Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
ДисциплинаСтр 1 из 13Следующая ⇒ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРА по направлению КУЛЬТУРОЛОГИЯ
Квалификация выпускника БАКАЛАВР
Санкт-Петербург 2014.. г. ДИСЦИПЛИНА «ВИЗУАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА » Место дисциплины в структуре ООП: профессиональный цикл, базовая часть Трудоемкость и аттестация по дисциплине:
Цель и ожидаемые результаты изучения дисциплины: студент должен обладать следующими компетенциями: - владеть культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-1); - уметь логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2); - обладать способностью понимать, изучать и критически анализировать получаемую научную информацию по тематике исследования, владеть методами обработки анализа и синтеза информации (ПК-2). Для достижения поставленной цели необходимо, чтобы студенты: Знали: · общие понятия, определения и терминологию дисциплины «Визуальная культура»; · основы зарубежных и российских исследовательских методологий визуальной культуры; · современные тенденции изучения визуальных культурных практик; · методологию изучения визуальной культуры изучаемого региона (Японии); · существенные характеристики основных этапов развития визуальной культуры изучаемого региона (Японии); · терминологию для понимания текстов по истории и теории визуальной культуры изучаемого региона (Японии);
Умели: · оперировать понятийно-категориальным аппаратом курса; · соотносить ментальные характеристики конкретной культуры (японской) и превалирующие тенденции современных визуальных культурных презентаций; · определить и раскрыть стилистику и семантический ряд в визуальном культурном продукте страны изучаемой культуры (Японии0; · выявлять и интерпретировать проявление базовых ценностей традиционной культуры в современных японских визуальных культурных практиках; · самостоятельно провести анализ феноменов современной японской визуальной культуры, выявляя их эстетические и аксеологические основания; · использовать междисциплинарный подход при исследовании проблем визуальной культуры.
Владели: · навыками работы с визуальными источниками; · навыками работы с источниковой и историографической базой курса; · навыками проведения теоретических и прикладных исследований визуальных культурных феноменов страны изучаемой культуры (Японии).
Содержание дисциплины с указанием разделов (тем) и часов по видам занятий, а также часов самостоятельной работы: Дисциплина:
Интерактивные формы в период проведения лекционных и практических занятий:
Содержание самостоятельной работы студентов по темам дисциплины: Содержание инвариантной самостоятельной работы студентов по темам:
Содержание вариативной составляющей самостоятельной работы:
Учебно-методическое и информационное обеспечение модуля / дисциплины: а) основная литература: 1. Кармин А.С. Культурология. Учебник. – СПб: Питер, 2006. 2. Культурология.20 век. Т.1, А-Л: Энциклопедия /; Редкол.:Ж. М. Арутюнова и др.;Гл.ред.и сост.С. Я. Левит.-- Санкт-Петербург: Университетская книга, 1998 3. Культурология.20 век. Т.2, М-Я: Энциклопедия /; Редкол.:Ж. М. Арутюнова и др.;Отв.ред. Л. Т. Мильская.-- Санкт-Петербург: Университетская книга, 1998. 4. Горегляд В.Н. Классическая культура Японии: очерки духовной жизни--.СПб.,2006. 5 Грегори Р.Л. Разумный глаз.Как мы узнаём то, что нам не дано в ощущениях, М.:URSS, 2003. — 375 с. 6.Григорьева Т.П. Движение красоты --- М.: Восточная литература, 2005.--- 440с. 7. Мкртчян С.С. Визуальное измерение государственной идентичности: теория, методология и практика / С. С. Мкртчян, О. А. Полюшкевич, А. Г. Санина.-- Санкт-Петербург: Изд-во Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена,2012.--157 с. 8. Стэнли-Бейкер Дж. Искусство Японии. М., 2002.—240 с.
б) дополнительная литература:
1 Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие — М.: Архитектура, 2007. — 276 с 2. Андроникова М И. Портрет: от наскальных рисунков до звукового фильма ─ М.: Искусство, 1980. 3. Барт Р Camera lucida:Комментарии к фотографиям ─ М.: AdMarginem, 1997. 4. Бельтинг Х. Образ и культ. История образа до эпохи искусств─ М.: Прогресс-Традиция, 2002. 5. Беньямин, Вальтер. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости: Избр.эссе / В.Беньямин; Нем.культур.центр им.Гете;Предисл.,сост.,пер.и примеч.С.А.Ромашко.-- М.: Медиум, 1996.. 6. Буддизм в Японии.-- М.,1993.1 7. Виноградова Н.А.Скульптура Японии III-XIV вв--.М., 1981 8. Григорьева Т.П. Красотой Японии рожденный.-- М., 1993. 9. Гришелева Л.Д. Современный японский театр.-- М., 1977 10. Гундзи М. Японский театр Кабуки.-- М., 1969. 11 Гуревич А. Л. Типология виртуальной культуры / А. Л. Гуревич // Актуальные проблемы современной науки.-- 2004..N 1. с. 133-134.. 12. Даниэль, Сергей Михайлович. Искусство видеть: О творч. способностях восприятия, о яз. линий и красок и о воспитании зрителя / С. М. Даниэль.-- Л.: Искусство, 1990.. 13. Ермакова Л.М. Речи богов и песни людей--. М., 1995. 14. Игнатович А.Н. Буддизм в Японии: Очерк ранней истории.- М., 1988. 15. Иофан Н.А. Протояпонская и древнеяпонская культура: (К проблеме формирования стиля)//Япония. Идеология, культура, литература.-- М., 1989. 16. Иофан Н.А. Культура Древней Японии.-- М., 1974. 17 История современной японской литературы. /Перевод с яп. яз. Р.Г.Карлиной и В.Н.Марковой. Редакция, предисл. и коммент. Н.И.Конрада.-- М., 1961. 18. Иэнага Сабуро. История японской культуры.-- М., 1972. 19. Кирквуд К. Ренессанс в Японии: Культурный обзор семнадцатого столетия.- М., 1988. 20 Конрад Н.И. Очерк истории культуры средневековой Японии. М., 1980. 21. Накорчевский А.А. Синто. Мир Востока. - СПб., 2003. 22 Николаева Н.С.Искусство Японии с древности до начала XIX века. М., 2000. 23 Николаева Н.С. Художественная культура Японии XVI столетия. М., 1986. 24. Николаева Н.С. Японские сады. М., 1975. 25 Постмодернизм: Энциклопедия / Сост. и науч. ред.: А. А. Грицанов, М. А. Можейко.-- Минск: Интерпрессервис: Книжный Дом, 2001. 26. Разлогов К.Э. Экран как мясорубка культурного дискурса // ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ: Научно-теоретический журнал / РАН,Институт философии РАН.--М. 2002.--N8,с..24-41. 27. Розин В. М. Философия техники: От египетских пирамид до виртуальных реальностей: Учеб. пособие для вузов / В.М.Розин.-- М.: NOTA BENE, 2001. 28. Светлов Г.Е. Колыбель японской цивилизации.- М., 1994. 29. Светлов Г.Е. Путь богов. Синто в истории Японии.- М., 1985. 30. Сэнсом Дж. Япония. Краткая история культуры.-- СПб., 1999. 31. Человек в японской культуре. Сб. статей.- М., 1985.
в) электронные образовательные ресурсы (ЭОР):
1. http://www.ricur.org/ru/- сайт Российского института культурологии РАН 2. http://www.spbric.org/ сайт Санкт-Петербургского отделения Российского института культурологии 3. http://theoryandpractice.ru- Теории и практики 4. www.gumer.info электронная библиотека по гуманитарным дисциплинам в) электронно-библиотечные системы (ЭБС):
__ Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Освоение дисциплины "Визуальная культура" предполагает использование мультимедийной аудитории состоит из интегрированных инженерных систем с единой системой управления, оснащенная современными средствами воспроизведения и визуализации любой видео и аудио информации, получения и передачи электронных документов. Мультимедийная аудитория также оснащена широкополосным доступом в сеть интернет. Компьютерное оборудованием имеет соответствующее лицензионное программное обеспечение.
экран,компьюбер / ноутбук и тп)
Краткое содержание итоговой аттестации по модулю / дисциплине: Примерные темы рефератов (небольшой статьи): 1. Концепция культуры информационного общества (Э. Тоффлер, Д. Белл, Ж. Эллюль) и перспективы визуальной культуры 2. Проблема взаимодействия культур и современные визуальные практики 3. Роль кино в презентации историко-культуреых и социо-культурных ситуаций 4. Общество и визуальная культура: социальные детерминанты культурного прогресса 5.Визуальная культура и религия: визуализация сакрального 6. Особенности развития визуальной культуры на Западе и на Востоке 7. Визуальная культура древней Японии и западноевропейская архаика 8.Визуальная культура и национальная самоидентификаця 9. Визуальная культура Японии эпохи Хэйан: формирование национальной художественной традиции 10.Новые визуальные практики в современной японской культуре 11.Манга в японской культуре: истоки, история становления и развития 12.Фильмы А.Курасава как феномен презентации национальной художественной традиции 13.Роль телеиндустрии в конструировании повседневности 14.Современные технологии визуальности
Критерии оценки:
Примерные вопросы к зачёту: 1. Этимология категории "визуальный". Формы визуального контента (классификация М.Ирвина). Особенности восприятия визуальных образов а Японии. 2. Зрительный ряд и зрительная информация; их роль в восприятии внешнего мира. Особенности восприятия визуальных образов а Японии. 3. Формы и принципы представления информации человеком: визуальный ряд, визуальный контраст, визуальная иерархия, визуальный вес.. 7. Проблемы термина: "Визуальная культура", "визуальный поворот", "визуальные исследования". Методологические особенности исследования визуальной кудьтуры стран АТР 9. Теории визуальности: Т.Митчелл 10. Теории визуальности: Дж.Элкинс 11. Теории визуальности: Н.Мирзоефф 12 Визуальная культура древней Японии. Раннее синтоистское искусство (до 6 в.н.э.). Храмы периода Асука-Нара (552-794): ранняя буддийская архитектура и скульптура. 13. Визуальная культура эпохи Хэйан (794-1185). Хэйанский двор и его идеалы красоты. Искусство классической древности и живопись на ручных свитках. Формирование национальной художественной традиции 14. Визуальная культура средневековой Японии периодов Камакура – Момояма (1185-1615). Дзэнское искусство. Живопись, архитектура, театр, садово-парковое искусство. Визуальная культура чайного действа (тяною), икэбана. 15. Визуальная культура эпохи Эдо (1615-1868). Гравюры на дереве, живопись, театр Кабуки. Проявление национальной художественной традиции в декоративном искусстве: керамике, изделиях из бумаги, тканях и т.д. 16. Визуальная культура периода Мэйдзи –ранний Сёва (1868-1945). Вестернизация. Культурная семантика и художественно-изобразительные особенности произведений искусства данного периода. Япония в культурном диалоге с Западом. 17. Феномены современной японской визуальной культуры и их интерпретация с точки зрения базовых ценностей традиционной культуры. 18. Феномен «экранной культуры». "Визуальная антропология": специфика японского кино. 19. Соотношение понятий "экранная культура" и "мультимедийная культура". Анимэ в современной японской культуре 20. "Визуальная антропология": специфика японского кино. 21. Японская телеиндустрия и её влияние на визуальную культуру повседневности. 22. Образ "обычного человека" в японском медиапространстве. 23. Современные визуальные презентации японской художественной культуры. 24. Современные визуальные презентации мировой художественной культуры:К.Мокси и проблема невоплощенных образов ("disembodied images"). 25. Феномен "Манга". Структура комикса. История жанра. Основные визуальные образы.
Итоговая аттестация: Осуществляется в форме зачета, при этом проводится оценка компетенций, сформированных по модулю / дисциплине. Оценка компетенций, сформированных по модулю / дисциплине:
Процедура проведения итоговой аттестации: Процедура итоговой аттестации по дисциплине «Визуальная культура» включает представление выполненных заданий инвариантной и вариативной СРС, представление и «защиту» реферата / статьи и ответа на вопросы к зачёту.
Критерии оценки:
Шкала перевода баллов, набранных студентом в традиционную оценку:
110-54 баллов - зачёт
Разработчики:
|