Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Раздел 1. История зарубежной литературы до XIX векаСтр 1 из 3Следующая ⇒ Содержание дисциплины Тема 1.Мифопоэтическое творчество древних цивилизаций: происхождение дописьменных и письменных формы словесности, художественной литературы. Памятники литературы традиционного Востока; классические литературные жанры античности Истоки литературы. Зарождение эпоса в шумерской литературе. Размышления о смысле жизни и смерти в «Эпосе о Гильгамеше». Обрядовые корни литературы в культуре древних цивилизаций. Заупокойный культ и египетская «Книга мертвых». Любовная и философская лирика Древнего Египта. Гипотеза хорового синкретизма (А.Н. Веселовский). Зарождение основных родов литературы: эпоса, лирики, драмы. От мифа – к устному народному творчеству. Памятники литературы традиционного Востока (Китай, Япония, Индия), ее мифологические и философские основы. Жанры и виды литературы. Шедевры античной литературы и их художественная интерпретация в истории культуры. Античная литература как основа развития европейской культуры. Мировоззрение античного человека в произведениях литературы. Периодизация античной литературы; преобладающие проблематика и жанровые формы. Развитие лирики как непосредственного и преимущественного изображения мира чувств и духовной жизни человека. Образ лирического героя. Виды греческой лирики: декламационная (элегия и ямб), песенная (сольная и хоровая). Анакреонтические мотивы в лирике последующих эпох. Героический эпос. Поэмы Гомера «Илиада» и «Одиссея». Троянская мифология. Прием «божественного вмешательства», мифологема судьбы. Социально-историческая основа гомеровского эпоса. Художественное своеобразие эпоса: монументальность, ретардация, повторения, формульные и трафаретные стихи, эпитеты, сравнения, гекзаметр. Гомеровское понимание красоты. «Гомеровский вопрос». Возникновение трагедии из народного празднества в честь бога Диониса. Трагедия как вид драмы. Тематика и структура греческой трагедии.Особенности эстетики античной трагедии в «Поэтике» Аристотеля. Миф о Прометее и его интерпретация Эсхилом в трагедии «Прометей Прикованный»: основной конфликт, сочетание эпических и лирических традиций с драматическими ситуациями, столкновение характеров, постепенное нарастание интенсивности трагического действия. Трагедия Софокла «Антигона»: проблема личности и государства. Психологизм трагедии Еврипида «Медея»: раскрытие внутреннего разлада, борьба чувств героини. Современные художественные интерпретации образа. Истоки комедии, ее связь с народными празднествами в честь бога Диониса, буффонадой, инвективными и обрядовыми песнями земледельцев. Аристофан – «отец комедии». Комедии Аристофана «Всадники», «Лягушки». Комическая материализация идей, гиперболизм, карикатурность, контраст. Римский период античной литературы. Римская литература. Периодизация. Формы преемственных связей римской и греческой литератур. Основные жанры, темы и идеи.
Тема 2. Теоцентризм западноевропейской литературы средневековья. Культурная атмосфера средневековья. Факторы литературного развития в период средневековья. Роль христианской религии и католической церкви. Картина мира средневекового человека. Символизм мышления как основа средневековой ментальности. Литература раннего средневековья на латинском языке. Клерикальная литература и ее основные жанры: видение, житие. Труды выдающихся деятелей церкви, представителей средневековой философии (псевдо-Дионисий Ареопагит, Абеляр, Франциск Ассизский, Бонавентура, Альберт Великий, Фома Аквинский) и их вляние на мировосприятие средневековых писателей. Героический эпос раннего средневековья. Своеобразие исландского эпоса в «Старшей Эдде» и «Младшей Эдде». Героический эпос развитого феодализма. Французский героический эпос: «Песнь о Роланде». Средневековые университеты. Поэзия вагантов. Традиции Анакреонта и Овидия. Пародийные и сатирические тенденции. Культура и литература рыцарства. Средневековый рыцарский роман. Появление новых идеалов: эстетизация доблести, чести, любви, культ Прекрасной Дамы. Жанровые признаки куртуазного романа. Циклы средневековых романов: античный, византийский, бретонский. Состав «бретонских повестей»: бретонские ле, романы о Тристане и Изольде, романы артуровского цикла, романы о Святом Граале. Рыцарская лирика. Провансальская лирика трубадуров. Образ Прекрасной Дамы. Приоритет темы любви, ее трактовка трубадурами. Жанры поэзии трубадуров: кансона, альба, пасторела, тенсона, баллада, плач. Введение рифмы в европейскую поэзию. Формирование авторского начала. Куртуазное отношение к даме у Бернарта де Вентадорна. Инвектива в поэзии Бертрана де Борна. Легендарные биографии трубадуров. Северо-французская лирика труверов. Немецкая поэзия миннезингеров. Трубадуры и русская литература. Городская литература средневековья. Средневековая драматургия. Общая характеристика средневекового города. Площадная культура города: творчество жонглеров, кукольные театры, народные праздники. Демократический характер городской литературы, ее связь с народным творчеством. Особенности героя. Антиклерикальные мотивы. Своеобразие стиля. Основные эпические жанры городской литературы: фаблио, шванки, сатирический эпос «Роман о Лисе»), аллегорический эпос («Роман о Розе»). Тема 3.Антропоцентризм литературы эпохи Возрождения. Творчество Данте Алигьери как явление Проторенессанса. «Божественная комедия» как философско-художественный синтез средневековой и новой гуманистической культур. Традиции (связь с античной традицией и средневековым жанром видения) и новаторство жанра. Основная сюжетная ситуация и ее историко-культурные основы. Роль мистических чисел в композиции поэмы и в ее строфике (терцина). Аллегоричность и символичность художественного мира поэмы и поэтической формы. Пространственно-временная организация. «Космос» Данте. Движение от античного антропоцентризма через средневековыйтеоцентризм к ренессансному антропоцентризму. Возрождение в Италии. Идеалы эпохи Возрождения и их отражение в итальянской литературе. Поэтическое новаторство Ф. Петрарки в «Книге песен», лирической исповеди поэта. Образ Лауры. Дж. Боккаччо как основоположник психологизма в европейской литературе. «Декамерон» - один из величайших памятников Возрождения. Истоки жанра новеллы. Причины его актуализации в эпоху Возрождения. Особенности французского Ренессанса. Жизненный путь и учено-гуманистиченская деятельность Рабле. Роман «Гаргантюа и Пантагрюэль», история его создания, связь с народной смеховой культурой. Система образов. Композиция. Гротеск. Реабилитация плоти, свободное отношение к святыням. Раскованная стихия языка. Изложение теории гуманистического образования и воспитания. Творчество У. Шекспира. «Шекспировский вопрос». Сборник сонетов: главные образы и мотивы; образ «смуглой леди сонетов» и переосмысление традиционного образа Прекрасной Дамы; художественные особенности сонетов, развитие традиций английского сонета. Жанры шекспировской драматургии: исторические хроники, комедии, трагедии, трагикомедии. Период «великих трагедий». Магистральный сюжет трагедий: судьба личности. «Гамлет»: источники сюжета (Саксон Грамматик); характер конфликта; система образов. Философское звучание трагедий. Возрождение в Испании. Роман Мигеля де Сервантеса Сааведры «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»: история создания, полемика со штампами рыцарского романа, система образов. Дон Кихот как «вечный образ», понятие «донкихотства». Художественные интерпретации образа в истории культуры. Тема 4.Художественные направления в литературе ХVII-ХVIII веков. Общая характеристика зарубежной литературы 17-18 вв. Традиции Возрождения в культуре 17 века. Три направления в западноевропейской литературе 17 века и их главнейшие представители: ренессансный реализм, барокко, классицизм. Ренессансный реализм Лопе де Вега. Демократические тенденции в драме Лопе де Вега «ФуэнтеОвехуна» Лопе де Вега. Эстетические принципы Лопе де Вега в трактате «Новое руководство для начинающих писать комедии». Полемика с писателями классицизма и барокко. Философско-эстетические принципы барокко в пьесе испанского драматурга П. Кальдерона «Жизнь есть сон». Сложность и внутренняя противоречивость барокко. Черты ренессансной и средневековой культуры в барокко. Основные темы, раскрываемые в литературе. Эсхатологические мотивы, кладбищенский натурализм. Помпезность и декоративность. Космическая масштабность проблем и образной системы. Художественное своеобразие. «Интеллектуализм», изощренность языка писателей барокко. Теория «быстрого разума». А.С. Пушкин и И.С.Тургенев о Кальдероне. Классицизм в литературе Западной Европы. Истоки эстетической теории классицизма. Классицизм и рационалистическая философия Эстетическая теория классицизма в трактате Буало «Поэтическое искусство». Политическая проблематика трагедий П. Корнеля «Сид», «Гораций». Политические и нравственно-психологические проблемы в трагедии Ж. Расина «Федра». Эстетические взгляды Мольера. Политические и философские проблемы в комедии Мольера «Тартюф». Художественный метод Мольера и классицизм. Культ чувства и природы в литературе сентиментализма. «НоваяЭлоиза» Ж.-Ж. Руссо и жанр сентиментального романа. Философско-эстетические идеи Просвещения в произведениях зарубежной литературы. «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта как сатирическое, памфлетно-аллегорическое изображение социальной действительности. Трудовое общение человека с природой в романе Д. Дефо «Робинзон Крузо». Тематика и художественные особенности комедий П. Бомарше. И. Гете – великий немецкий национальный поэт. История создания и художественное своеобразие трагедии «Фауст». Путь исканий Фауста. Мефистофель и диалектика познания. Художественные интерпретации образа Фауста и Маргариты.
Раздел 2. Развитие зарубежной литературы в XIX – ХХ веках Тема 1.Романтизм как литературное направление, национальные особенности Особенности литературного процесса в Западной Европе I половины XIX века. Метод романтизма, романтическое мироощущение, романтизм как литературное направление. Исторические, философские и эстетические истоки романтизма начала XIX века. Немецкая школа романтизма. Йенская школа. Роль философии Шеллинга в формировании эстетики романтизма: концепция мира, связей человека и природы, концепция любви, Бога, сущность понятия «интеллектуальная интуиция»; представление о творческой личности, идея мифотворчества. Романтическоедвоемирие в творчестве Э.Т.А. Гофмана. Идея универсальной личности, роль музыки и творчества. Воплощение эстетики Гофмана в сказке «Золотой горшок». Гофман и русский романтизм. Романтические тенденции в английской литературе. Мистический романтизм в поэзии и графике У. Блейка. Представления о связи человека и природы у поэтов «Озерной школы». Романтические поэмы Д.Н.Г. Байрона.Творческий путь В. Гюго – «патриарха» французской литературы. Специфика историзма в романе «Собор парижской Богоматери». Тема 2.Реализм как художественный метод в литературе 19 века.Роман как основной жанр реализма. Социально-психологические типы героев в произведении О. де Бальзака «Отец Горио». Новеллистика П. Мериме. Тематические разновидности новелл: экзотические, социально-психологические, авантюрно-развлекательные, фантастические, новеллы-легенды. Мериме и русская литература. Творчество Ф. Стендаля. Философия личности и тип героя в романах «Красное и черное» и «Пармская обитель». Психологический метод Стендаля. Особенности реалистического метода в романе Г. Флобера «Госпожа Бовари»: новый тип героя и новое истолкование проблемы утраченных иллюзий, роль подтекста и символики. Место поэзии в литературе второй трети 19 века. Поэзия и реализм. Феномен «чистого искусства». Группа «Парнас»: история, эстетическая программа, значение в литературном процессе. Периодизация творчества Ч. Диккенса. Проблема жанра и художественное своеобразие романа «Торговый дом «Домби и сын». Философский скепсис и ирония как основа мировоззренческой позиции У. Теккерея в романе «Ярмарка тщеславия». Художественное новаторство Теккерея. Тема 3. Реализм, модернизм и постмодернизм в литературе ХХ в.; взаимодействие литератур различных культурных регионов. Модернистское направление русской и зарубежной литературы рубежа XIX–XX вв. Основные поэтические течения конца Х1Х–начала ХХ в.: символизм, акмеизм, футуризм, экспрессионизм, сюрреализм. Эстетические принципы и представители направлений. Экзистенциализм: взаимовлияние литературы и философии. Мир как чередование бессмысленных случайностей. Мотив одиночества, абсурдности истории, свободы выбора и ответственности за него в творчество Ж.-П. Сартра и А. Камю. Театр абсурда, его разновидности. Влияние абсурдистской эстетики на практику современного театра. Социальные предпосылки зарождения «театра абсурда», традиция символистской драмы, дадаистского и сюрреалистического театра; экзистенциализм и «театр абсурда». Э. Ионеско - зачинатель абсурдизма во французской драматургии. История создания антипьесы «Лысая певица». Постмодернизм как общеэстетический феномен современной западной культуры. Основные понятия постмодернизма: «мир как хаос», «мир как текст», «постмодернистская чувствительность», «интертекстуальность», «пародийный модус повествования» и их воплощение в произведениях У.Эко. Философские новеллы и эссе Борхеса. Поиски метафор реальности, образ парадоксального мира. Эссе Борхеса о писателях. Поиски поэтического языка в прозе А. Барикко. Список литературы Основная литература 1. Галустова О. В. Зарубежная литература. Конспект лекций. Учебное пособие [Электронный ресурс] / О.В. Галустова. – М.: А-Приор, 2011. – 143 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=72700 2. Жук М. И. История зарубежной литературы конца XIX – начала XX века: учебное пособие [Электронный ресурс] / М.И. Жук. – М.: Флинта, 2011. –113 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=69138 3. Курдина Ж. В., Модина Г. И. История зарубежной литературы XIX века. Романтизм: учебное пособие [Электронный ресурс] / Ж.В. Курдина, Г.И. Модина. – М.: Флинта, 2010. – 104 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=57983 4. Луков В.А. История литературы: Зарубежная литература от истоков до наших дней: учебное пособие для студентов вузов / В.А. Луков. - М.: «Академия», 2008. – 512 с. 5. Осьмухина О. Ю., Казеева Е. А. От античности к XIX столетию. История зарубежной литературы. Учебное пособие [Электронный ресурс] / О.Ю. Осьмухина, Е.А. Казеева. – М.: Флинта, 2010. – 318 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=69145
Дополнительная литература 1. Зарубежная литература. ХХ век: практикум / Н.П. Михальская, В.А. Пронин; под общ. Ред. Н.П. Михальской. – М.: Дрофа, 2007. – 270 с. 2. Зарубежная литература конца XIX- начала ХХ века: учебное пособие для высш. учеб. Заведений: в 2 т. Т. 1 / В.М. Толмачев, А.Ю. Зиновьева, Д.А. Иванов; под ред. В.М. Толмачева. – М.: Академия, 2007. – 471 с. 3. Зарубежная литература конца XIX- начала ХХ века: учебное пособие для высш. учеб. Заведений: в 2 т. Т. 2 / В.М. Толмачев, А.Ю. Зиновьева, Д.А. Иванов; под ред. В.М. Толмачева. – М.: Академия, 2007. – 400 с. 4. Михайлов А. Д. От Франсуа Вийона до Марселя Пруста. Страницы истории французской литературы Нового времени (XVI-XIX века). Том 1/ А.Д. Михайлов [Электронный ресурс]. – М.: Языки славянских культур, 2009. – 238 с. – Режим доступа:http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=73309 5. Михайлов А. Д. От Франсуа Вийона до Марселя Пруста. Страницы истории французской литературы Нового времени (XVI-XIX века). Том 2 / А.Д. Михайлов [Электронный ресурс]. – М.: Языки славянских культур, 2010. – 316 с. – Режим доступа:http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=73311 6. Серенков Ю. С. Культурный диалог США и Великобритании в американской Артуриане (XIX в. – начало XX в.) / Ю.С. Серенков [Электронный ресурс]. –Новокузнецк: Кузбасская государственная педагогическая академия, 2008. – 333 с. – Режим доступа: http://www.biblioclub.ru/index.php?page=book&id=88686
|