Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Исследовательская работаЦели урока. Обучающая · Изучение свойств почв. Развивающая · Формирование умений полевых и биоиндикационных исследований почв. · Развитие знаний приобретенных на уроках биологии, химии, географии и экологии. · Развитие познавательного интереса к предмету. Воспитательная: · Формирование экологического мышления и экологической культуры учащихся. Оборудование: образцы почвы на каждую парту, экспертные карты, список растений, фотографии растений, таблицы по определению свойств почв, почвенная вытяжка, стакан, лакмус. ХОД УРОКА Организационный момент. Актуализация знаний. Беседа с классом. - Что такое почва? - Из чего состоят почвы? (Заполнение схемы) Как можно доказать, что почва состоит из этих элементов? Вы ребята сказали, что почва это плодородный слой земли. Давайте разберем слово плодородие по составу – плод и род, т.е. плодородие это свойство почв обеспечивать растения необходимыми условиями для роста и развития. А этими условиями являются вода, воздух, минеральные и органические вещества, горные породы. Все эти элементы влияют на свойства почвы. Приступим к изучению нового материала. Новый материал. Сообщение темы урока “ СВОЙСТВА ПОЧВ ”. Сообщение цели урока: Исследование свойств почвы с помощью полевых методов и методом биоиндикации. Для изучения свойств почв проведем мини - исследование. Для работы Вам выданы экспертные карты, которые вы должны заполнить во время урока. (Приложение 1) Исследовательская работа Существует несколько методов позволяющих получить важную информацию о механических, химических и физических свойствах почвы, о ее богатстве и плодородие. К таким методам исследования относятся полевой и биоиндикационный. Полевые методы позволяют быстро, без сложных лабораторных исследований, получить важную информацию о механическом составе и физических свойствах почвы, о ее богатстве и плодородии. Большую помощь в этом оказывает биоиндикация, так как какие – либо изменения в среде обитания быстро проявляются в изменении состава растительных сообществ - в увеличении участия распространения одних видов и снижении доли других. К примеру, интенсивное поступление на поля азота вызывает перемены в видовом составе сорняков: начинают доминировать лебеда, марь белая, мокрица, бодяк полевой, вьюнок полевой. По структуре выделяют два типа почв:
Какие почвы более плодородны и почему? У вас на парте есть образец почвы, рассмотрите его, определите тип почвы и занесите данные в карточку. Мы с вами знаем, что по составупочвы делят: Тяжелые (глинистые и суглинки) и легкие (песчаные и супесчаные). Состав можно определить методом мокрого шнура. Влажную почву скатывают в шнур.
На исследуемом участке почва скатывается в шнур, но не сворачивается. Определите состав почвы. Данные занесите в карточку. Плодородие. 1. Что такое плодородие почв (способность обеспечивать растения условиями для нормального развития). 2. Важный показатель плодородия – это наличие гумуса или перегноя. 3. Как можно определить плодородие?
По списку растений (приложение) определите плодородие почв. Кислотность – одно из характерных свойств почвы нашей местности. Повышенная кислотность отрицательно сказывается на росте и развитие ряда растений. Это происходит из-за появления в почве вредных для растения веществ, таких как, растворимый алюминий или избыточный марганец. Они нарушают белковый обмен, сдерживают процесс цветения и образования плодов и семян. Реакция почвы обусловлена соотношением в почвенном растворе водородных и гидроксильных ионов. Если в почве преобладают протоны водорода, то реакция почвы будет кислая, а если – гидроксид ионы – щелочная. Для растений оптимальным является нейтральная среда, но некоторые хорошо развиваются в слабокислой среде, а другие в слабощелочной. Например, капуста. В кислой среде растение заболевает килой. Поэтому почву необходимо нейтрализовать, то есть внести вещества, содержащие гидроксид ион. Как определить кислотность почвы? Сделать это можно двумя способами: при помощи индикаторной бумаги и при помощи растений – индикаторов. В первом случае готовим почвенную вытяжку и опускаем в нее лакмус. Как изменится цвет лакмуса, если реакция кислая, нейтральная, щелочная? Демонстрация опыта с почвенной вытяжкой. Во втором случае рассматриваем растения, произрастающие на данной почве. Существует три группы растений: ацидофилы, базофилы, нейтрофилы.
Определите по списку растений кислотность почвы.
Водный режим. Влажность определяется на ощупь и при помощи растений. На ощупь: если руки, после того как подержали почву в руках, сухие и легко отряхаются, то почва сухая; если руки стали грязными, то почва достаточно обеспечена влагой; если при сжимании из комка вытекает вода, то влага находится в избытке.
Определите влажность почвы, результаты занесите в карточку. Глубина залегания грунтовых вод. Установление глубины имеет значение для уточнения свойств почвы и выработки рекомендаций по их мелиорации. Многие растения плохо развиваются, если уровень грунтовых вод имеет небольшую глубину.
Определите глубину залегания вод по списку растений, который у вас есть. Итак, ребята, мы изучили основные свойства почв и при помощи метода биоиндикации определили свойства почв на исследуемом участке. Какие результаты у вас получились? Сделайте вывод по свойствам почв.
|