Полезное:
Как сделать разговор полезным и приятным
Как сделать объемную звезду своими руками
Как сделать то, что делать не хочется?
Как сделать погремушку
Как сделать так чтобы женщины сами знакомились с вами
Как сделать идею коммерческой
Как сделать хорошую растяжку ног?
Как сделать наш разум здоровым?
Как сделать, чтобы люди обманывали меньше
Вопрос 4. Как сделать так, чтобы вас уважали и ценили?
Как сделать лучше себе и другим людям
Как сделать свидание интересным?
Категории:
АрхитектураАстрономияБиологияГеографияГеологияИнформатикаИскусствоИсторияКулинарияКультураМаркетингМатематикаМедицинаМенеджментОхрана трудаПравоПроизводствоПсихологияРелигияСоциологияСпортТехникаФизикаФилософияХимияЭкологияЭкономикаЭлектроника
|
Стандартизациятеста
Одним изважных отличий психометрических тестов является то,чтоони стан- дартизированы, аэто позволяет сравнить показатели,полученные одним испы- туемым,стаковыми вгенеральной совокупности илисоответствующих группах. 168Глава3.Психометрическиеосновыпсиходиагностики: основныеэтапы...
Темсамымдостигается адекватная интерпретация показателя отдельного испы- туемого.Такимобразом,стандартизация тестанаиболееважнав техслучаях,ког- да осуществляется сравнение показателей обследуемых. Приэтомвводитсяпоня- тие нормы, или нормативныхпоказателей. Дляполучениястандартных норм нужнотщательноотобратьбольшееколичество испытуемыхвсоответствиисясно обозначенным критерием. Приформировании выборкистандартизации следует учитыватьееобъёмирепрезентативность. Вруководствах потестамчащевсего указывается нато,чтодляпростого уменьшения стандартной погрешности до- статочной будет выборкаиз500испытуемых. Однакорепрезентативность выбор- кинезависитотееобъема.Например,длятогочтобыполучитьнормативные по- казателидлявсейпопуляции детей,обучающихсявначальной школе,потребует- сявыборка объемом более 10тысяч,тогдакаквыборка изтакой ограниченной популяции,какшеф-пилоты авиакомпаний,неможетбытьстользначительной. Репрезентативность выборки,такимобразом,параметрболееважный,нежелиее объем.Внекоторых случаяхприходится формировать несколько группстандар- тизацииилистратифицировать группустандартизации относительно такихпара- метров,каквозраст,пол,социальный статус.Устанавливать нормыневсегдаобя- зательно. При использовании психологических тестоввнаучном исследовании нормы нестольважныидостаточно «сырых»показателей теста. Нормыдлякаждойгруппыдолжныбытьпредставлены всреднихвеличинахи показателе стандартного отклонения. Расчетсредней величины элементарен и хорошоизвестен,астандартное отклонение определяется спомощью формулы, имеющей вид:
Сегодня напрактике всебольшеиспользуется такойтиппроизводной оценки, как стандартныепоказатели, удовлетворяющийбольшинству требований,предъ- являемых кпсихологическому измерению. Такие показатели выражают отличие индивидуального результата испытуемого от среднего вединицах стандартного отклонения соответствующего распределения. Стандартные показатели получа- ютдвумя путями: линейным инелинейным преобразованием первичных («сы- рых»)оценок. Вслучаелинейного преобразования сохраняются всесвойства ис- ходногораспределения «сырых»оценок,итакиепоказатели называются стандарт- ными или z -показателями. Длявычисления г-показателя находятразность между первичной оценкой исредним длянормативной группы иделятеенастандарт- ноеотклонение нормативной группы. Формула имеет вид: Здесьнеобходимо сказатьотом,чтоосновной причиной преобразования пер- вичныхоценок внекоторую производную шкалуявляется желание получить по- казатели,которые сопоставимы междусобой внезависимости оттого,покакому 3.9. Стандартизация теста 169
тестуони получены. Линейное преобразование позволяет получить показатели сопоставимые лишьвтомслучае,когдараспределения «сырых»оценок,покото- рымонирассчитываются,имеют примерно одинаковую форму. Длятогочтобы сопоставлять показатели,полученные наоснове распределений разной формы, прибегают кнелинейному преобразованию,илик нормализованнымстандарт- нымпоказателям. Процедура нелинейного преобразования достаточно проста и описана вмногочисленных руководствах поматематической статистике. Такие показатели обычно рассчитывают спомощью таблиц. Вэтихтаблицах приводит- сяпроцент случаев,приходящихся научастки,которые отстоятотсреднего нор- мальной кривой нанекоторое число единиц стандартного отклонения. Сначала определяют процент лиц,чьипоказатели превышают каждую «сырую»оценку, азатемпоэтомупроценту втаблице отыскивают соответствующее значение нор- мализованного стандартного показателя. Этипоказатели,какилинейно преоб- разованные,будутиметь среднее (X), равное 0,истандартное отклонение (SD), равное 1.Нулевое значение показывает,чтоиспытуемый попадает вточку,соот- ветствующую среднему нормальной кривой,превосходя 50%группы. Вслучае, еслипоказатель равен—1,испытуемый превосходит примерно 16% группы,аес- ли+1—превосходит 84% группы. Нормализованным стандартным показателям можно придатьлюбуюудобнуюформу, например,умножив егона10иприбавив произведение к50,получаем такназываемый «T-показатель» ивэтомслучае Т, равное50,соответствует среднему,равному60—превышает среднеенаодностан- дартноеотклонение ит.д.Сдругими,неменеепопулярными нелинейными пре- образованиями «сырых»показателей теста,можно ознакомиться всоответствую- щейлитературе1. Созданием стандартизованного тестаиегопубликацией обычно завершается работа психолога,однако следуетпомнить иотом,чтостечением времени не- обходим пересмотр (ревизия) теста. Достаточно вспомнить отестахинтеллекта (см.гл.4),нормы покоторым устареваютчерезкаждые5лет,иможнопредполо- жить,чтопроцесс ихстарения будетускоряться. Длянаглядности этапы конст- руирования тестапредставлены нарис.3.1. Примериз практики:определениенадежности опросника16 PF Кеттелла. Личностный опросник Раймонда Кеттелла 16PF(16 личностных факторов) от- носится кнаиболее распространенным психодиагностическим инструментам и не нуждается вспециальном представлении. Ужебезмалого 50летпсихологи всего мираиспользуют его длярешения разнообразных прикладных инаучных задач. Однако каквбывшем СССР,такиныне вовновь образованных странах этот опросник,несмотря надостаточно большую популярность,используется непро- фессионально,с нарушением всехнормиправил,предъявляемых кпсихологиче- скимтестам. Кроме различных переводов опросника,которые существенно отличаются один отдругого,врусскоязычной литературе часто встречаются иразличные
|