В общем и целом требования к безопасности в квартире мало чем отличаются от тех, которые соблюдаются и в отношении зрячих детей: нельзя держать в пределах досягаемости режущие и колющие предметы, лекарства и небезопасные для здоровья химические вещества. Окна должны быть закрыты, а если открыты, то необходимо обеспечить невозможность слепого и слабовидящего ребенка к ним подобраться. Электрические провода не должны быть на полу, электророзетки — закрыты специальными заглушками или защищены громоздкими вещами. Пол не должен быть очень скользким, в нем не должно быть выступов или щелей, что мешает легкому и безопасному передвижению незрячего и слабовидящего ребенка. Однако нельзя создавать слишком тепличные условия, тем более практически невозможно предусмотреть все опасные ситуации. С некоторыми ребенка следует не только познакомить, но и научить его самого избегать их. Поэтому ограничивать свободу передвижения ребенка по квартире нельзя. Необходимо дать ему возможность решать самому возникающие проблемы. Поэтому очень важно познакомить его со всеми помещениями квартиры, узнать, где и какие вещи находятся, рассказать о назначении хозяйственных домашних вещей, вместе с ним брать и укладывать каждую вещь обратно на ее постоянное место. Тогда он сможет самостоятельно найти и взять необходимую ему вещь. Постоянство окружающих вещей воспитывает у ребенка уверенность, снимает страх перед незнакомым пространством. Организация жизни ребенка является важным воспитательным средством ребенка с нарушением зрения, обеспечивающим социализацию ребенка, вхождение его в нормальную жизнь семьи. 7.2. Воспитание социальных навыков Навыки самообслуживания. Пока ребенок маленький, его потребности удовлетворяют родители. Взрослый слепой и слабовидящий учится сам удовлетворять свои потребности в соответствии с требованиями общества и условий, в которых он живет и приобретает навыки самообслуживания. Отсутствие возможности зрительного подражания требует от родителей и воспитателей последовательно шаг за шагом учить ребенка каждому действию, основываясь на про-приоцептивном подражании, т.е. повторять и запоминать те действия, которые сначала он осуществляет с помощью взрослых, когда родители его рукой выполняют необходимое действие. Поэтому процесс
|