Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
На слух неречевых и речевых сигналов 6 pageРАБОТА НАД ГОЛОСОМ ч ' 1 Постоянное пользование звукоусиливающей аппаратурой, наличие обратных микрофонов позволяют, как правило, не прибегать к тактильным ощущениям детей при вызывании голоса. Наличие или отсутствие голоса как у педагога, так и у себя определяется ребенком на слух. Первые произвольные голосовые реакции появляются у детей при подражании речи взрослых. Следует внимательно наблюдать за всеми голосопроявле-ниями детей, чтобы выявить их естественные голоса и определить склонность ребенка к тому или иному нарушению голоса (как правило, в сторону его повышения). У некоторых детей голос может быть тихий, и, побуждая ребенка говорить громче, можно спровоцировать ряд дефектов: фальцет, «натужный» голос. С такими детьми нужно очень постепенно вести работу по усилению голоса. Часть детей обладают очень высоким голосом, но резонирующим в грудной клетке, что отличает его от фальцета (образуется без участия грудного резонатора). Описанные выше особенности голоса не являются дефектами. В этих случаях дети нуждаются в постепенном развитии своих голосовых возможностей. Дефекты голоса могут быть связаны с нарушением его силы, нормальной высоты и тембра. В случае их появления следует проводить работу по их устранению. К дефектам, связанным с нарушением силы голоса, относятся следующие: 1. Голос очень тихий, слабый, едва слышный. Такой го ...,•., привести к возникновению «рваного» или «рычащего», л. голоса. В результате постоянных упражнений в протяж- . г ном произнесении гласных и ряда слогов (а____, папа- папапа___ и т. п.), а также в протяжном произнесении ,,, звуков мяв с последующими гласными (м___ а, в____ а) N, голос постепенно окрепнет. ; 2. Голос крикливый. Чаще встречается у детей с хороши-.,.., ми остатками слуха. При исправлении этого дефекта ■■ '■ следует прежде всего использовать остаточный слух ре-' '■• ж-- бенка и продемонстрировать ему разницу между нормальным и крикливым голосом. Вызвав голос нормальной силы при произнесении, например, звука а, следует закрепить результат в процессе выполнения других голосовых упражнений, произнося звуки, слоги, слова и фразы. * К дефектам, связанным с нарушениями нормальной вы- ЬЬты голоса, относятся следующие:
w 1. Голос фальцетный — высокий голос, образуемый без -■\ участия грудного резонатора. Если при голосе нормальной высоты можно ощущать вибрацию грудной клетки, то при фальцете она отсутствует.
2. Голос повышается или переходит на фальцет лишь "*• на некоторых звуках. Дефекты очень грубые, крайне отрицательно влияющие на К дефектам, связанным с нарушением тембра, относятся следующие:
1. Голос низкий, беззвучный, приближающийся к шепот ребенок, стремясь экономить выдох, плотнее смыкает голосовую щель, и голос становится звучнее.
2. Гнусавый голос. При таком дефекте мягкое нёбо опуще дефекта ребенка учат энергично произносить слог па, .j выделяя последний гласный: папапапа___. Поднятое ,,- при произнесении звука п мягкое нёбо сохраняет свое п положение и при а, благодаря чему голос избавляется от носового оттенка. В дальнейшем из слогов выделяется изолированное а. Аналогичным образом вызывается нормальный голос при произнесении других гласных звуков: о, у, э. Тембр голоса нормализуется в ходе упражнений по отделению одного слога от ряда слогов, при работе над долготой, слитностью, темпом произнесения слогосочетаний, а затем на материале слов и фраз. Кроме того, голос может быть хриплым, сдавленным, скрипучим. Голос хриплый. Для исправления дефекта рекомендуется протяжное произнесение гласных в слогах (па__, ма___ и т. д.) и изолированно (а___ о___ и т. д.). При стойком хриплом голосе следует направить ребенка к отоларингологу для исследования состояния гортани. Голос сдавленный, скрипучий. Возникновение такого голоса, как правило, связано с тем, что ребенок контролирует работу своего голосового аппарата с помощью собственных кинестетических ощущений вибрации гортани и невольно стремится усилить получаемые при голосообразовании ощущения. Устраняя этот дефект, следует привлекать остаточный слух ребенка, научить его определять разницу между нормальным и дефектным голосом. Как неоднократно подчеркивалось, устраняя тот или иной дефект голоса, следует прежде всего использовать слуховой контроль. На протяжении всех лет обучения в содержание фронтальных занятий включаются упражнения на длительное произнесение гласных звуков как в составе слогов, так и изолированно. Проведение этих упражнений способствует, с одной стороны — становлению голоса нормальной высоты, силы и тембра, с другой — устранению возникающих дефектов голоса. Вот некоторые из этих упражнений:
— слитное протяжное произнесение отдельных гласных — (фальцет, гнусавость), то его следует исключить из упражнения; — произнесение слогосочетаний папапапа____ (тпатата- > та__) сопровождается движениями, соответствующи ■ '■'"' руки развести в стороны; ;; — протяжное произнесение звуков в слоге ма (м___ а__). Произнесение каждого звука сопровождается соответствующим движением. Использование широких движений рук, приподнятое эмоциональное настроение имеют положительное значение при работе над голосом. Дефекты голоса, как показывает практика, носят стойкий характер, поддаются исправлению с трудом. В тех случаях, когда при всех усилиях педагога у ребенка не отмечается тенденция к исправлению дефекта в течение 2—3 недель, следует прибегнуть к вибротактильному контролю за работой голосового аппарата: осязание вибрации гортани, ощущение вибрации грудной клетки при голосе нормальной высоты, ощущение наличия вибрации крыльев носа при гнусавом голосе и отсутствии таковой при голосе нормального тембра и т. п. * РАБОТА НАД ЗВУКАМИ РЕЧИ Как отмечалось, в процессе формирования звукового состава речи выделяют два этапа: первый этап — нерегламентиро-ванное усвоение звуков в составе слова и второй — регламентация звукового состава речи. 1 *у1 Первый этап работы •rd ° над звуковой стороной речи В это время проводится работа по вызыванию с помощью фонетической ритмики всех звуков (кроме аффрикат — цич — при работе с глухими дошкольниками). Какие-то звуки у детей появятся, какие-то нет. В ходе этой работы дети овладеют точной артикуляцией ряда звуков, некоторые звуки будут замещаться многообразными заменами. Опыт показывает, что существует определенная закономерность в последовательности появления звуков в речи де- тей. Из гласных обычно первыми появляются звуки а, о, у, э. Среди согласных — это губно-губные п, б, м, губно-зубные ф, в, некоторые язычно-зубные т, д, н, л, т. е. те звуки, которые наиболее доступны для слухо-зрительного восприятия и воспроизведение которых не требует тонких двигательных диф-ференцировок. Как правило, работа начинается с гласного а и ведется, пока не получится звук, близкий по звучанию к а. Затем в течение 1—2 недель следует поработать над звуками п, б, м; при этом должен получиться хотя бы один из них. При вызывании звуков можно рекомендовать такую последовательность: у, т, н, о, л, ф, в, и, б, д, э, к, г, х, с, ш, з, ж, р. Вызывание того или иного звука проводится в течение 1— 2 недель. Если за это время звук не появился, то следует переходить к другому звуку, а через некоторое время вернуться к тому, который дети еще не научились произносить. Следует иметь в виду, что работа над тем или иным звуком не заканчивается его вызыванием. Каждый звук для автоматизации его в речи требует проведения целой системы упражнений в его произнесении в разных позициях: сначала самых простых для звука, затем во все более сложных и, наконец, в тех позициях, которые могут спровоцировать дефектное произнесение. Характер движения, сопровождающего произнесение, Гласные звуки Движения, сопровождающие произнесение гласных звуков, плавные, достаточно продолжительные. Звук а: руки перед грудью, произнося звук а_______, широко, плавно развести руки в стороны или, произнося звук Звук о: руки в стороны, произнося звук о________, руки плав Звук у: руки перед грудью, кисти обращены друг к другу, - руки вперед. Звук э: руки вытянуты вперед на уровне плеч, произнося звук э___, напряженные руки медленно согнуть в лок- "'■■*' тях, приблизить к плечам. Если получается звук, близ После появления звука и можно начинать работу над дифтонгами я, ё, ю, е. Дифтонг йа (я): руки поднимать вверх (и_), а затем разво- * дить в стороны (а__); постепенно движение на звук и становится все более кратким (как при произнесении других дифтонгов — ё, ю, е). Дифтонг йо (в): руки вначале поднимать вверх (и____), а затем через стороны округло опустить вниз (о__). Дифтонг йу (ю): руки вначале поднимать вверх, а затем * Дифтонг йэ (е): руки вначале поднимать вверх (и____), а затем опустить к плечам (э___). Гласные звуки, по мере их появления в речи, следует включить в различные упражнения, описанные выше: произносить протяжно и кратко, громко, голосом разговорной громкости и тихо, с постепенным нарастанием и снижением силы голоса, нормальным, низким и высоким голосом, с постепенным повышением и понижением голоса. -.<.......: ■.'■ ■'"'•' Согласные звуки,-fc' ■:}HHp.' -<:-" Согласные звуки вызываются главным образом в сочетании с гласными. По характеру артикуляции, определяющей характер движения, можно выделить согласные: взрывные глухие (п, т, к), взрывные звонкие (б, д, г), смычно-проходные (м, н, л), фрикативные глухие (ф, с, ш, х), фрикативные звонкие (в, з, ж), вибрант (р), аффрикаты (ц, ч).
|