Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Журналистская деонтология. Гражданская, юридическая, этическая ответственностьЖурналистская деонтология (греч. deon «должное» + logos «учение») - система представлений, характеризующая профессиональный долг журналиста по всему спектру его творческой деятельности. Главное требование журналистской деонтологии - формирование и реализации социальной позиции журналиста, при которой его творческая деятельность способствует гуманистическому социальному прогрессу и достижению социального согласия. Ответственность проявляется в следующих средах: гражданской, этической, социальной, правовой Гражданская ответственность журналиста: - Осознание и стремление максимально эффективно реализовать общенациональные интересы, настроенность на решение проблем региона, страны, мира в интересах всех граждан, всего человечества. - Журналист несет гражданскую ответственность: 1.за выработку своей гражданской позиции, системы социально-политических ориентиров, совокупности установок в сфере своей узкой специализации; 2.за меру соответствия позиции и ее реализации объективным нуждам социального развития; 3.за полноту осведомления аудитории относительно происходящего в мире, за систему даваемых оценок и выводов; Ответственное поведение: - антипод крикливости, словесных ухищрений, замалчивания и уж тем более извращения иных позиций; - не допускает опоры на непроверенные данные, слухи и сплетни; - требует различения бесспорного и сомнительного, случившегося и ожидаемого, факта и мнения и т.д.; - обнаружить свои ошибки, указать на них и исправить в последующих публикациях; - необходимость выступить против изданий и программ, если в них обнаружено отступление от правды, ложные «ходы» в аргументации и выводах и другие нарушения требований объективности. Итак, гражданская ответственность журналиста - это его ответственность как гражданина перед государством и гражданами. Журналист обязан иметь гражданскую позицию. Журналист должен помогать формированию гражданского общества. Материалы должны воспитывать чувства патриотизма, любви к Родине и пр., и пр., и пр. Эта ответственность также не имеет юридической силы. За нарушение - порицание. Этическая ответственность журналиста. 1.Этика (греч. etos «обычай») - наука, изучающая и формулирующая теоретические основы и практические требования морали (лат. mores «нравы») как области профессионального сознания, отражающего и регулирующего нравы в практическом поведении людей. 2.Требования морали не формулируются в законодательных актах. Они разрабатываются в ходе общественной практики, а контролируется их выполнение общественным мнением, общественными организациями, трудовыми коллективами, создающими порой «суды чести» или другими подобными органы, действующими на общественных началах. 3.Соблюдение этических норм контролируется и «изнутри»: это совесть журналиста, которая в зависимости от характера поведения или заставляет его переживать стыд, унижение, самоосуждение, или вызывает гордость, удовлетворение. Во-первых, этот вид ответственности имеет два вектора. Личный - т.е. самоцензура и Корпоративный - различные принципы профессиональной этики, зафиксированные в Декларациях, Кодексах и т.п. При этом следует понимать, что ни Кодексы проф.этики, ни особенно самоцензура не имеют юридической силы. (ошибочно приравнивать Кодекс этики к закону, к другим Кодексам.) Во-вторых, за нарушение этики у журналиста могут (иногда) возникать муки совести (1), журналист может быть исключен из корпоративного союза и осуждаем коллегами (2), ему грозит общественное порицание (3). Это три основных вида наказания, за нарушение этической ответственности. В-третьих, основные принципы изложены в Декларация принципов поведения журналиста Международной Федерации журналистов. Кодексы этики могут существовать как на уровне территориального образования, так и на уровне отдельного издания, редакции и т.п. Законодательные акты, содержащие нормы, охраняющие честь, достоинство, деловую репутацию: 1.Конституции Российской Федерации. (ст. 21 «ничто не может являться основанием для умаления достоинства личности»; ст. 23 «каждый гражданин имеет право на защиту чести и доброго имени»), ^ 2.Закон РФ “О средствах массовой информации” (статьи 43, 44, 45, 46, определяют внесудебный порядок опровержения и ответа на публикацию; статья 57 – привилегированный статус (освобождение от ответственности; статья 62, посвящена моральному вреду - в настоящее время практически не действует в связи с тем, что вступила в противоречие с нормами ГК РФ) 3.ГК РФ, УК РФ. (ст. 150 ГК РФ содержит общие положения о способах защиты нематериальных благ, в том числе чести, достоинства и доброго имени; ст. 152 ГК РФ посвящена опровержению и ответу, а также защите деловой репутации и случаям защиты своих нематериальных благ юридическими лицами; ст. 151 и 1099–1101 ГК РФ посвящены мере ответственности по данной категории дел – компенсации морального вреда) ^ 4.Нормы Уголовного кодекса РФ касающиеся аспектов защиты чести, достоинства и деловой репутации: статья 129 УК РФ – клевета, статья 130 – оскорбление, статья 319 - оскорбление представителя власти, статья 297– оскорбление участников гражданского процесса, статья 298 клевета в отношении судьи, прокурора, следователя, судебного пристава. Ответственность - это проявление (осознание, принятие и мера выполнения) профессионального долга, способность соотносить свою позицию, деятельность и ее результаты с необходимостью. Мера ответственности журналиста перед собой, редакцией, корпорацией журналистов, всем обществом, рассматривается системой журналистских деонтологических принципов и норм.
Журналистская деонтология (греч. deon «должное» + logos «учение») - система представлений, характеризующая профессиональный долг журналиста по всему спектру его творческой деятельности. ^ Общие принципы нравственного поведения журналиста формулируют Этические кодексы. В США действуют: • «Каноны журналистики», принятые в 1923 году Американским обществом газетных редакторов • «Кодекс этики» (1929) Национальной ассоциации владельцев радиовещательных и телевизионных станций, дополненный затем «Кодексом радио» и «Кодексом телевидения», и др. документы.
В Великобритании Национальный союз журналистов требует в своих этических правилах: • соблюдать точность, исправлять ошибочные сообщения, выступает против искажений и замалчивания; • отстаивает свободу точек зрения; • настаивает на получении информации только честным путем; • запрещает вторгаться в частную жизнь; • указывает на сохранение конфиденциальности источников информации; • запрещает брать взятки, использовать журналистом информацию в личных целях; • выступает против дискриминации по национальным, расовым, религиозным и другим признакам. В России: • первый кодекс профессиональной этики был принят Союзом журналистов в 1989 году. В основе его лежат принципы ответственности, правдивости, объективности, добросовестности, честности, уважения чести и достоинства личности, уважения общечеловеческих ценностей, профессиональной солидарности и др. • В 1994 г. - разработан Кодекс профессиональной этики российского журналиста. Документ рассматривает этические нормы во взаимоотношениях: 1.ЖУРНАЛИСТ-АУДИТОРИЯ, 2.ЖУРНАЛИСТ-ИСТОЧНИК ИНФОРМАЦИИ, 3.ЖУРНАЛИСТ-ПЕРСОНАЖ, 4.ЖУРНАЛИСТ-АВТОР, 5.ЖУРНАЛИСТ-РЕДАКЦИЯ, 6.ЖУРНАЛИСТ-КОЛЛЕГИ, 7.ЖУРНАЛИСТ-ВЛАСТЬ.
1.«журналист - аудитория» Если попытаться одним словом определить этическую норму в сфере отношений «журналист - аудитория», этим словом будет «добросовестность». - Это нравственная обязанность, ясно представляя себе «свою» аудиторию, выполнять свой долг перед ней по полному и эффективному удовлетворению ее потребностей и интересов в сфере информации. - Памятуя, что журналист творит для аудитории, каждый раз важно решать: • нужно ли это произведение аудитории? • правильно ли будет воспринята информация аудиторией; • адекватно ли будут поняты факты и суждения; • как «сработает» аргументация; • насколько продвинется аудитория в осознании действительности благодаря его усилиям? 2.«журналист - источник информации» Контакты журналиста с источником информации могут носить: 1.«открытый» характер (когда журналист предстает перед носителем информации как официальный сотрудник СМИ и сообщает о своих намерениях) При открытом наблюдение: - представиться частным и должностным лицам, ознакомить их с намерениями редакции и кругом интересующих его вопросов. - для бесед с должностными лицами и получения от них документов получить согласие их руководителей, - для участия в официальных мероприятиях, деловых совещаниях и т.п., не носящих публичного характера, - приглашение или разрешение присутствовать. - в процессе контактов с частными лицами стремление получить максимум информации не может переходить в развязную и безапелляционную требовательность, сопровождающуюся пренебрежением к интересам, желаниям и точке зрения собеседника. 2.или «скрытый» (скрытое наблюдение). Скрытое наблюдение оправдано в двух случаях: - первый - когда важно увидеть «непотревоженную» жизнь. - необходимо продумать: правильно ли выбран объект наблюдения (нужно ли, например охотиться за сведениями об интимных сторонах жизни); допустимо ли выступать в принимаемой роли (в частности, нельзя представляться официальным лицом, работником органов милиции, следствия, контроля и т.д., выступать под маской преступника, симулировать болезнь и другое, что запрещено законом, либо неэтично). - второй - когда надо получить сведения о сознательно скрываемых сторонах жизни, секретных операциях, хранящихся в тайне документах. ^ 3.«журналист - персонаж» - Обычно недопустимо в качестве персонажа (положительного или отрицательного) выбирать родных и близких, друзей. - Имея дело с реальным человеком журналист обязан не нарушить известное правило «прежде всего-не навреди». - Важно и то, как подать отобранные детали и подробности, чтобы не возникло нежелательных оттенков и ассоциаций при восприятии произведения. - Совершенно недопустимо ироническое обыгрывание имен, фамилий, внешнего облика, физических несовершенств — того, в чем человек «не виноват». ^ 4.«журналист - автор» - За каждым письмом, материалом, стоит человек, требующий к себе чуткого отношения. Не обидеть молчанием или немотивированным, тем более написанным «под копирку» отказом, а вовремя и по-деловому ответить, тактично дать совет по доработке или переработке материала, указать на возможные шаги дальнейшего сотрудничества с редакцией. - Нормой является уважение к авторской мысли, аргументации, композиции, стилю. И если возникает необходимость в доработке или переработке произведения, важна четкая аргументация, исходящая из позиции редакции и возможностей автора. - При подготовке текста к публикации даже незначительные поправки желательно согласовывать с автором. ^ 5.«журналист - редакционный коллектив» - Вступая в уже сложившийся редакционный коллектив с проявившимся направлением и сложившейся редакционной политикой, журналист становится составной частью этого коллектива и принимает на себя соответствующую долю ответственности за ее проведение. - В случае возникновения серьезных разногласий в определении и проведении принятого направления неизбежным оказывается разрыв его отношений с коллективом и переход в другое СМИ. - Нормальные отношения журналиста с редакцией предполагают сохранение редакционной профессиональной тайны, взаимопомощь и взаимоподдержку, выполнение всего, что необходимо редакции для ее успешного функционирования. - Журналист не должен выступать без согласия редакции в других СМИ даже под псевдонимом, а о перепечатке своих произведений в других СМИ, сборниках и т.д. он обязан известить редакцию и получить на это ее согласие. ^ 6.«журналист - коллеги» - Этически обязательным является ощущение себя частью коллектива, ответственным перед ним во всех шагах своей деятельности. - Чувство локтя, солидарность, взаимопомощь свойственны в журналистике не только работникам какой-либо одной редакции - они присущи всему кругу коллег-журналистов, если речь идет о профессиональных проблемах. - Профессиональное товарищество обязывает к взаимопомощи в «технических» сторонах деятельности, побуждает к обмену сведениями, совместному поиску информации и деловых контактов и т.д. ^ 7.«журналист – власть» - Проявлять уважение к власти как важному социальному институту. - Оказывать информационную поддержку властным структурам (осуществлять прямую и обратную связь между властью и обществом); - Отстаивать право общественности на доступ к информации о деятельности властных структур; - Разоблачать злоупотребления лиц, работающих во властных структурах, заботиться о точности и доказательности критики; - Отстаивать право журналистики на независимость от власти (это важнейшее условие ответственного контроля общества за деятельностью властных структур); - Опровергать фактами несоответствующее действительности утверждение политиков ^ Социальная ответственность. Тесно связана и с этической, и с гражданской. Принципиальное отличие - это ответственность перед обществом в целом. Журналист отвечает за слова, за материалы перед людьми. Общество требует от журналиста объективности, адекватности, оперативности и пр, и пр., и пр. При этом очевидно, что некоторые принципы будут совпадать с тем, что зафиксировано в Кодексах проф.этики. Потому что журналистам "надоело" всё время выслушивать от общества одни и те же замечания, и они собрались и зафиксировали это всё в кодексах. При этом, сама по себе социальная ответственность нигде не закреплена как таковая. Это всего лишь представления общества об идеальном журналисте. Наказания - общественное порицание. Люди перестанут смотреть, читать, слушать "плохого" журналиста….. Байкот. ^ Ответственность СМИ за ущемление чести, достоинства и деловой репутации как политики-правовая проблема: Основные термины: • Честь - положительная общественная оценка качеств личности, то есть, это некое общественное мнение о человеке; это общественная оценка любых качеств личности. • Достоинство - положительная самооценка личности, основанная на общественной оценке. • Репутация - общественная оценка, положительное общественное мнение о неких общественно значимых свойств личности; более узкое понятие, это какие-то профессиональные, моральные, деловые качества. • ^ Деловая репутация - это общественная оценка деловых, профессиональных качеств физического или юридического лица. (п. 5, 7 ст. 152 ГК РФ предусмотрена возможность требования гражданином, в отношении которого распространены сведения, порочащие его деловую репутацию, опровержения сведений, возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением. Эти положения соответственно применяются к защите деловой репутации юридического лица). • Доброе имя - синоним понятию честь и самостоятельно в правоприменительной практике не используется. • Клевета - распространение заведомо ложных, позорящих другое лицо измышлений; • Оскорбление - умышленное унижение чести и достоинства личности, выраженное в неприличной форме • Диффамация - оглашение в средствах массовой информации сведений (действительных или мнимых), позорящих кого-либо.
^ Законодательные акты, содержащие нормы, охраняющие честь, достоинство, деловую репутацию: 1.Конституции Российской Федерации. (ст. 21 «ничто не может являться основанием для умаления достоинства личности»; ст. 23 «каждый гражданин имеет право на защиту чести и доброго имени»), ^ 2.Закон РФ “О средствах массовой информации” (статьи 43, 44, 45, 46, определяют внесудебный порядок опровержения и ответа на публикацию; статья 57 – привилегированный статус (освобождение от ответственности; статья 62, посвящена моральному вреду - в настоящее время практически не действует в связи с тем, что вступила в противоречие с нормами ГК РФ) 3.ГК РФ, УК РФ. (ст. 150 ГК РФ содержит общие положения о способах защиты нематериальных благ, в том числе чести, достоинства и доброго имени; ст. 152 ГК РФ посвящена опровержению и ответу, а также защите деловой репутации и случаям защиты своих нематериальных благ юридическими лицами; ст. 151 и 1099–1101 ГК РФ посвящены мере ответственности по данной категории дел – компенсации морального вреда) ^ 4.Нормы Уголовного кодекса РФ касающиеся аспектов защиты чести, достоинства и деловой репутации: статья 129 УК РФ – клевета, статья 130 – оскорбление, статья 319 - оскорбление представителя власти, статья 297– оскорбление участников гражданского процесса, статья 298 клевета в отношении судьи, прокурора, следователя, судебного пристава.
|