Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Глава 2 высшее образование Республики Беларусь. Состояние и проблемыВ отраслях экономики и социальной сферы Республики Беларусь занято около 1 млн. работников с высшим образованием, или 25 процентов от общего количества работающего населения. При этом число работников с высшим образованием в общем количестве работающих составляет в области управления и информационно-вычислительного обслуживания свыше 70 процентов, науки и научного обслуживания – около 65 процентов, образования – свыше 50 процентов, промышленности и строительства – по 18,5 процента. Подготовку специалистов с высшим образованием по всем направлениям экономики и социальной сферы обеспечивают 55 учреждений высшего образования (далее – УВО) – 45 государственных и 10 частных УВО. За последние пять лет численность студентов увеличилась на 46 тыс. человек и составила 470 студентов на 10 тыс. населения, что соответствует показателям европейских стран. В настоящее время подготовка специалистов с высшим образованием осуществляется по 15 профилям, включающим более 400 специальностей и направлений специальностей высшего образования, более 1 тыс. специализаций. За 2008–2010 годы в соответствии с предложениями организаций – заказчиков кадров и с учетом перспективной потребности в специалистах в УВО открыта подготовка по 16 специальностям, обеспечивающая кадровую потребность таких отраслей, как микроэлектронная промышленность, вычислительная техника, программное обеспечение, биотехнологии, наноматериалы и нанотехнологии, логистика, сфера туризма. В 2011 году планируется открытие приема по новым направлениям специальностей «Физика (физика наноматериалов и нанотехнологии)», «Информационные системы и технологии (в логистике)», по специальностям «Информатика и технологии программирования», «Биохимия» и «Микробиология». За 2006–2010 годы в связи с изменениями рынка труда прием в УВО увеличился на 17 процентов (15 тыс. человек), при этом на 40 процентов – на специальности здравоохранения, на 28 процентов – на специальности строительного профиля, на 20 процентов – на технические и технологические специальности. Распределяются около 95 процентов выпускников, обучавшихся в дневной форме за счет средств республиканского бюджета. Направления на работу ежегодно получают примерно 10 процентов выпускников, обучавшихся в дневной форме на условиях оплаты. Распределяются все выпускники учреждений высшего медицинского образования. В настоящее время в системе высшего образования: закреплена законодательно и нормативно двухступенчатая система высшего образования, соответствующая международным стандартам и требованиям инновационного развития; введены образовательные стандарты нового поколения, в которых реализуется компетентностная модель подготовки специалиста, обеспечивается оптимальный баланс фундаментальной, специальной и практико-ориентированной составляющих подготовки; в образовательный процесс УВО внедрены информационные технологии; функционирует развитая система повышения квалификации и переподготовки специалистов для реального сектора экономики; достаточно эффективно работают научно-педагогические школы по фундаментальным наукам; разрабатываются и внедряются новые образовательные технологии; университеты имеют развитую сеть международных связей. Вместе с тем в высшей школе имеется ряд существенных проблем методологического, организационного и кадрового характера, которые необходимо решить для качественного улучшения ее научно-образовательной деятельности: недостаточны уровни инновационной активности и взаимодействия системы высшего образования с отраслями экономики, коммерциализации научно-технических разработок УВО; имеет место старение профессорско-преподавательского состава (количество докторов наук пенсионного возраста в УВО превысило 60 процентов), дефицит кадров высшей квалификации по приоритетным научным направлениям является сдерживающим фактором в подготовке современных специалистов и проведении научных исследований для IТ-отрасли, строительной индустрии, ряда других отраслей экономики; учебно-лабораторная и материально-техническая базы УВО не в полной мере соответствуют современным требованиям подготовки специалистов с высшим образованием (особенно по техническим и естественно-научным специальностям), проведения актуальных научных исследований – износ учебно-лабораторного оборудования в государственных УВО составляет 70 процентов, средняя обеспеченность учебно-лабораторными площадями – 52,5 процента, общий дефицит мест в студенческих общежитиях превышает 23 тыс.; переход к массовому высшему образованию, не сопровождавшийся соответствующим укреплением кадрового потенциала и развитием материально-технической базы УВО, обусловил снижение уровня подготовки специалистов. В целях системного решения указанных проблем, кадрового обеспечения отраслей экономики и социальной сферы, наукоемких, импортозамещающих и экспортоориентированных производств (IТ-отрасль, строительный комплекс, энергетика, включая атомную энергетику, здравоохранение, новые фармацевтические и биотехнологические производства, наноматериалы и нанотехнологии, космическая техника) подготовлена Государственная программа.
|