Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Типологія особистості за Майєрс-БріггсОднако необходимо помнить, что роль – это модель поведения, воспроизведение которой ожидают от человека другие члены команды. Роль – это не характер человека, человека здесь нет. Роль это требования, которые к нему предъявляются. А где же человек и какими качествами он должен обладать, для того чтобы в наилучшей степени реализовать те требования, которые к нему предъявляются или другими словами те роли которые ему поручены? Существует немало попыток объяснить и типологизировать индивидуальные особенности людей. Каждая типология отталкивается от своей "ключевой посылки", лежащей в основе объяснения человеческих сходств и различий. Опросник Майерс-Бриггс (MBTI) разработан в США в конце 50-х годов Катариной Бриггс и Изабель Майерс (матерью и дочерью) на основе идей известного швейцарского психолога Карла Юнга. В начале 20-х годов Юнг высказал мысль, что поведение человека не является случайным, а поддается предсказанию, и, следовательно, классификации. По его мнению, различия в поведении определяются базовыми психическими функциями, свойственными человеку на протяжении всей жизни. Эти качества проявляются уже в первые мгновения жизни и со временем из них формируется характер. Юнг утверждал, что все склонности человека, его симпатии и антипатии по отношению к другим людям, событиям и жизненным проблемам коренятся в изначальном различии предрасположенностей. В своей работе "Психологические типы" Юнг выделил различные психологические типы людей в соответствии с разными индивидуальными способами восприятия и оценки информации. Он выдвигает три пары оппозиций, описывающих психические процессы восприятия и переработки информации (экстраверсия - интроверсия, сенсорика - интуиция, мышление - эмоции), к которым И.Майерс и К.Бриггс добавили еще одну шкалу – восприятие - оценка. Опросник MBTI основан на выявлении двух различных способов пополнения запаса энергии (шкала экстраверсия-интроверсия), двух противоположных способов сбора информации (шкала сенсорность-интуиция), двух различных способов принятия решений (шкала мышление-чувствование) и двух различных способов организации своего взаимодействия с внешним миром (решение-восприятие). Таким образом, существуют четыре основных шкалы предрасположенностей. Каждый человек в силу своей индивидуальности занимает определенное место на этих шкалах, выбирает тот или иной полюс в каждой паре оппозиций. Комбинация предпочтений по каждой паре оппозиций дает один из шестнадцати типов поведения, составляя индивидуальный профиль человека. Авторов опросника интересовало создание психологического инструментария, в точных научных терминах объясняющего и характеризующего индивидуальные различия и полностью согласующегося с теорией Юнга об индивидуальных предрасположенностях. Это рабочий инструмент, позволяющий достоверно выявить индивидуальные сходства и различия и использовать полученные результаты на практике. Типология Майерс-Бриггс имеет ряд преимуществ по сравнению с другими имеющимися типологиями. Она не содержит удручающего для многих людей сопоставления "нормы" и "патологии" и не умаляет достоинств ни одного из шестнадцати типов. Это социально-психологическая типология, позволяющая, в отличие от психологических типологий, рассматривать социальные проявления психологических качеств. Она дает описание различных типов поведения, т. е. поведенческие характеристики людей (как человек будет себя вести в той или иной жизненной ситуации). Для практического применения это более важно, чем просто выявление личностных качеств. Основные положения типологии, отраженные в опроснике MBTI: - с помощью опросника определяются индивидуальные различия в восприятии информации и принятии решений; - с помощью опросника выявляются интересные и важные поведенческие стереотипы, знание которых полезно для понимания людей и их взаимодействия; - это не тест, а индикатор, здесь нет "правильных" или "неправильных" ответов; - теория постулирует дихотомию, поэтому в MBTI используются психометрические показатели; - шкалы MBTI не являются независимыми, между ними существуют специфические динамические отношения; - как теория, так и описания типов основаны на модели, которая рассматривает развитие личности как процесс, продолжающийся всю жизнь; - тип – это удобный способ описания различных психических процессов (восприятия и оценки информации); - нет "хороших" или "плохих" типов – у каждого из них есть свои достоинства и свои слабости; - существуют четыре процесса (S, N, T, F) и четыре установки (E, I, J, P), они составляют четыре пары оппозиций: S-N, T-F, E-I, J-P; - каждый респондент использует все процессы и установки, но больше любит или предпочитает один из полюсов в каждой паре; - в интерпретации результатов приводятся конкретные примеры проявления каждого из элементов; - шкалы MBTI относятся к базовым психическим функциям – восприятию и оценке информации, которые реализуются в любом поведении, – поэтому сфера практического применения опросника очень широка. Области применения опросника MBTI: В консультировании по проблемам карьеры и профориентации: - MBTI помогает направлять личность в выборе той или иной ориентации школьного образования, профессии, рабочего места; - MBTI позволяет принимать во внимание и сопоставлять возможности, которые дает работа для использования предпочитаемых способов восприятия и оценки информации, с одной стороны, и те требования, которые предъявляет трудовая деятельность – с другой; - MBTI помогает при ведении деловых переговоров (как рабочий инструмент отслеживания особенностей разных людей и подбора "ключа" к ним); - MBTI помогает более эффективно распределять задания между сотрудниками; - MBTI помогает устанавливать оптимальные отношения с коллегами по работе. В индивидуальном и семейном консультировании: * MBTI помогает клиенту понять преимущества и сильные стороны различных предпочтений; * MBTI помогает подобрать практический ключ к развитию собственной индивидуальности и совершенствованию своего общения с окружающими; * консультант может показать клиенту, как превратить его "проблему" в "лабораторию” по развитию способов восприятия и оценки и на этой основе научиться оптимальным образом направлять свою жизнь; * MBTI помогает супружеским парам и семьям увидеть и понять ценность сходства и различий людей; родителям – научиться принимать детей такими, какие они есть (это особенно важно, когда родители и дети относятся к разным типам); детям – следовать избранному пути, невзирая на внешнее неодобрение и не испытывая чувства вины. Знакомство с методикой Майерс-Бриггс позволяет полнее использовать свои собственные сильные стороны, приоткрывает "скрытые механизмы" человеческих поступков и решений и помогает подобрать "ключ" к людям, с которыми мы взаимодействуем.
|