Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Особенности формирования психологического здоровьядошкольников Психологическое здоровье является необходимым условием полноценного функционирования и развития человека в процессе его жизнедеятельности. Как отмечает О. В. Хухлаева (2004), с одной стороны, оно является условием адекватного выполнения человеком своих возрастных, социальных, культурных ролей, с другой - обеспечивает человеку возможность непрерывного развития в течение всей его жизни. В современном обществе все чаще возникает вопрос: насколько же психологическое здоровье связано с физическим? Появилось новое научное направление «психология здоровья» -наука о психологических причинах здоровья, о методах и средствах его сохранения, укрепления и развития (В. А. Ананьев). Кроме того, существует довольно хорошо разработанное направление - психосоматическая медицина, которая рассматривает механизмы влияния психики на телесные функции, систематизирует психосоматические расстройства, определяет методы их профилактики и лечения. Проанализировав научную литературу, можно составить «портрет» психологически здорового человека. Это, прежде всего, человек спонтанный и творческий, жизнерадостный и веселый, открытый и познающий себя и окружающий мир не только разумом, но и чувствами, интуицией. Он полностью принимает самого себя и при этом признает ценность и уникальность окружающих его людей. Он находится в постоянном развитии. Его жиз-. ненный путь может быть не совсем легким, а иногда и довольно тяжелым, но он прекрасно адаптируется к быстро изменяющимся условиям жизни. Ключевым словом для описания психологически здорового человека можно назвать «гармонию» или «баланс». По мнению О. В. Хухлаевой (2004), это прежде всего гармония между различными составляющими самого человека: эмоциональными и интеллектуальными, телесными и психическими и т. п. Но это также и гармония между человеком и окружающими его людьми, природой, космосом. При этом гармония рассматривается не как статическое состояние, а как процесс. Исходя из вышесказанного, в качестве центральной характеристики психологического здоровья человека можно назвать саморегулируемость, то есть возможность адекватного приспособления как к благоприятным, так и к неблагоприятным условиям, воздействиям. Зачастую понятия «психологическое здоровье» и «зрелость личности» употребляются синонимично. Однако это правомерно лишь по отношению к взрослому человеку. Психологическое здоровье ребенка является лишь предпосылкой достижения в будущем личностной зрелости. Как утверждает ряд авторов (О. В. Хухлаева, В. И. Слобод-чиков и др.), психологическое здоровье можно описать как систему, включающую в себя следующие компоненты: - аксиологический; - инструментальный; - потребностно-мотивационный. Аксиологический компонент содержательно представлен ценностями собственного «Я» человека и ценностями «Я» других людей. Инструментальный компонент предполагает владение человеком рефлексией как средством самопознания. Потребностно-мотивационный компонент определяет наличие у человека потребности в саморазвитии. Возникает необходимость определения нормы психологического здоровья. Так, О. В. Хухлаева (2004) считает, что для психического здоровья правомерно за норму принимать отсутствие патологии, отсутствие симптомов, мешающих адаптации человека в обществе. Для психологического здоровья норма - это, наоборот, присутствие определенных личностных характеристик, позволяющих не только адаптироваться к обществу, но и, развиваясь, самому содействовать его развитию. Исходя из вышесказанного выделяют 3 уровня психологического здоровья: - Высший - креативный. К нему относят людей с устойчивой адаптацией к среде, наличием резерва сил для преодоления стрессовых ситуаций и активным творческим отношением к действительности, наличием созидательной позиции. - Средний - адаптивный. Это люди в целом адаптированные к социуму, однако имеющие несколько повышенную тревожность. - Низший- дезадаптивный (ассимилятивно-аккомодатив-ный). К нему можно отнести людей с нарушением баланса процессов ассимиляции и аккомодации, использующих для разрешения внутреннего конфликта либо ассимилятивные (стремление приспособиться к внешним условиям в ущерб своим желаниям и возможностям), либо аккомодативные средства (активно-наступательная позиция, стремление подчинить окружение своим потребностям). Какие же факторы влияют на формирование психологического здоровья? Условно выделяют две группы факторов риска нарушения психологического здоровья: • Объективные, или факторы среды (семейные неблагоприятные факторы и неблагоприятные факторы, связанные с детскими учреждениями, профессиональной деятельностью, социально-экономической ситуацией в стране). • Субъективные, обусловленные индивидуально-личностными особенностями (темперамент, контроль, самооценка, критичность и т. д.). Поскольку объективные факторы наиболее значимы для формирования психологического здоровья ребенка (по сравнению со взрослым), остановимся на них подробнее. Основными неблагоприятными факторами можно назвать: • Взаимодействие по типу «ребенок - кумир семьи». • Отсутствие одного из родителей или конфликтные отношения между ними. • Негативное родительское программирование. • Группу факторов, связанных с детскими учреждениями. ребенок встречается с первым чужим значимым взрослым - воспитателем, эта встреча во многом определит его последующее взаимодействие со значимыми взрослыми. С воспитателем ребенок получает первый опыт полиадического (вместо диадическо-го - с родителями) общения. Как показывают исследования О. В. Хухлаевой (2004), воспитательница не замечает обычно около 50 % направленных к ней обращений детей. И это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению эгоцентризма, а может - к неудовлетворению потребности в безопасности, развитию тревожности, пси-хосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду у ребенка может появиться серьезный внутренний конфликт в случае конфликтных отношений со сверстниками. Основной задачей всего коллектива ДОУ является полное устранение либо сглаживание вышеназванных негативных факторов. В. Франкл выделяет ряд педагогических условий становления психологического здоровья детей: - Оптимальное сочетание напряжения, побуждающего к действию, и расслабления. - Положительный фон настроения. Э. Фром отмечал, что у педагогов и родителей должна быть так называемая биофильная ориентация, то есть ориентация на жизнь (жизнелюбие, жизнерадостность, чувство юмора). Необходимо помнить, что выделенные условия можно рассматривать только в вероятностном плане. С большой степенью вероятности ребенок вырастет в таких условиях психологически здоровым, при их отсутствии - с теми или иными нарушениями психологического здоровья. До сих пор современная наука знает больше о причинах психологических нарушений, чем о причинах психологического здоровья. Таким образом, научное и практическое исследование данного вопроса представляет собой широкое поле деятельности для различных специалистов и оставляет вопрос актуальным. Возможна разработка технологии долговременного отслеживания результатов работы ДОУ по формированию психологического здоровья ребенка через организацию преемственности с системой школьного образования. Структурная модель системы работы по формированию культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция - быть здоровыми!». Структурная модель работы по системе формирования культуры здорового образа жизни у дошкольников «Наша традиция- быть здоровыми!» предполагает тесное сотрудничество всего коллектива ДОУ, а также научного консультанта и родителей воспитанников ДОУ.
Рассмотрим кратко основные задачи работы по данному направлению каждого участника процесса: • Научный консультант - научно-методическая поддержка, консультации, контроль. • Заведующая ДОУ и старший воспитатель - контроль за созданием необходимых условий работы, организацией педагогического процесса, консультации, контроль. • Педагог-психолог - научное изучение и методические разработки по данной проблеме, проведение практических занятий, консультаций для коллектива ДОУ, выявление особенностей детей и ознакомление с ними педагогического коллектива в целях учета в работе, формирование психологического здоровья ребенка. • Воспитатели - учет особенностей детей, проведение закаливающих процедур, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс и режимные моменты. • Медицинский персонал ДОУ - выявление особенностей детей и ознакомление с ними воспитателей, проведение профилактических мероприятий, контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм. • Инструктор по физическому воспитанию - учет особенностей детей, проведение закаливающих процедур, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс и режимные моменты, использование соответствующих возрасту детей двигательных упражнений и оздоровительных методик. • Музыкальный руководитель - учет особенностей детей, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс, повышение психоэмоциональной устойчивости через объяснение особенностей музыки, ее влияния на эмоциональное состояние человека. • Педагог дополнительного образования - учет особенностей детей, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс, повышение психоэмоциональной устойчивости через использование произведений искусства, рисование и т. п. • Логопед - учет особенностей детей, включение по возможности элементов занятий и их программного материала в общеобразовательный процесс, использование коррекционнои работы для исправления недостатков речи, как следствие, повышение уверенности ребенка в себе, соответственно, повышение его социального статуса, психоэмоциональной устойчивости. • Обслуживающий персонал - соблюдение санитарно-гигиенических норм и требований. • Родители - использование дома упражнений гимнастики, элементов занятий, закаливающих процедур, учет особенностей ребенка, повышение психоэмоциональной устойчивости. Следует отмстить, что в первую очередь каждый участник процесса должен быть личным примером для детей, поддерживать единую линию поведения и выполнять основные требования, которые предъявляются к детям и остальным участникам педагогического процесса. Таким образом, совместная работа всех взрослых, окружающих дошкольника, через выбор методов, средств и форм обучения, а также контроль за изменениями в стиле жизни создает фундамент культуры ЗОЖ, включающий в себя положительную мотивацию и знания, умения, навыки валеологического характера. В работе широко используется наглядная агитация - уголок здоровья в группах, стенды в ДОУ, альбомы индивидуальной работы с детьми. В ДОУ постепенно создаются традиции ЗОЖ - минутки здоровья на занятиях, дни здоровья в ДОУ, семейный клуб «Традиции и здоровье». Формирование культуры ЗОЖ происходит на протяжении всего времени пребывания ребенка в ДОУ: Режимные моменты: - утренняя гимнастика; - прогулка; - режим питания; - послеобеденный сон. Учебно-воспитательный процесс: - занятия «Наша традиция - быть здоровыми!» (гимнастика, познавательная часть, релаксация); - учебно-воспитательные занятия (минутки здоровья, физкультминутки, минутки психологической разгрузки); - физкультурные занятия; - музыкальные занятия (физкультминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости); - логопедические занятия (физкультминутки, словарная работа); - рисование (физкультминутки, повышение психоэмоциональной устойчивости). Таким образом, осуществляется комплексный подход в формировании культуры ЗОЖ у воспитанников ДОУ. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ Существует множество программ ЗОЖ, включающих в себя различные компоненты. Попытаемся выделить основные из них: 1. Рациональное питание. Пища должна перекрывать энергозатраты организма, быть полноценной по химическому составу и содержать белки, жиры, углеводы (1: 1: 4), витамины, минеральные соли и микроэлементы, быть безвредной в химическом отношении и безопасной с точки зрения бактериального состава. 2. Оптимальная для организма двигательная активность. Роль двигательной активности в определении здоровья человека была известна давно. Древнегреческий философ Платон считал движение «целительной частью медицины». Великий русский писатель Л. Н. Толстой писал: «Надо непременно встряхивать себя физически, чтобы быть здоровым нравственно». 3. Соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных био И. Н. Павлов считал, что основу режима составляет «динамический стереотип», то есть регулярно повторяющаяся деятельность, но не инертная, монотонная, а динамичная, изменяющаяся в зависимости от воздействия среды. Это способствует, по мнению Ю. Ф. Змановского (1990), развитию у ребенка хорошей адаптации к изменяющимся условиям. Обязательно выполнять лишь основные компоненты распорядка дня (пробуждение и засыпание, прием пищи, прогулки). Остальные виды деятельности детей можно менять по времени и продолжительности выполнения. А если, к тому же, режим будет опираться на особенности индивидуального «биоритмологического портрета» ребенка, то в лучших условиях функционирования окажутся системы его организма. 4. Предупреждение вредных привычек (или отказ от них) Как замечает И. И. Соковня-Семенова (2000), полезные привычки и гигиенические навыки лучше закрепляются, когда они осознаны. Что касается вредных привычек, то в основе их приобретения и избавления от них лежит воля. 5. Повышение психоэмоциональной устойчивости. Судя по опытам, пишет профессор П. В. Симонов, особо опасны для здоровья не активные эмоции, а пассивные - отчаяние, тревога, боязливость, депрессия. У человека эти эмоции нередко приобретают социальную окраску чувства вины, сожалений, угрызений совести. По словам врача и педагога Е. А. Аркина, «как физическая постановка нашего тела, так и душевная установка по отношению к окружающему миру - всецело дело воспитания, результат тех примеров, которые ребенок видит и слышит со стороны взрослых». Именно поэтому одной из составляющих здоровья считается позитивное мышление. Н. Коршунова (2000) пишет, что позитивное мышление- не врожденное свойство, оно достигается упорными тренировками. Ребенка важно учить радоваться даже малой своей победе, а еще больше чужой удаче. 6. «Содержательная жизнь» (смысл жизни). II. Коршунова (2000) считает, что к здоровью она имеет самое прямое отношение. Все остальное - и питание, и движение, и гигиена имеет смысл, лишь когда человеку есть для чего вставать с постели каждое утро, если есть дело, которое, кроме него или лучше него, никто не выполнит, есть интерес к миру, есть любовь хоть к чему-нибудь. Академик II. М. Амосов (1979) назвал подобный фактор ЗОЖ «счастливой жизнью», которая без других составляющих здоровья не обеспечивает, но тем не менее является необходимой. Результаты исследования и анализа научной литературы и опыта работы различных специалистов в ДОУ позволили выявить условия формирования положительной мотивации к ЗОЖ у дошкольников: 1) создание вокруг ребенка учебно-воспитательной среды, 2) создание положительного эмоционального фона на занятиях оздоровительно-педагогической направленности; 3) наличие моделей поведения людей, придерживающихся ЗОЖ, в ближайшем окружении ребенка; 4) активная позиция ребенка в освоении знаний, умений и навыков валеологического характера; 5) учет индивидуальных психофизиологических и типологических особенностей учащихся при организации занятий оздоровительно-педагогической направленности. Нами составлена схема. Условия создания положительной мотивации к ЗОЖ Учебно-воспитательная среда Активная позиция ребенка Положительный эмоциональный фон занятий Учет индивидуальных особенностей ребенка Модели поведения
С учетом этого разработана План-программа оздоровительно-педагогических занятий для дошкольников, представляющая собой синтез знаний об основных факторах ЗОЖ. План-программа занятий состоит из 6 блоков, причем каждому блоку соответствует графическое изображение КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ РАБОТЫ ПО КАЖДОМУ БЛОКУ
|