Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Вопрос о природе звукового символизма, сте-■ пени его универсальности и роли в семантикеПозитивный итог эмпирических исследований звукового символизма можно сформулировать так: некоторые звуки устойчиво ассоциируются с отдельными физическим свойствами предметов — прежде всего с размерами (см. п. 45); в меньшей мере с формой («округлое» [о], «плавное» [л]), еще реже — с тактильными свойствами (при бесспорно «гладком» л не находится столь же очевидно «шероховатых» звуков). Звукосимволические ассоциации до некоторой степени подспудно влияли и на то, как складывалась звуковая оболочка слов со значением 'большой/маленький'. А. Какова природа звукосимволических ассоциаций? Их общий и основной источник — это невербализуемые впечатления говорящих от процессов собственной артикуляции звуков. Подобно тому, как в сознание человека входит почувствованное им на ощупь (и даже, возможно, не вербализованное) знание о том, что оконное стекло прохладнее деревянного подоконника, в его сознании появляются впечатления о том, что [а] — больше, чем [и],[е] и даже [о]; что [и] — узкий или тонкий звук; что [ц], [ч], [дж] (т.е. аффрикаты, звуки двойной артикуляции — взрывной и фрикативной) — это «тяжелые», «громоздкие» звуки; что [л], [м], [н] (в артикуляции которых воздушная струя не встречает настоящих консонантных преград) — это «гладкие, ровные» звуки, в отличие от «дребезжащего и дрожащего» [р] — звука, образование
160 Часть третья. КЛАССЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗНАКОВ... которого состоит в вибрации, т. е. в ряде смыканий и размыканий кончика языка и нёба, и т.д. Таким образом, главный источник звукового символизма — это метаязыковая рефлексия говорящих над собственной артикуляцией. В редких случаях у отдельных звуков связанные с ними ассоциации представляют собой как бы семантическую тень от тех слов, в которые входят эти звуки. Замечено, что говорящие по-русски считают «неблагозвучным» звукосочетание [гн]. Возможно, это связано с тем, что [гн] стоит в начале целого ряда слов, называющих «неприятные» явления (гнить, гнилой, гнида, гноить, гной, гнус, гнусавый, гнушаться, а также гугнивый). Иначе говоря, отрицательная семантика как бы метонимически распространилась и на характерную черту фонетики этих слов — звукосочетание [гн]. Схожая отчасти история произошла со звуком [ф] в русском языке: его считают неблагозвучным. Возможно, это вызвано рядом насмешливо-уничижительных слов и фразеологизмов с буквой ф (ферт, фертик, фитюлька, фат, фря, финт, финтить, фекла с бантом на затылке, выбросить фортель и др.). Как писал В.В. Виноградов, «не подлежит сомнению, что собственные имена, начинавшиеся когда-то чуждым восточному славянству звуком ф, чаще всего получали презрительное, бранное значение: ср. Фофан из Феофан, Фефёла из Феофила, Фаля из Фалалей, Фетюк из Феотих и др.» (Виноградов 1994, 578). Б. О степени универсальности фоносимволических ассоциаций. Поскольку звукосимволические значения связаны прежде всего с отображением в сознании говорящих своей собственной артикуляции звуков родного языка, а звукотипы по разным языкам достаточно сходны ([с] и [с] — всюду аффрикаты, [с] и [s] — всюду шипящие, [г] — всюду дрожащий и т.д.), то звукосимволические ассоциации в значительной степени универсальны. Различия в характере ассоциаций связаны с разным составом фонем в разных языках и с различием в частотности сходных фонем. Звукотипы, отсутствующие в родном языке, оцениваются плохо. Более частотные, т.е. привычные, звукотипы оцениваются выше, чем сопоставимые редкие звуки. Например, по всем языкам шипящие звуки оцениваются ниже, чем свистящие, и намного ниже, чем сонорные (возможно, в этом сказалась генетически заложенная в человеке боязнь змей). Однако носители польского языка, в котором шипящие более частотны, чем в других славянских языках, дают шипящим более высокие оценки, чем оценки русскими информантами соответствующих звуков в русском языке. В. «Фонетические значения» не имеют отношения к семантической системе языка. Фоносимволические ассоциации отдельных звуков принадлежат невербализуемой области языкового сознания; вне эксперимента они не попадают в поле зрения говоря- ____________ Лекция VII. ИКОНИЧЕСКИЕ ЗНАКИ. ЗВУКОСИМВОЛИЗМ 161 щих и не имеют отношения к языковой семантике. Релевантность «суммарных» фоносимволических «значений» слов (ср. подсчеты А. П. Журавлева) по отношению к их лексическим значениям, а тем более положительная корреляция с лексической семантикой, не доказаны. Возможно, звукосимволические ассоциации имеют отношение к психологии восприятия людьми впервые слышимых слов1. Таким образом, иконичность языка связана с теми семиотическими явлениями, которые были рассмотрены в п. 36 —41. Иконические знаки в искусствах и искусствен-■ ных семиотиках. В языках (семиотиках) всех искусств преобладают иконические знаки, потому что сущность искусств — в создании подобий (в широком философском смысле слова). Подражательную (миметическую) сущность всех искусств в полной мере понимали Платон и Аристотель. В «Поэтике» Аристотеля слово мимесис (греч. mimesis 'подражание') оказывается самым общим термином — им Аристотель называет любое из искусств и все искусства в целом. «Подражание происходит в ритме, слове и гармонии, отдельно или вместе. <...> При помощи собственно ритма, без гармонии, производят подражание некоторые из танцовщиков» (Аристотель 1957, 40). «Эпос — это подражание в гекса-метрах». «Трагедия есть подражание действию, важному и законченному <...>» (там же) и т.д. Иконичность основных единиц языка танца и языка музыки будет показана в соответствующих лекциях пятой части книги. Иконичность знаков тех искусств, которые развились из семиотики неподвижных изображений (изобразительное искусство, фотография, кинематограф), вполне очевидна (ср., впрочем, семиотику архитектуры, абстрактного искусства, декоративного искусства, дизайна). В семиотике искусств, основанных на изображении, важно видеть знаки, нарушающие иконичность, а также диалектику изобразительности (иконичности) и условности (символичности). В искусственных семиотиках роль иконических знаков различна в разных системах. Иконические знаки преобладают в картографии и топографии, чертежах, схемах, диаграммах, графиках, структурных формулах веществ (например, бензольное кольцо), плакатах, визуальной рекламе, в знаках обслуживания и дорожных знаках, пиктограммах олимпийских видов спорта. В математической символике к иконическим знакам относятся знаки II ('параллельно'), 1 ('перпендикуляр'), п ('пересечение'), 1 Характерен интерес к звукосимволизму у тех специалистов по рекламе, в задачи которых входит разработка названий для новых товаров, предприятий сферы обслуживания, фирм, торговых марок, а также забота о фонетической привлекательности слоганов. 162 Часть третья. КЛАССЫ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗНАКОВ... u ('объединение'), с ('содержится'), z> ('включается'), по-видимому, также знак равенства = и некоторые другие. Возможно, в глубокой древности ощущалась иконичность знака 'минус': Р. Грегори видит в нем отображение жеста «разведение рук» в знак отрицания; схематическое изображение разведенных рук он находит также в древнеегипетском иероглифе со значением 'нет' (Грегори 1972, 164). Однако для современного сознания графический знак со значением 'минус' — это чистая условность, т.е. знак-символ. Иконичные знаки важны в интерактивных языках общения человека и компьютера («иконки» в меню и подменю). Однако в целом, чем более абстрактны значения, составляющие план содержания некоторой семиотики, тем большее место занимают в ней знаки-символы.
|